Трудовые ресурсы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:02, реферат

Краткое описание

Российский рынок труда все больше приобретает черты, свободно развивающейся экономической системы после 1992г Госкомстат России проводит ежегодные выборочные обследования по проблемам занятости населения. С 1999г статистика занятости существенно улучшилась; обследования стали ежеквартальными, расширился спектр предоставляемых данных, появились более детальные сведения о структуре занятых, безработных, экономически активном и неактивном населении. Но во многих секторах спрос на труд предъявляется в оси, частными фирмами, но в таких сферах, как например, образование или здравоохранение, государство остается крупнейшим работодателем.

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………………...1
2. Основная часть……………………………………………………………..3
3. Заключение………………………………………………………………...25
4. Список использованной литературы……………………………………..26

Файлы: 1 файл

Рефера по географии..doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, кото­рый в свою очередь имеет количественный и качественный ас­пекты.

Количественный аспект характеризуется такими парамет­рами, как общая численность трудоспособного населения; ко­личество рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и ин­тенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется та­кими показателями трудоспособного населения, как состояние здоровья, физическая дееспособность; общеобразовательная и про­фессионально-квалификационная подготовка.

Таким образом, количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную, а качественный аспект — интенсив­ную составляющие.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечиваю­щие экономический рост и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирова­ния и использования трудового потенциала страны, района, про­изводственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и от­раслей хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является цен­тральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование людей как главной производительной силы выступает решающим фактором

 

 

8

экономического развития и об­щественного прогресса в целом.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему техни­ко-технологической вооруженности живого труда, поскольку по­вышение уровня фондовооруженности производителей материаль­ных и духовных благ способствует росту производительности тру­да и, следовательно, обеспечивает наиболее плодотворное исполь­зование рабочего времени.

Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому динамика дви­жения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.

Возрастная структура населения России следующая: моложе трудоспособного возраста — 29,1 млн. чел., в трудоспособном воз­расте — 86,3 млн. чел., старше трудоспособного возраста — 30,1 млн. чел. Сопоставление этих показателей с соответствующими показа­телями дореформенного 1990 г. показывает, что произошло умень­шение численности лиц моложе трудоспособного возраста и возра­стание в трудоспособном и старше трудоспособного возрастах.

Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занята в производстве и, следовательно, относится к трудовым ресурсам. Наряду с этим известная доля пенсионеров также занята в экономике, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Следовательно, численность на­селения в трудоспособном возрасте неравнозначна численности трудовых ресурсов.

 

 

9

     Данные по динамике численности экономически активного населения за 1992—1999 гг., приведенные в статистическом еже­годнике, позволяют сделать следующие выводы:

1. Численность экономически активного населения России имеет тенденцию к сокращению. За 1992—2000 гг. она уменьши­лась на 4,6 млн. чел., или на 18,9%. Этот процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие страны.

2. Резко сокращается численность занятого в экономике населе­ния. При этом данный процесс протекает более интенсивно, чем сокращение численности трудовых ресурсов. Так, если числен­ность экономически активного населения уменьшилась на 4,3 млн.
чел., то численность занятого в экономике населения — на 9,8 млн. чел. Это обстоятельство ставит перед обществом актуальнейшую задачу существенного повышения использования уже сформиро­ванного трудового потенциала страны.

3.              Растет численность безработных. За 1992—1999 гг. данная категория населения увеличилась с 5,2 до 13,0% (табл. 1). Нача­лом этого процесса стало введение «шоковой терапии», в основе которой был заложен принцип распределения доходов не по тру­ду, а по капиталу. В результате этого резко снизилась трудовая мотивация, особенно у молодежи. Выход страны из социально-экономического кризиса может быть осуществлен только на путях
развития и совершенствования принципа трудовой творческой
мотивации.

 

 

 

 

 

 

10

Таблица 1. Изменение численности экономически активного

населения в 1992— 1999 гг.,%

 

Показатели

Годы

 

 

1992

1995          1996

1997

1999

Экономически активное

население — всего

100

100           

100

100

В том числе:

 

 

 

 

занятые

94,8

90,0          90,7

88,2

87,0

безработные

5,2

9,4             9,3

11,8

13,0

Сокращение численности занятого населения и неуклонный рост незанятого трудоспособного населения углубляют понима­ние причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.

В трудоспособном населении выделяют экономически актив­ное и экономически пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населе­ния, которая занята во всех видах деятельности или намерена уча­ствовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под эконо­мически пассивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству.

Численность экономически активного населения имеет тен­денцию к сокращению. В 1999 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 4 591 тыс. чел. При этом число мужчин сократи­лось на 2 331 тыс., а число женщин — на 2 259 тыс. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым в экономике, чис­ленность которого за этот период сократилась на 9 807 тыс. чел., из них мужчины составляют 5 107 тыс., женщины — 4 700 тыс., что свидетельствует об активном сокращении численности заня­того мужского населения.

 

 

11

Формирование рыночных структур в экономике Российской Федерации требует многообразия форм собственности, а следова­тельно, изменений в распределении численности населения, за­нятого по секторам экономики. За 1992—1999 гг. его численность сократилась с 72,1 млн. до 64,5 млн. чел., или на 10,5%. Такое сокращение, вызванное экономическим кризисом, привело к зак­рытию нерентабельных производств или к сокращению их дея­тельности.

Количество занятых на предприятиях государственной и му­ниципальной собственности сократилось с 49,7 млн. до 23,8 млн. чел., или на 52,2%. При этом доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 37%. Одновременно резко возросла занятость населения в не­государственном секторе. Его доля повысилась с 18,3 до 38,2%. Особенно высокие темпы роста численности занятого населения отмечаются на предприятиях и в организациях со смешанной рос­сийской формой собственности (без учета иностранного капита­ла) — с 7,5 млн. до 9,7 млн. чел. (в 1,3 раза) и в частной соб­ственности — с 13,2 до 29,2 млн. чел. (в 2,2 раза ).

Значительный интерес представляет распределение занятых трудовых ресурсов по отраслям экономики .

Анализируя структуру занятости населения в разрезе отраслей экономики за 1992—1999 гг., можно выделить ряд сложных про­цессов, происходящих в экономике России.

Возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 45,1 до 56,3%).

Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,2%), в строительстве (с 11 до 7,7%), в науке и научном об­служивании (с 3,2 до 2,0%).

 

Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,9%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,1%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,4%).

 

12

 

 

Изменение структуры занятости по различным отраслям хо­зяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Определенное значение в изме­нении численности работников в разрезе отраслей имеет тот факт, что социально-экономический кризис не в одинаковой степени охватил отрасли. В наибольшей мере спад производства коснулся отраслей легкой, пищевой промышленности и военно-промыш­ленного комплекса. При этом следует отметить, что если феде­ральная и местная законодательная и исполнительная власти не занимаются экономическими проблемами, то регулирование чис­ленности работников всецело зависит от кадровой политики ру­ководителей предприятий и организаций.

Необходимо отметить беспрецедентное сокращение занятых в науке и научном обслуживании — только за последние четыре года численность работников этой отрасли сократилась на 339 тыс. чел. Данный процесс происходит по ряду причин, среди которых можно выделить следующие: закрытие многих научно-исследова­тельских институтов, утечка мозгов как внутри страны — в бан­ковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структу­ры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в науч­ных и вузовских коллективах, — так и за границу, на временное или постоянное жительство. Финансовая политика правительства, осуществляемая по отношению к преподавателям вузов и науч­ным работникам, не дает основания надеяться на коренные изме­нения в наиболее плодотворном использовании научного потен­циала, созданного в стране за многие десятилетия.

 

 

 

              13

 

В области трудовых ресурсов и в социальной сфере Российской Федерации является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспо­собности рабочей силы. На рынке труда в процессе структурной перестройки экономики предусматривается:

1. Предотвращение застойной и хронической безработицы и снижение негативных социальных последствий массового высво­бождения работников путем создания новых рабочих мест.

2. Создание необходимого организационно-финансового ме­ханизма переподготовки кадров и новых рабочих мест в частном секторе.

3. Проведение взвешенной политики занятости (не допускать массовой безработицы и одновременно не сдерживать высвобож­дение излишней рабочей силы и численности персонала в связи со структурной перестройкой экономики).

В социальной сфере предполагается решение следующих задач:

1. Соблюдение конституционных прав граждан в области тру­да, отдыха, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.

И Повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования соответ­ствующих ее секторов.

2. Четкое разграничение полномочий и ответственности в ре­шении социальных вопросов на уровне Федерации и ее субъек­тов, а также на муниципальном уровне.

3. Переориентация социальной политики на семью.

4.Улучшение материального положения и условий жизни на­селения, нормализация демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспо­собном возрасте.

 

14

5. Существенное улучшение социальной инфраструктуры. Фе­деральными органами исполнительной власти совместно с орга­нами самоуправления должно обеспечиваться дальнейшее раз­витие системы непрерывного образования, расширение возмож­ностей самообучения, переобучения персонала, находящегося под угрозой увольнения; развитие гибких форм занятости; введение системы стимулирования развития предпринимательской деятель­ности малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой дея­тельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

В области миграционной политики предусматривается преодо­ление стихийного развития миграции, выработка механизмов воз­действия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использова­ния потенциала мигрантов. Главными принципами миграцион­ной политики являются дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квот и ужесточение контро­ля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, повышение требований к привлекаемой иностранной рабочей силе в регионах с высоким уровнем безработицы.

Для народного хозяйства важно не только количество трудовых ресурсов, но и их размеще­ние по территории страны. Так, северные и восточные районы Рос­сии слабо обеспечены трудовыми ресурсами. Однако существуют и трудоизбыточные районы (Северный Кавказ).

По состоянию на конец 1996 г. трудовые ресурсы России состав­ляли 84,3 млн. человек, или почти 60% населения страны. По этому показателю она занимает четвертое место в мире после Китая, Индии, США. Более 90% общего количества трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные).

 

 

15

Однако данные демографической статистики показывают, что переживаемый Россией кризис затронул и самые глубокие демо­графические процессы. С 1992 г. наблюдалась естественная убыль населения России. За счет естественной убыли с 1992 по 1996 гг. население России уменьшилось на 3562 тыс. человек. С 1990 по1996 гг. численность занятых в народном хозяйстве сократилась с 75,3 до 66 млн человек. В 1995 г. из общего числа занятых в народ­ном хозяйстве 25,6% приходилось на промышленность, 15,7 — на сельское и лесное хозяйство (включая личное подсобное хозяйст­во), 11,0 — на образование, культуру и искусство, 9,6 — на торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение, 7,8 — на транспорт и связь, 6,6 — на здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, 4,5 — на жилищно-коммуналь­ное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, 2,5 — на науку и научное обслуживание, 2,9 — на аппа­рат органов управления, 1,2 — на кредитование, финансы и страхо­вание, 2,7% — на прочие отрасли.                                                                                                                     

Информация о работе Трудовые ресурсы России