Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:02, реферат
Российский рынок труда все больше приобретает черты, свободно развивающейся экономической системы после 1992г Госкомстат России проводит ежегодные выборочные обследования по проблемам занятости населения. С 1999г статистика занятости существенно улучшилась; обследования стали ежеквартальными, расширился спектр предоставляемых данных, появились более детальные сведения о структуре занятых, безработных, экономически активном и неактивном населении. Но во многих секторах спрос на труд предъявляется в оси, частными фирмами, но в таких сферах, как например, образование или здравоохранение, государство остается крупнейшим работодателем.
1. Введение …………………………………………………………………...1
2. Основная часть……………………………………………………………..3
3. Заключение………………………………………………………………...25
4. Список использованной литературы……………………………………..26
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности абсолютную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который в свою очередь имеет количественный и качественный аспекты.
Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как общая численность трудоспособного населения; количество рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.
Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями трудоспособного населения, как состояние здоровья, физическая дееспособность; общеобразовательная и профессионально-
Таким образом, количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную, а качественный аспект — интенсивную составляющие.
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование людей как главной производительной силы выступает решающим фактором
8
экономического развития и общественного прогресса в целом.
Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности производителей материальных и духовных благ способствует росту производительности труда и, следовательно, обеспечивает наиболее плодотворное использование рабочего времени.
Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения. Поэтому динамика движения численности населения и его структура предопределяют динамику численности и возрастного состава трудовых ресурсов. Следовательно, исходным пунктом в изучении качественного и количественного аспектов трудоспособного населения выступают указанные признаки всего населения.
Возрастная структура населения России следующая: моложе трудоспособного возраста — 29,1 млн. чел., в трудоспособном возрасте — 86,3 млн. чел., старше трудоспособного возраста — 30,1 млн. чел. Сопоставление этих показателей с соответствующими показателями дореформенного 1990 г. показывает, что произошло уменьшение численности лиц моложе трудоспособного возраста и возрастание в трудоспособном и старше трудоспособного возрастах.
Деление населения на три возрастные группы не в полной мере отражает объемы трудового потенциала, так как часть лиц моложе трудоспособного возраста занята в производстве и, следовательно, относится к трудовым ресурсам. Наряду с этим известная доля пенсионеров также занята в экономике, увеличивая тем самым численность трудовых ресурсов. Следовательно, численность населения в трудоспособном возрасте неравнозначна численности трудовых ресурсов.
9
Данные по динамике численности экономически активного населения за 1992—1999 гг., приведенные в статистическом ежегоднике, позволяют сделать следующие выводы:
1. Численность экономически активного населения России имеет тенденцию к сокращению. За 1992—2000 гг. она уменьшилась на 4,6 млн. чел., или на 18,9%. Этот процесс отрицательно влияет на социально-экономическое развитие страны.
2. Резко сокращается численность занятого в экономике населения. При этом данный процесс протекает более интенсивно, чем сокращение численности трудовых ресурсов. Так, если численность экономически активного населения уменьшилась на 4,3 млн.
чел., то численность занятого в экономике населения — на 9,8 млн. чел. Это обстоятельство ставит перед обществом актуальнейшую задачу существенного повышения использования уже сформированного трудового потенциала страны.
3. Растет численность безработных. За 1992—1999 гг. данная категория населения увеличилась с 5,2 до 13,0% (табл. 1). Началом этого процесса стало введение «шоковой терапии», в основе которой был заложен принцип распределения доходов не по труду, а по капиталу. В результате этого резко снизилась трудовая мотивация, особенно у молодежи. Выход страны из социально-экономического кризиса может быть осуществлен только на путях
развития и совершенствования принципа трудовой творческой
мотивации.
10
Таблица 1. Изменение численности экономически активного
населения в 1992— 1999 гг.,%
Показатели | Годы | |||
| 1992 | 1995 1996 | 1997 | 1999 |
Экономически активное население — всего | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе: |
|
|
|
|
занятые | 94,8 | 90,0 90,7 | 88,2 | 87,0 |
безработные | 5,2 | 9,4 9,3 | 11,8 | 13,0 |
Сокращение численности занятого населения и неуклонный рост незанятого трудоспособного населения углубляют понимание причин всестороннего кризиса, охватившего Россию.
В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономически пассивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству.
Численность экономически активного населения имеет тенденцию к сокращению. В 1999 г. по сравнению с 1992 г. она уменьшилась на 4 591 тыс. чел. При этом число мужчин сократилось на 2 331 тыс., а число женщин — на 2 259 тыс. Аналогичные процессы происходят с населением, занятым в экономике, численность которого за этот период сократилась на 9 807 тыс. чел., из них мужчины составляют 5 107 тыс., женщины — 4 700 тыс., что свидетельствует об активном сокращении численности занятого мужского населения.
11
Формирование рыночных структур в экономике Российской Федерации требует многообразия форм собственности, а следовательно, изменений в распределении численности населения, занятого по секторам экономики. За 1992—1999 гг. его численность сократилась с 72,1 млн. до 64,5 млн. чел., или на 10,5%. Такое сокращение, вызванное экономическим кризисом, привело к закрытию нерентабельных производств или к сокращению их деятельности.
Количество занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности сократилось с 49,7 млн. до 23,8 млн. чел., или на 52,2%. При этом доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с 68,9 до 37%. Одновременно резко возросла занятость населения в негосударственном секторе. Его доля повысилась с 18,3 до 38,2%. Особенно высокие темпы роста численности занятого населения отмечаются на предприятиях и в организациях со смешанной российской формой собственности (без учета иностранного капитала) — с 7,5 млн. до 9,7 млн. чел. (в 1,3 раза) и в частной собственности — с 13,2 до 29,2 млн. чел. (в 2,2 раза ).
Значительный интерес представляет распределение занятых трудовых ресурсов по отраслям экономики .
Анализируя структуру занятости населения в разрезе отраслей экономики за 1992—1999 гг., можно выделить ряд сложных процессов, происходящих в экономике России.
Возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 45,1 до 56,3%).
Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,2%), в строительстве (с 11 до 7,7%), в науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,0%).
Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,9%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,1%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,4%).
12
Изменение структуры занятости по различным отраслям хозяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Определенное значение в изменении численности работников в разрезе отраслей имеет тот факт, что социально-экономический кризис не в одинаковой степени охватил отрасли. В наибольшей мере спад производства коснулся отраслей легкой, пищевой промышленности и военно-промышленного комплекса. При этом следует отметить, что если федеральная и местная законодательная и исполнительная власти не занимаются экономическими проблемами, то регулирование численности работников всецело зависит от кадровой политики руководителей предприятий и организаций.
Необходимо отметить беспрецедентное сокращение занятых в науке и научном обслуживании — только за последние четыре года численность работников этой отрасли сократилась на 339 тыс. чел. Данный процесс происходит по ряду причин, среди которых можно выделить следующие: закрытие многих научно-исследовательских институтов, утечка мозгов как внутри страны — в банковские, финансовые, страховые и иные коммерческие структуры, где оплата труда многократно превышает ее уровень в научных и вузовских коллективах, — так и за границу, на временное или постоянное жительство. Финансовая политика правительства, осуществляемая по отношению к преподавателям вузов и научным работникам, не дает основания надеяться на коренные изменения в наиболее плодотворном использовании научного потенциала, созданного в стране за многие десятилетия.
13
В области трудовых ресурсов и в социальной сфере Российской Федерации является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. На рынке труда в процессе структурной перестройки экономики предусматривается:
1. Предотвращение застойной и хронической безработицы и снижение негативных социальных последствий массового высвобождения работников путем создания новых рабочих мест.
2. Создание необходимого организационно-финансового механизма переподготовки кадров и новых рабочих мест в частном секторе.
3. Проведение взвешенной политики занятости (не допускать массовой безработицы и одновременно не сдерживать высвобождение излишней рабочей силы и численности персонала в связи со структурной перестройкой экономики).
В социальной сфере предполагается решение следующих задач:
1. Соблюдение конституционных прав граждан в области труда, отдыха, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.
И Повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования соответствующих ее секторов.
2. Четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных вопросов на уровне Федерации и ее субъектов, а также на муниципальном уровне.
3. Переориентация социальной политики на семью.
4.Улучшение материального положения и условий жизни населения, нормализация демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте.
14
5. Существенное улучшение социальной инфраструктуры. Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами самоуправления должно обеспечиваться дальнейшее развитие системы непрерывного образования, расширение возможностей самообучения, переобучения персонала, находящегося под угрозой увольнения; развитие гибких форм занятости; введение системы стимулирования развития предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
В области миграционной политики предусматривается преодоление стихийного развития миграции, выработка механизмов воздействия на этот процесс, снижение негативных последствий для общества и государства, повышение эффективности использования потенциала мигрантов. Главными принципами миграционной политики являются дифференцированный подход к различным категориям мигрантов, введение квот и ужесточение контроля за иммиграцией иностранных граждан в Россию, повышение требований к привлекаемой иностранной рабочей силе в регионах с высоким уровнем безработицы.
Для народного хозяйства важно не только количество трудовых ресурсов, но и их размещение по территории страны. Так, северные и восточные районы России слабо обеспечены трудовыми ресурсами. Однако существуют и трудоизбыточные районы (Северный Кавказ).
По состоянию на конец 1996 г. трудовые ресурсы России составляли 84,3 млн. человек, или почти 60% населения страны. По этому показателю она занимает четвертое место в мире после Китая, Индии, США. Более 90% общего количества трудовых ресурсов приходится на экономически активную часть населения (занятые и безработные).
15
Однако данные демографической статистики показывают, что переживаемый Россией кризис затронул и самые глубокие демографические процессы. С 1992 г. наблюдалась естественная убыль населения России. За счет естественной убыли с 1992 по 1996 гг. население России уменьшилось на 3562 тыс. человек. С 1990 по1996 гг. численность занятых в народном хозяйстве сократилась с 75,3 до 66 млн человек. В 1995 г. из общего числа занятых в народном хозяйстве 25,6% приходилось на промышленность, 15,7 — на сельское и лесное хозяйство (включая личное подсобное хозяйство), 11,0 — на образование, культуру и искусство, 9,6 — на торговлю и общественное питание, материально-техническое снабжение, 7,8 — на транспорт и связь, 6,6 — на здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, 4,5 — на жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, 2,5 — на науку и научное обслуживание, 2,9 — на аппарат органов управления, 1,2 — на кредитование, финансы и страхование, 2,7% — на прочие отрасли.