Соотношение сельскохозяйственного и промышленного секторов в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально- экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОССИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5
2. ПРИЧИНЫ НЕСООТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8
3.ПАРИТЕТНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ 11
1.1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЦЕН 11
1.2. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 14
4. УКРЕПЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Х9042107(б) К.р.Экономическая география.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Развитие  аграрного сектора в условиях ограниченной государственной поддержки  возможно только при соответствующем  регулировании государством правил на рынке, которые обеспечат баланс интересов всех участников создания и движения продукта и надежную защиту отечественного товаропроизводителя от экспансии импорта. Для эквивалентности отношений сельскохозяйственных и промышленных предприятий целесообразно применять целевые цены, методика определения которых разработана Министерством сельского хозяйства и продовольствия РоссииЦелевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций и компенсаций.В реальной жизни целевые цены не существуют. Целевые цены – это желаемый уровень эквивалентных (паритетных) цен. Они не гарантируются государством и не функционируют на рынке. Они служат для определения уровня паритетных цен. Целевые цены должны стремиться к паритетным ценам.

4. Укрепление сельскохозяйственных организаций

     В развитии сельского хозяйства наметились определенные положительные тенденции. Отрасль вышла на положительную динамику роста. В 1999-2002 гг. по сравнению с 1998 г. общий объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 22,5%, а в сельскохозяйственных организациях — на 26%.

     Повысился их удельный вес в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции. Начала укрепляться экономика сельхозпредприятий. Удельный вес убыточных хозяйств сократился с 88% в 1998 г. до 52% в 2002 г. В среднем за последние четыре года рентабельность

     сельскохозяйственного производства составила 6,6%, сельскохозяйственными предприятиями получено 15,3 млрд руб. прибыли против 36,2 млрд руб. убытка в 1998 г.

     При более благоприятной экономической  ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве, в агропромышленном комплексе  усилились процессы кооперации и агропромышленной интеграции, создания на новой основе крупных интегрированных структур с участием банков, промышленных компаний и частных предпринимателей. Начался рост инвестиций в сельское хозяйство.8

     Позитивные  тенденции в развитии сельского хозяйства явились результатом последовательной работы федерального центра и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 гг.

     Увеличились ассигнования на поддержку сельского  хозяйства из консолидированного бюджета, на федеральном уровне упразднены неэффективные  бюджетные субсидии, увеличены базовые  субсидии на элитное семеноводство, племенное животноводство. Существенные изменения претерпела кредитная политика. Введена система страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. Проведена реструктуризация задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Однако, несмотря на принятые меры, социально-экономическая ситуация в сельском хозяйстве остается сложной. Сохраняется неэквивалентность в товарообмене сельского хозяйства с другими отраслями экономики. Финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий продолжает усугубляться. В абсолютном большинстве хозяйств практически все оборотные средства замещены отсроченной и просроченной кредиторской задолженностью.

     На  финансово-экономическом состоянии  сельхозпредприятий отрицательно сказываются нестабильность и неустойчивость ценовой ситуации на внутреннем продовольственном рынке страны, прежде всего, на рынке зерна.9

     В связи с увеличением переходящих  запасов зерна урожая 2001 г. в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятиях и высоким урожаем зерновых культур в 2002 г. цены на зерно, закупленное у сельхозтоваропроизводителей, существенно снизились, в результате чего экономические показатели деятельности предприятий ухудшились, а их финансовое состояние еще более обострилось.

     В целях укрепления финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий  и организаций коллегия решила:

  1. Депагрополитике, Депэкономике совместно с другими подразделениями Министерства в соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 19 сентября 2002 г., в срок до 15 марта 2003 г. внести в Правительство Российской Федерации предложения по корректировке и актуализации Основных направлений агропродовольственной политики на 2001-2010 гг., предусматривающие систему мер по дальнейшему развитию агропромышленного производства, повышению его эффективности и укреплению финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  2. Депэкономике, Депбухучету, Депагрополитике, Депрегионам, Упргоссобственности, Упринформу:в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации по реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» разработать и совместно с органами государственного управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации реализовать план практических мероприятий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций; ввести мониторинг исполнения закона и нормативных актов Правительства Российской Федерации по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и по результатам мониторинга вносить предложения руководству Министерства по совершенствованию нормативной правовой базы по этим вопросам.
  3. Рекомендовать межведомственным территориальным комиссиям по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей при проведении реструктуризации просроченной кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций всесторонне рассмотреть их финансово-экономическое состояние, оказывать им практическую помощь в разработке мероприятий по его укреплению. О ходе и результатах работы по финансовому оздоровлению информировать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  4. Депэкономике: в срок до 1 марта 2003 г. разработать и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на страхование урожая сельскохозяйственных культур, и до 1 июня 2003 г. — предложения по развитию страхования в сельском хозяйстве;провести в 2003 г. в одном из регионов России эксперимент по совершенствованию механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, повышению эффективности субсидирования сельского хозяйства из федерального бюджета; в установленные для подготовки проектов глав Налогового кодекс сроки внести в Минфин России предложения по поэтапному введению ставки налога на прибыль сельхозорганизаций, не перешедших на единый сельскохозяйственный налог, внесению изменений и дополнений в главу 261 Налогового кодекса Российской Федерации по применению упрощенной системы налогообложения.
  5. Депэкономике, Депбухучету, структурным подразделениям Министерства обеспечить: своевременное и полное использование средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2003 г. на финансирование агропромышленного производства; разработку в установленные сроки проекта федерального бюджета по АПК на 2004 г. и до начала 2004 г. — подготовку порядков субсидирования товаропроизводителей АПК из федерального бюджета; проведение совместного совещания Счетной палаты и Минсельхоза России по указанным вопросам.
  6. Депбухучету в срок до 1 апреля 2003 г. подготовить для внесения в Минфин России предложения по переходу организаций АПК на международные стандарты финансовой отчетности.
  7. КРУ усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку агропромышленного производства.
  8. Рекомендовать ОАО «Росагролизинг» внести коррективы в условия поставок машиностроительной продукции и племенного скота с целью удешевления предмета лизинга и расширения круга сельскохозяйственных товаропроизводителей, приобретающих технику и племенной скот на условиях лизинга.
  9. Деппродрынкам, Депэкономике совместно с заинтересованными подразделениями Министерства и ГУП ФАП: в срок до 1 апреля 2003 г. подготовить предложения для внесения в Правительство Российской Федерации по совершенствованию механизма проведения закупочных и товарных интервенций, формированию системы залоговых операций, использования биржевых механизмов для регулирования рынка зерна и другой сельскохозяйственной продукции; провести всесторонний анализ влияния импорта продовольственных товаров на развитие сельского хозяйства, организовать оперативный мониторинг импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия и в месячный срок подготовить и внести предложения в Комиссию Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, по совершенствованию таможенно-тарифной политики с внесением необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации; в срок до 1 апреля 2003 г. подготовить предложения и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации по основным направлениям развития зернового рынка на период до 2010 г., включающие меры по развитию производства, биржевой торговли и экспорта зерна, совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам регулирования зернового рынка; в кратчайшие сроки завершить согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» для внесения его в Правительство Российской Федерации.
  10. Деппродрынкам совместно с ГУП ФАП в целях создания устойчивых каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и стабилизации цен на продовольственном рынке, обеспечения сельскохозяйственных организаций дополнительными финансовыми ресурсами в 2-месячный срок подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения по введению авансирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство продукции, поставляемой военным и другим приравненным к ним спецпотребителям.
  11. Депагрополитике, Депэкономике, Деппродрынкам, Упринформу, Депправу в рамках подготовки проекта закона «О развитии сельского хозяйства» подготовить и представить рабочей группе Министерства по подготовке законопроектов заключение на проект федерального закона «О компенсации потерь сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с нарушением паритета цен».
  12. Упринформу принять меры по увеличению охвата мониторингом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию регионов России  регулярно информировать руководство и подразделения Министерства о сложившихся соотношениях цен на сельскохозяйственную продукцию, продукцию ее переработки и в розничной торговле.
  13. Депагрополитике: совместно с другими подразделениями Министерства и органами государственного управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации активизировать работу по развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию интегрированных агропромышленных структур; разработать пособие по созданию и эффективному механизму функционирования холдинговых формирований в сфере АПК; совместно с Депэкономикой и другими заинтересованными подразделениями Министерства в срок до 1 мая 2003 г. подготовить предложения руководству Министерства по введению кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земель сельскохозяйственного назначения.
  14. Руководителям структурных подразделений Министерства обеспечить до 1 января 2005 г. передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, находящихся на балансе подведомственных предприятий и учреждений, в муниципальную собственность.Упргоссобственности совместно с Депсоцразвитием оказывать методологическую помощь органам государственного управления АПК субъектов Российской Федерации по вопросам завершения процесса передачи жилья и объектов социальной сферы сельскохозяйственными организациями в муниципальную собственность.
  15. Депсоцразвитию обеспечить разработку необходимой нормативно-правовой базы и совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить организационные меры по реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
  16. Департаментам и управлениям Министерства глубоко и всесторонне проанализировать состояние экономики подведомственных федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий, принять меры по улучшению их производственно-финансовой деятельности и внести в Упргоссобственность предложения о передаче в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации предприятий, не выполняющих функции федерального значения, или их приватизации.
  17. Депобразованию организовать в системе повышения квалификации кадров постоянную учебу руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий по вопросам менеджмента, организации предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета в рыночных условиях хозяйствования, совершенствования внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях.
  18. Рекомендовать Россельхозакадемии провести всесторонние научные исследования социально-экономической ситуации в сельском хозяйстве, процессов, происходящих в этой отрасли, и обеспечить научное сопровождение подготовки проекта федерального закона «О развитии сельского хозяйства», предусматривающего стратегические цели развития аграрного сектора и механизм их реализации.10

Заключение

     Характерной особенностью России является неравномерность  освоения ее территории. Процесс организации  территориального управления всегда отличала неполная вовлеченность природных  и иных территориальных ресурсов в общий ресурсообмен, содержащий серьезные диспропорции. Подобная несбалансированность все более пагубно сказывается на возможности России сохранять контроль и эффективно управлять на своей территории и является источником серьезных долгосрочных угроз.

     Исходя  из необходимости отстаивания данных интересов на современном этапе государственная стратегия повышения эффективности территориального управления должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, на обеспечение целостности и единства экономического пространства страны, формирование условий для устойчивого и стабильного развития реального сектора экономики России. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены и поняты всеми политическими силами общества.

     Необходимо  создание прочной законодательной базы, обеспечивающей условия для долгосрочного развития страны за счет более полного и сбалансированного использования внутренних ресурсов. Одним из основных препятствий для создания такой базы является отсутствие целостной системы территориального управления.

     В настоящее время ни одна страна не может занять достойное место  в мире, быть конкурентоспособной  при отсутствии эффективного территориального управления внутри страны.

     Долгосрочная  стратегия социально-экономического развития России может быть научно обоснованной и реализуемой на практике только тогда, когда она в полной мере учитывает территориальные факторы: исключительное разнообразие природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны и отражает их во всех направлениях государственной политики. В настоящее время неоднородность развития социально-экономического пространства России оказывает все более существенное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики.

     Кризис  АПК России в целом произошел  в связи с сокращением платежеспособного  спроса населения на продукты питания  животного происхождения, вызванным  обнищанием населения страны, падением реальных доходов.

     Причиной  кризиса стали грубые диспропорции во взаимоотношениях между сельским хозяйством и отраслями, производящими технику и другие ресурсы для него; между агарным сектором и перерабатывающей промышленностью. Нарушение эквивалентности объема между основными сферами АПК стало пагубным для АПК в целом.

     Кризис  усугубляет отсутствие эффективной  системы государственной поддержки  агарного сектора; опыт всех развитых стран мира свидетельствует о  необходимости вмешательства государства  в регулирование экономических  процессов в рыночных условиях.

     Выход из кризиса АПК возможен при общем оздоровлении экономики страны, при совершенствовании экономических отношений между партнерами, в том числе путем интеграции – вертикальной и горизонтальной, гармонизации договорных отношений, усилении регулирующей доли государства.

  Список литературы

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические  отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2004.- 335с.
  2. Алексеева В.С. Экономическая география. – М.: Велби, 2005.- 436с.
  3. Артемов К. Н. Экономическая география. - - СПб.: Питер, 2006.-503с.
  4. Булатов А.С., «Мировая экономика», М, учебник, «Прогресс», 2004.-438с.
  5. Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. – М., Ростов-на-Дону, 2004. -338с.
  6. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - М.: Консалтбанкир, 2004.-482с.
  7. Зайцев Н. Л. Экономика организации. Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2005. -610с.
  8. Карпов В. Д., Пронин Е. А. География России. – М.: ЭКО, 2004.-432с.
  9. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ. – М.: Маркетинг, 2004.-503с.
  10. Кураков «Российская экономика: состояние и перспективы», 2004.-279с.
  11. Ленский Л.Л.  Введение в экономическую географию: - М.: Бита-Пресс, 2005.- 439с.
  12. Маслова А. Р. Экономические регионы России. -  М.: Гардарика, 2005.-336 с.
  13. Минакир П.А. Региональная экономическая политика: стратегия развития Дальневосточного региона. Хабаровск , 2004.- 420с.
  14. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран.: Учебник/Под ред. В.П. Колесова и М.Н. Осьмовой. – М.: Флинта, 2004.-440с.
  15. Организация сельскохозяйственного производства. / Под ред. Шакирова Ф.К. – М.: Колос, 2005.-369с.
  16. Пронцев Т. Р. Экономическая география - М.: Финансы и статистика, 2004. -472с.
  17. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2004.-332с.
  18. Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2004.-404с.
  19. Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география. – М.: Гардарика,2004. -443с.
  20. http://www.agromedia.ru/New/article.asp?Art_Id=1124

Информация о работе Соотношение сельскохозяйственного и промышленного секторов в экономике РФ