Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:34, курсовая работа
Актуальность темы. Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально- экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РОССИЯ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 5
2. ПРИЧИНЫ НЕСООТНОШЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8
3.ПАРИТЕТНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ 11
1.1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЦЕН 11
1.2. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 14
4. УКРЕПЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
На основе рассмотрения динамики и соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленности, потребляемую в сельском хозяйстве, авторы приходят к заключении о существовании значительного диспаритета цен, в результате которого происходит отток капитала из сельского хозяйства в промышленность и торговлю. Намечены меры по устранению диспаритета цен.
Важнейший инструмент экономического механизма регулирования агропромышленного производства - восстановление эквивалентных отношений между сельским хозяйством и промышленностью. Стихийный рынок без регуляторов привел к разрыву экономических связей. Сельское хозяйство поставлено в неравное положение из-за диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Полученный в сельскохозяйственной отрасли доход перераспределяется в другие сферы экономики.5
В
условиях рынка высокая эффективность
сельскохозяйственного
Диспаритет
цен – понятие для мирового
аграрного сектора не новое. В
странах с развитой рыночной экономикой
тенденции опережающего роста цен
на поставляемые ресурсы также имеют
место. Однако высокая эффективность
сельскохозяйственного
Неэквивалентность обмена в значительной степени сглаживалась бюджетной поддержкой государства, уровень которой в годы, предшествовавшие либерализации цен, был достаточно высоким.
Вступление
России в рынок сопровождалось переходом
к свободным ценам, складывающимся
под влиянием спроса и предложения.
Либерализация цен, проводившаяся
без предварительной подготовки
и применения смягчающих мер на фоне
падения платежеспособного
В эти годы превышение темпов роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села над ростом цен на продукцию сельского хозяйства приобрело устойчивый характер.
Самый большой рост цен наблюдается по сельскохозяйственным машинам и оборудованию для растениеводства – в 20986 раза, электроэнергии – в 19967 раз, запасным частям – в 21544 раз, машинам для животноводства и кормопроизводства – в 22744 раза, тракторам – в 19198 раз. Стоимость услуг выросла в 17408 раз.
Приведенные данные показывают, что за исследуемый период ни на один вид промышленной продукции и услуг, оказанных сельскохозяйственным предприятиям, цены не были ниже цен предыдущего года. По сельскохозяйственной продукции в 2002 г., например, в среднем цена практически не изменилась в сравнении с предыдущим годом. Более того, по зерновым культурам она в 2002 г. была на 14,0% ниже, чем в 2001 г. (по пшенице – на 16,0%, по ячменю – на 8,0%). Даже по молоку, свинине и мясу птицы цены снизились на 3,0; 1,0 и 4,0% соответственно.
За небольшой отрезок времени – в конце июня по сравнению с декабрем 2002 г. – цены на продукцию растениеводства в России выросли на 12%, на продукцию животноводства снизились на 4%. За этот же период электроэнергия, отпущенная селу, подорожала на 20%, дизельное топливо – на 14, пропашные тракторы – на 15, комбикорма – на 12, кирпич и цемент – на 19 и 24% соответственно.
Проводимая экономическая реформа привела к низкому платежеспособному спросу всех потребителей продукции, инфляции, спаду производства. Это повлекло за собой финансовую нестабильность, потери и экономический кризис, разрушение сложившихся эквивалентного обмена и межотраслевых связей, нарушение экономических отношений между партнерами.6
Иногда даются рекомендации по борьбе с монополизмом и диспаритетом цен мерами административно-директивного характера. Некоторые ученые предлагают законодательно ввести в России систему органов регулирования паритетов цен, в частности создать Федеральную комиссию по мониторингу и регулированию паритетов цен с включением ее в аппарат Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Службы паритетов должны обладать правом на федеральном уровне регулировать цены на продовольствие и основные продукты питания (зерно, молоко, мясо, яйца), на технику и минеральные удобрения. Промышленным фирмам могут устанавливаться ограничения на повышение цен исходя из определенной государством нормативной рентабельности. Данная идея тоже весьма спорна, поскольку искусственное регулирование цен в отрыве от реализации целостной программы государственного регулирования процессов в национальной экономике, и в частности аграрной сферы, не может быть эффективным. Серьезное внимание при решении проблемы диспаритета цен в АПК уделяется государственному регулированию. В последнее время широкое распространение получило мнение о необходимости повторной реструктуризации кредиторской задолженности аграрных предприятий, в том числе перед бюджетом.
Другие ученые предлагают наиболее радикальный путь решения данной проблемы. Они считают, что следует ставить вопрос об отнесении задолженности сельскохозяйственных предприятий на внутренний долг государства путем их списания с аграрных товаропроизводителей, поскольку реструктуризация не спасет село. Реализация подобного предложения, возможно, будет иметь краткосрочный эффект, однако ее последствия будут резко отрицательными, поскольку убедят несостоятельные предприятия в слабости закона, а для более сильных создадут прецедент: выгоднее уклоняться от своих финансовых обязательств, нежели четко выполнять их.
К
проблеме снижения диспаритета цен
следует подходить с
В настоящее время сбыт — наиболее слабое звено в АПК. Основные производственные фонды заготовительных предприятий и сельской торговли не превышают 9% их общего количества в АПК, а численность работников еще меньше. Низкая эффективность системы сбыта в аграрном секторе влечет за собой значительные потери сельскохозяйственной продукции при заготовке, транспортировке, переработке и хранении, которые увеличиваются из-за неравномерности поставок, сезонности снабжения сырьем. Капитальные вложения в сферу реализации мизерны, хотя мировой опыт свидетельствует о том, что с учетом мирового опыта систему сбыта необходимо развивать опережающими темпами по сравнению с производством продукции в следующих направлениях:
Для решения сложной задачи восстановления паритета цен можно принять специальную федеральную программу восстановления и поддержания паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
В ходе ее разработки надо определить перечень продукции АПК, цены на которую регулируются федеральными органами исполнительной власти; установить контроль за ценами на материально-технические ресурсы, поставляемые селу в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства; подготовить мероприятия, способствующие установлению эквивалентного обмена между сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями первичной переработки продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения, занимающими доминирующее положение на рынке; обосновать механизмы взаимодействия государственных органов власти с представителями организаций, объединяющих сельских товаропроизводителей.
Для товаропроизводителя важно, чтобы цены реализации позволяли получать прибыль и вести расширенное воспроизводство. С этой целью следует решительнее применять гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, рассчитанные на основе целевых цен, и вводить залоговые операции. Для достижения ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства государство должно активнее осуществлять демонополизацию предприятий и организаций 1 и 3 сфер АПК.
Нуждаются
в государственном
В 2002 г. ситуация изменилась в пользу сельского хозяйства. Доля сельского хозяйства по мясу крупного рогатого скота составила 47,0 %, по мясу свиней – 70,5 %, по мясу птицы – 72,5 %. А вот по молоку доля сельского хозяйства была снижена на 18 пунктов и составила – 56,5 %. Эта ситуация была вызвана некоторой стабилизацией цен на продовольствие (в основном из-за низкого платежеспособного уровня населения).
Примерно такая же тенденция наблюдается и в доле сельского хозяйства в розничных ценах торговли. В 1999 г. она составляла: по говядине – 27,0 %, свинине – 33,4, мясу птицы – 40,4, по молоку – 49,7 %. В 2002 г. доля сельского хозяйства в розничных ценах торговли немного повысилась. Доля сельского хозяйства в говядине стала составлять 30,9%, в свинине – 37,0, мясе птицы – 44,0. Доля сельского хозяйства в розничной цене молока снизилась до 43,9%.
Следует отметить, что доля торговли по данным видам продовольственных товаров составляет от 20 до 40 %. Это говорит о том, что переработка и торговля извлекают из сельского хозяйства значительную часть прибавочного продукта. Наиболее наглядно это проявляется на рынке яиц. Доля сельского хозяйства в розничной цене здесь составляет 56,5 %. Без особых затрат по доведению продукции до потребителя торговля увеличивает цену почти в 2 раза.
Еще меньшая доля сельскохозяйственных предприятий в розничных ценах наблюдается по продукции растительного происхождения. Так, в хлебе пшеничном и муке пшеничной высшего сорта она составляет 17-18 %, яблоках – 16, масле подсолнечном – 14, сахаре-песке – 5 %.
Одной
из мер противодействия
В сельском хозяйстве необходимо применять свободные цены, они способствуют развитию производства на основе устойчивого финансового положения сельских товаропроизводителей, которые имеют право по своему усмотрению реализовывать продукцию по ценам, определяемым уровнем издержек, а также соотношением спроса и предложения. Таким образом, для решения проблемы развития сельского хозяйства требуется действенная система ценового механизма, основанная на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, стимулирования и протекционизма товаропроизводителей.
Наиболее
развитые страны относят аграрную сферу
своей экономики к числу
Зная
скромные возможности федерального
бюджета в поддержке
Информация о работе Соотношение сельскохозяйственного и промышленного секторов в экономике РФ