Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:54, доклад
В российском государстве на современном этапе экономического роста поставлены такие долговременные стратегические общенациональные цели как ускорение социально-экономического развития страны, повышение уровня и качества жизни населения, создание потенциала для будущего развития. Однако формированию единого социального пространства России препятствует нарастание территориальной дифференциации социально-экономического развития субъектов РФ.
уязвимым
группам населения региона.
Глава
2. История развития социальной инфраструктуры.
Термин
инфраструктура вошел в научный
лексикон в конце 40-х годов XX века
и первоначально означал
Постепенно данный термин стал широко использоваться при изучении экономической, а затем социальной жизни. Важным моментом в ее трактовке стало не просто материально-техническое ее воплощение, но и оценка людьми, населением ее качества, степени удовлетворения их потребностей.
Анализ
генезиса идей о социальной инфраструктуре
дает возможность утверждать, что
этому аспекту
Однако
в течение XIX века об условиях эффективного
функционирования производственных организаций
речь фактически не шла. Производство
стихийно развивалось и направлялось
господствующими общественными
отношениями. Иначе и быть не могло.
В этот период условия, обеспечивающие
его развитие, рассматривались как
нечто заданное, с чем не особенно
следует считаться или
Проблема
условий эффективной
Тесное
переплетение объективных закономерностей
и экономических интересов
Дальнейшее
развитие инфраструктуры было связано
с растущей потребностью в создании
необходимых условий для
Бум образования, начавшийся почти во всех странах в 50– 60-х годах, остро поставил вопрос об инфраструктуре образования, особенно среднего и профессионального (Ф.Кумбс, 1970). Кроме того, сложилась ситуация, когда при сокращении рабочего времени возникла возможность более рациональной организации свободного времени, более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей, что можно было достичь при наличии условий, которые уже прямо влияли на эффективность производства и имели относительно самостоятельное значение.
Одновременно
ученые предприняли усилия по осмыслению
роли социальной инфраструктуры. В
решении этой задачи участвовали
специалисты разных научных направлений
- демографы, экономисты, экономгеографы,
социологи и архитекторы, стремившиеся
в своем поиске ответить на насущные
вопросы общественного
Что
касается архитекторов, то, если не считать
стихийной практики создания инфраструктуры,
первые попытки планомерной работы
относятся к концу XIX века. В процессе
подготовки к Международной выставке
в Чикаго (1893 г.) при рассмотрении
проблем « city planning » были разработаны
проекты совершенствования
Следующий
этап в развитии идей инфраструктуры
территории связан с именами английского
урбаниста Э.Ховарда и
В
20–30-е годы большую роль в развитии
концепции социальной инфраструктуры
сыграла дискуссия о
Что касается трудов советских экономистов, то впервые инфраструктура была рассмотрена в работах Л.И.Абалкина, А.Е.Пробста, С.А.Хейнмана как комплекс проблем об условиях, обеспечивающих развитие материального производства.
Постепенно
в ходе познания закономерностей
общественного развития в научный
оборот были введены понятия
Предстояло
продумать иной путь решения задачи,
отыскать новые, более точные понятия,
характеризующие условия
Что касается сущности социальной инфраструктуры, то в научной литературе высказываются различные точки зрения. Проведенная в 70–80-х годах дискуссия по этому вопросу позволила прояснить вопрос о ее содержании.
Обобщая имеющиеся представления, можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует связи (прямые и обратные) материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов деятельности – трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой.
В данном определении, во-первых, подчеркивается, что социальная инфраструктура – это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. В то же время социальная инфраструктура не есть механическое собрание учреждений и объектов материальной базы. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими – они действуют только в комплексе, взаимодействуя, и дополняя друг друга.
Особо
следует отметить ее объективный
характер, взгляд на нее как на частную
форму гармонизации жизни общества.
Дело в том, что развитие общественной
жизни требует
Во-вторых, в социальную инфраструктуру кроме учреждений и организаций входят техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования.
В-третьих, социальная инфраструктура касается всего без исключения населения, так как многие ее элементы, как уже отмечалось, необходимы для воспроизводства не только самого работника, но и его семьи. Это должно постоянно учитываться при проектировании и строительстве новых городов и производств и их освоении.
В-четвертых, социальная инфраструктура решает задачи социального развития, которые «в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутого уровня». [4]. Проблема нормы возникает обязательно, ибо нельзя ограничиться общими утверждениями, что на страну, регион, город или район надо столько-то объектов, учреждений и организаций, призванных обслуживать интересы производства и людей, – необходим обязательный расчет: сколько благ приходится на одного человека, на одну или десять тысяч населения.
И,
наконец, социальную инфраструктуру нельзя
рассматривать в отрыве от установок,
ценностных ориентации населения, отдельных
его групп, и объединений. «...Наличие
ценностных регулятивов составляет
одну из самых принципиальных особенностей
социальных систем» [5]. Поэтому не следует
ограничиваться нормативным подходом
как предписанием. Его следует
дополнить анализом вкусов, желаний,
потребностей и устремлений людей,
ибо это непременный элемент
совершенствования социальной инфраструктуры.
Глава 3. Особенности развития социальной инфраструктуры на примере Смоленской области.
3.1. Образование.
Управление городской системой образования осуществляет управление образования и молодежной политики Администрации г.Смоленска.
Муниципальная система образования реализует основные направления государственной политики в области образования и молодежной политики.
В рамках обозначенных направлений система образования города Смоленска решает следующие задачи:
реализация
национального проекта «
Система образования города Смоленска включает 132 учреждения:
72 дошкольных учреждения;
44
общеобразовательных
2 межшкольных учебных комбината;
14
учреждений дополнительного
Муниципальная
система образования за последние
годы расширилась за счет приема в
муниципальную собственность
Информация о работе Социальная инфраструктура смоленской области