Парламентаризм в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

В Кыргызской Республике с момента приобретения независимости страна взяла курс на построение демократии и идет постоянный поиск оптимальной структуры государственного устройства и концептуальной модели национального образа будущего. Вместе с тем поиск ведется с учетом политической ситуации и исторических особенностей развития Кыргызстана. Различные политические силы Кыргызстана предлагают свое виденье, которые разнятся кардинально по взглядам

Файлы: 1 файл

Парламентаризм в Кыргызской Республике.docx

— 18.22 Кб (Скачать)

Парламентаризм в Кыргызской Республике – путь к построению нового процветающего и развитого демократического государства.

В Кыргызской Республике с момента приобретения независимости страна взяла курс на построение демократии и идет постоянный поиск оптимальной структуры государственного устройства и концептуальной модели национального образа будущего. Вместе с тем поиск ведется с учетом политической ситуации и исторических особенностей развития Кыргызстана. Различные политические силы Кыргызстана предлагают свое виденье, которые разнятся кардинально по взглядам.В этой связи, одним из наиболее обсуждаемых и актуальных вопросов для Кыргызстана до сих пор остается вопрос – о форме политического устройства.Какой тип правления наиболее приемлем на ближайшую перспективу? Мнения политологов и экспертов также противоречивы.Одни считают, что необходимо развивать президентскую, президентско-парламентскую республику ввиду слабости законодательной ветви власти.По мнению других, необходимо двигаться к парламентской форме правления, которая более эффективна, в способности выражать представительские функции демократического общества. Для Кыргызстана, находящихся в поиске эффективных политических правил и процедур, баланс между ветвями власти, становление политических институтов является стратегической проблемой.В июне 2010 года народ Кыргызстана в связи с дискредитацией Президентской формы правления своим волеизъявлением выбрал новый путь, которая по всем критериям подходит к форме парламентской республики. Одним из важных аргументов перехода стало то, что при Президентской форме правления власть сосредоточивалась в руках одного человека и было узурпировано в интересах одной семьи или клана. Итогом двух президентских правлений стало бегство двух предыдущих президентов в связи с чем была дискредитировано форма Президентского правления.  
 Поэтому необходимость коллективного правления, которое сможет договариваться между собой исторически созрело в обществе. А для того, чтобы не повторялись мартовские и апрельские события, должна быть создана эффективная система сдержек и противовесов, то есть не должна доминировать ни одна, ни другая составляющая. 
 Несмотря на результаты истории последних 20 лет в стране имеются граждане отдающие предпочтение к Президентской форме правления, которые считают что наведение порядка в политической, экономической сфере, введение жесткой исполнительной дисциплины, ответственности чиновников за принимаемые ими решения можно только с использованием принципа единоначалия.Что мы подразумеваем когда говорим о системе правления, основанная на парламентском правлении? Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма, но настоящая представительская власть имеется там, где существует парламентская республика. Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством, то есть исполнительным органом власти. Если парламент формирует правительство, другие институты государственной власти, которые ему подотчетны, подконтрольны, а также избирает президента, то можно говорить о наличии классической парламентской республики.Но имеется примеры, когда в парламентской республике президент избирается народом. К таким странам относятся Румыния, Болгария, Украина, Словакия, Словения, Ирландия и Финляндия. А также с 2007 года Турция перешла к всенародным выборам главы государства. Эффективная деятельность парламента во многом определяется наличием устойчивой партийной структуры, сложившейся в обществе и представленной ее представителями в парламенте.При отсутствии в обществе нескольких сильных, стабильно действующих политических партий, как показывает мировой опыт, у парламентаризма отсутствует надежная социально-политическая опора.И его раздирают постоянные конфликты, противоречия, что ведет к нестабильности как парламента, так и правительства.В этом случае смена правительства наступает очень часто и является показателем слабости парламентаризма или его отсутствия. В перспективе эффективное демократическое парламентское форма правления, должно обеспечивать защиту прав и личных свобод граждан, которая необходима для открытости и состязательности электорального процесса.Несмотря на жесткую конкуренцию различных групп и партий, парламентская форма правления должна обеспечить мирную передачу власти в честной борьбе.Мы должны через парламентское правление развивать политическую культуру нашего народа и политической элиты страны, одновременно отходя от радикальных подходов по пути постепенных реформ. Вместе с тем должна быть обеспечена гласность и открытость деятельности парламента, поскольку оно является залогом справедливости решений, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите.На этом пути наиболее важными задачами являются обеспечение гражданам право участвовать в голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру на выборах, свобода выражать свои политические взгляды в СМИ, свобода создавать политические группы и право участвовать в их деятельности. 
На сегодняшний день для реализации данных задач есть вполне реальные шансы при стечении некоторых обстоятельств. Принятый в июне 2010 года Конституция предполагает кардинальное изменение системы и сущности всей ветви власти, согласно которому, Президент и Парламент являются представительными органами власти. При этом Президент не может участвовать в вопросах финансово-экономического регулирования, кадровой политики правительства.Президент становиться символом государственной власти, арбитром, Верховным главнокомандующим вооруженных сил Кыргызской Республики.При старой системе, где не было четко регулирована система сдержек и противовесов, Президент становился неприкасаемой фигурой, влияющий на все сферы жизни страны. Назначал Премьер Министра, все ключевые политические и административные должности центрального и местного значения.Вместе с тем не нес никакой ответственности за свои просчеты и умышленные действия. Парламент становился марионеточным органом, который способствовал к узурпации власти. Государственное имущество приватизировалось в интересах только одной семьи. Согласно новой Конституции парламент и правительство стали полнокровными органами государственной власти, в деятельность которого не вправе вмешиваться Президент. Но в исключительных ситуациях конституция предусматривает вмешательства Президента в качестве арбитра. История нашей страны еще раз показала, что страна не должна зависеть от одного человека. Система власти должно быть построено таким образом, что должны существовать альтернативные политические силы способные взять ответственность за судьбу страны, но при этом не имеющие возможности узурпировать власть.В этой связи в Конституции предусмотрены нормы создающие условия для развития и существования влиятельной оппозиции.Партия победившая на выборах, не может делегировать в Парламент более 65 мест. Однако некоторые граждане могут возразить, что данная норма нарушает и ущемляет их избирательные права, что мандаты должны распределятся пропорционально итогам голосования. Но данная мера является вынужденной мерой отвечающее политическим реалиям Кыргызской Республики и одним из составляющих в системе противовесов и сдержек.В случае дальнейшего роста политической зрелости граждан и политических сил данная норма может быть отменена волеизъявлением народа.Согласно новой Конституции победившая партия может сформировать правительство, но при этом оппозиционным партиям также даны широкие возможности по контролю за деятельностью правительства. В новой конструкции Парламента оппозиции представлены места вице-спикера, председателей комитета по правопорядку и бюджету, что дает возможность оппозиции контролировать прозрачность использования бюджетных средств.Также при формировании счетной палаты, центральной избирательной комиссии и совета по отбору судей оппозиция будет иметь представителей составляющих одну треть составов вышеуказанных органов. В новой системе власти Премьер Министр и кабинет министров становится ответственными за социально-экономическое развитие и кадровую политику страны.В случае не удовлетворительной работы правительства Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, уполномочен принимать решения об его ответственности.  
 Также Конституция предусматривает кардинальную реформу и преобразования судебно-правовой системы страны.  
Подводя итоги, можно сказать, что парламентская форма правления для Кыргызской Республики более благоприятна для развития стабильной демократии, чем президентское форма правления. В отличие от систем, основанных на президентской власти, парламентская форма правления является более прозрачной и способной разрешать кризисы без больших сложностей и трагедий.  
 В этот сложный период страна взяла курс на преобразование и реформу государственного управления. Перед Кыргызской демократией лежит долгий тернистый путь.Для преодоления трудностей на этом пути потребность консолидации общества высоко востребована. В этой связи я призвала бы народ Кыргызстана, политические силы, общественные организации объединить усилия во имя построения нового процветающего и развитого демократического государства.


Информация о работе Парламентаризм в Кыргызской Республике