Все это, вместе взятое, несмотря
на послевоенное время, воспитывало
у населения чувство гордости,
любви к своему краю, вдохновляло
их на новые идеи и новшества.
Заключение
Становление и развитие краеведения
прошло через сложные периоды
в истории. Первые упоминания о городах
и селах Беларуси, исторических событиях
на ее территории, были известны еще в
местных летописях и печатных книгах.
Но в связи с политическими и экономическими
конфликтами, которые происходили на территории
Беларуси, краеведение и его развитие
оказалось в упадке. В зависимости от исторических
событий территория Беларуси входила
в состав различных государственных образований,
в результате которых краеведения отошло
на второй план и не имела большого значения
как наука. Но между тем, в небольших городах
и селах краеведение все - таки набирало
обороты. Значительную лепту в изучение
краеведения внесли церковные братства.
Они собирали старые вещи, грамоты, документы,
переписывали и печатали летописи. Со
временем создалось множество кружков
ученых и литераторов, которые являлись
центром сосредоточения в краеведении.
Большое оживление к общественно-культурной
жизни и интерес к краеведению, население
оказало после отмены крепостного права.
Уже в 1826 г. на территории Беларуси
появилось первое краеведческое
общество, которое развивало свою
деятельность в Витебске и носило
название «Белорусское вольное экономическое
товарищество».
Несмотря на большие потери,
трудности и преграды во время
Великой Отечественной войны, краеведение
не теряло роли и значения, а только
более прочно укрепилось в общественно-научной
жизни людей.
В ходе проведенных исследование
были сделаны следующие выводы:
- Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. Однако как наука со своим предметом изучения, собственными методами, возникла сравнительно недавно. Его становление и развитие проходило в несколько этапов.
- Первой попыткой использовать памятники истории и культуры при изучении края принадлежит Матвею Стрыйковскому, который развивал свою деятельность еще в 16 веке. Краеведение Беларуси изучалось многими учеными, литераторами, учителями, которые внесли большой вклад в развитие краеведения именно на территории Беларуси.
- Уже в 19 веке на территории Беларуси были организованы и действовали общественные, научные, профессиональные общества разных направлений, целью которых было изучение края. Практически в каждой губернии были организованы свои краеведческие кружки и общества, которые имели большое краеведческое значение.
- Достаточно важное значение уделялось публикациям по краеведению. Значительное место отводилось библиографированию инструктивно-методической литературы, при помощи которой осуществлялась координация краеведческой деятельности в республике. Большую роль сыграли прикнижные и пристатейные краеведческие списки литературы. Большинство краеведческих работ сохраняют свое источниковедческое значение до настоящего времени. И все же издательская деятельность отставала от потребностей краеведческой работы, не хватало плановости и системности. Причинами недостаточного развития краеведческой публикации были несовершенная исследовательская база (отсутствие на местах литературы по краеведению), нехватка кадров, многочисленные издательские трудности. Отрицательно сказалось на изданиях затухание (с середины 30-х годов) общественного краеведческого движения. Вместе с тем и сегодня опыт организации краеведческой деятельности в довоенный период представляет большой интерес для широкого круга населения.
- Проблемы охраны природной среды в Беларуси стали подниматься только в 20-е гг. прошлого столетия. Организация заповедников и заказников была вызвана бедственным состоянием природных ресурсов Беларуси после военных разрушений и конфликтов. Природа нуждалось в сохранении редких видов растений и животных, которые в то время находились в критическом состоянии. На базе этого в 1925 г. в 120 км севернее г. Минска в верхнем течении реки Березина был создан Березинский биосферный заповедник - первая официально утвержденная заповедная территория Беларуси.
- В послевоенный период краеведение в Беларуси развивалось по двум направлениям – государственное и школьное. Огромное значение занимало краеведение в школьной программе. Были введены новые методы краеведческой работы, были широко распространены экскурсии, прогулки, собирание фольклора, предметов культуры и искусства. Было создано большое количество школьных краеведческих кружков, музеев.
Список используемой литературы
- Историческое краеведение Беларуси: Учеб. Пособие/[Ваганова А.Н., Загорульский Э.М., Космылев В.С. и др.]; под ред. Э. М. Загорульского. – Мн.: Изд-во БГУ, 1980. – 264 с., ил., 8 л. ил.
- Даринский А.В. Краеведение / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова и др. – М.. 1987. – 159 с.
- Строев К.Ф. Краеведение. М. "Просвещение" 1974,. 142с. 03 с.
- Географическое краеведение и школьный туризм: учеб.- метод. пособие / А. И. Зарубов, Н. В. Гракова. – Минск: БГПУ, 2012. – 328 с.
- Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. У 6 т. – Мiнск: Бел. Энцыкл., 1993-2003.
- Никонова Г. Н. Краеведение / Г. Н. Никонова. – М., 1984.
- Матюшкин Г. Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2108 «История». – М.: Просвещение, 1987. – 207 с: ил.
- Крупская М. И. Краеведение и народное просвещение // Пед. соч.: В 10 т. – М., 1968. – Т.8
- Мешечко Е. Н. Географическое краеведение / Е. Н. Мешечко. – Минск: Экоперспектива, 2002. – 335 с.
- Лярский П.А. Пособие по краеведению / П. А. Лярский. – Минск, 1966.
- http://skit-orel.ru
- http://likhachev.lfond.spb.ru
- http://abc.vvsu.ru
- http://belarustourism.by
- http://old.nlb.by
- http://www.judaica.kiev.ua
- http://ref.rushkolnik.ru