Основоположники географического краеведения в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование процесса становления и развития краеведения Беларуси в довоенный и современный периоды и роль периодических изданий в развитии краеведения.
Предмет исследования – краеведческие периодические издания Беларуси.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Становление научного краеведения 4
Глава 2. Основоположники географического краеведения в Беларуси 9
Глава 3. Первые краеведческие организации Беларуси и их публикации 14
Глава 4. Формирование издательской деятельности в краеведческих обществах 17
Глава 5. Создание первых заповедников и заказников в Беларуси 21
Глава 6. Развитие краеведения в послевоенный период 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.25 Кб (Скачать)

Готовясь к юбилейным  датам – 30-летию БССР и 30-летию  ВЛКСМ, Министерство просвещения БССР 12 апреля 1948 г. приняло постановление  «О задачах учителей и органов  народного образования в организации  путешествий пионеров и школьников по родному краю в 1948 г.», в котором обязало заведующих отделом народного образования, директоров школ, детских домов развернуть совместно с комсомольскими и пионерскими организациями активную работу по подготовке к летним походам и экскурсиям. Изучение родного края должно было проводится по специальной тематике, разработанной Министерством просвещения БССР [1].

Дальнейшему развитию школьного  краеведения способствовало также  постановление Коллегии Министерства просвещения БССР «О состоянии и  мерах улучшения преподавания истории  и Конституции СССР в школах Барановичской и Витебской областей» от 11 декабря 1947 г., которое призывало шире применять наглядность на уроках истории и конституции, чаще практиковать экскурсии в исторические музеи, места исторических событий.

Количество юных путешественников в 1948 г. возросло до 140 тыс. В следующим в одних только многодневных походах на большие расстояния участвовало свыше 30 тыс. школьников Беларуси. Изучая родной край, ребята побывали на новостройках пятилетки, промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах своих районов, областей, в местах исторических сражений Советской Армии и партизан в годы Великой Отечественной войны, осмотрели партизанские стоянки, знакомились с историческими местами, памятниками истории и культуры республики. Для школьников были организованы встречи с научными работниками, деятелями искусств, передовиками производства. Краеведы собирали коллекции для школ, делали зарисовки, описания, записывали воспоминания участников революции, героев войны и труда. Итоги походов и экскурсий обсуждались на республиканских, областных и городских слетах пионеров, юных туристов, учительских семинарах, в педагогических коллективах. Вопросы изучения родного края широко освещались по радио, в местной и республиканской печати.

Наряду с походами и  экскурсиями, прочно вошедшими во внеклассную  работу школ, изучение края осуществлялось и в школьных краеведческих кружках. В начале 50-х гг. историко-краеведческие кружки существовали при Пружанской СШ № 2, Гродненской железнодорожной СШ № 2, Волковыских СШ № 2 и педагогическом училище и других школах.

Интересную краеведческую  работу проводил исторический кружок Сутковской средней школы Лоевскогоо района Гомельской области под руководством учителя истории. Члены кружка собирали материалы о революционном движении в Лоевском районе, о деятельности Лоевской группы РСДРП, о партизанском движении на территории района в годы Великой Отечественной войны, принимали участие в археологических раскопках, проводимых в Лоевском районе Институтом истории материальной культуры АН СССР, совершали походы по историческим местам. Юные краеведы собрали ценные сведения по истории своего края, разнообразные вещественные памятники, положившие начало школьному краеведческому музею. Многие экспонаты были переданы Гомельскому областному историко-краеведческому музею.

На базе исторических кружков  и в результате поисково-исследовательской  деятельности, проводимой в походах  и экскурсиях, были созданы историко-краеведческие  музеи и уголки в Юровичской средней школе Калинковичского района Гомельской области, Валевской средней школе Кореличского района Гродненской области, Лоевской средней школе и др.

Значительную роль в повышении уровня учебно-воспитательной работы школ сыграл ХХ съезд КПСС, состоявшийся в 1956 г. Съезд поставил перед школой новые, огромной важности задачи – дать учащимся не только хорошее  общее образование, но и подготовить их к жизни, к труду в народном хозяйстве, воспитать из них активных строителей коммунистического общества [1].

С 1960 г. школы перешли на новые программы, которые строились  на краеведческой основе. Передовые  учителя республики начали широко применять на уроках фактический материал из истории своего села, района, города, характеризующий достижения материальной и духовной культуры белорусского народа, революционные, боевые и трудовые подвиги земляков. Постепенно в работу по использованию краеведческого материала в преподавании истории и воспитания учащихся на героических традициях советского народа, партии и комсомола стали включаться все школы Беларуси.

Большое значение в развитии краеведения Беларуси сыграло постановление ЦК КП Беларуси и Совета Министров БССР от 19 июня 1965 г. «О создании Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» - массовой общественной организации, призванной содействовать осуществлению мероприятий партии и правительства по охране памятников истории и культуры и использованию их в деле коммунистического воспитания советского народа, повышения его образования и культуры. I Учредительный съезд Белорусского добровольного общества состоялся 7 декабря 1966 г. В его работе приняли участие представители общественности, видные деятели науки и искусства, ответственные руководители министерств и ведомств.

4-5 октября 1971 г. состоялся  II съезд Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. К этому времени в республике функционировало 6 областных и Минская городская (на правах областной) организации, 140 районных и городских советов, 7156 первичных организаций, объединяющих 967 292 члена. Со времени учредительного съезда количество членов общества возросло в 9 раз. На съезде в устав общества были внесены дополнения, учитывающие опыт, накопленный местными организациями за время работы.

К III съезду (ноябрь 1976 г.) Белорусское добровольное общество было уже одной из массовых организаций республики, насчитывавшей, по данным на 1 января 1976 г., в 9903 первичных организациях 1 535 829 членов: рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, военнослужащих, учащуюся молодежь; 5,8 тыс. промышленных предприятий, учреждений, колхозов, учебных заведений являлись коллективными членами общества. При первичных организациях общества действовало 5,2 тыс. юношеских групп, которые объединяли свыше 1 млн. учащихся средних и восьмилетних школ, техникумов, профтехучилищ, студентов высших учебных заведений [1].

В течении десятилетия были отремонтированы и благоустроены сотни памятников революционной, боевой и трудовой славы, сооружены тысячи мемориальных знаков на местах воинских и партизанских захоронений. В 1974 г., в канун празднования 30-летия освобождения Советской Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, при участии местных советов общества в республике было упорядочено 3906 мест захоронений, отремонтировано свыше 400 и сооружено 20 новых памятников на могилах воинов Советской Армии и партизан. В 1975 г., в ходе подготовки к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в Беларуси было реставрировано свыше 3,4 тыс. памятников революционной и боевой славы.

Одной из интересных и действенных  форм изучения истории Беларуси, были республиканские экспедиции пионеров и школьников по родному краю, организуемые Министерством просвещения БССР. С 1957 по 1977 г. в БССР проведено 9 республиканских экспедиций пионеров и школьников. Названия экспедиций говорят сами за себя: «По партизанским тропам», «По дорогам семилетки», «Заветы Ленина – в жизнь», «По дорогам героев», «Дорогами Побед» и др.

В ходе экспедиций юные краеведы знакомились с прошлым и настоящим Беларуси, прошли по историческим и революционным местам, по боевому пути воинских частей и соединений, партизанских отрядов и бригад, встречались с участниками войны, передовиками производства, собирали сведения о становлении Советской власти в своем районе, области, городе, об успехах белорусского народа в выполнении народнохозяйственных планов, знакомились с новостройками Беларуси, с условиями труда и отдыха рабочих и колхозников. Они создавали летописи деревень, колхозов, совхозов, заводов, школ, восстанавливали имена неизвестных героев, собирали материалы и документы, воинские и трудовые реликвии, сооружали памятники, обелиски, мемориальные доски, закладывали парки, скверы, аллеи, посвященные героям, создавали музеи, комнаты и уголки революционной, боевой и трудовой славы.

Неизменно возрастало число  участников экспедиции. Если в первой экспедиции приняло участие свыше 300 тыс. пионеров и школьников, то в  седьмой, посвященной 100-летию со дня  рождения В. И. Ленина, свыше 1 млн. юных краеведов. В 1972- 1973 гг. в туристских походах и экскурсиях участвовало 1 млн. 800 тыс. школьников Беларуси. Руководство экспедициями осуществляли штабы. Во главе туристских отрядов и групп шли ветераны партии, войны и труда, энтузиасты - краеведы.

Активную краеведческую  работу проводили также комсомол и первичные организации общества охраны памятников истории и культуры средних и высших учебных заведений республики. Во многих учебных заведениях работали клубы революционной и боевой славы. Студенты собирали богатый материал о прошлом своих учебных заведений, городов, областей, о героической борьбе и самоотверженном труде советских людей, создают музеи вузов, техникумов, комнаты славы.

Большую поисковую работу вели студенты Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина. Здесь был создан клуб «Поиск», члены которого устанавливали имена студентов, преподавателей и сотрудников, отдавших жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Туристский клуб «Горизонт» Минского педагогического института  им. А. М. Горького ежегодно, начиная  с 1967 г., проводил звездные походы по Беларуси. Цели походов самые разные, в том числе охрана и пропаганда памятников истории, революционной, боевой и трудовой славы белорусского народа. Такие походы имели большое политическое и воспитательное значение: юноши и девушки встречались с ветеранами революции, войны и труда, собирали ценные материалы. По материалам поиска студенты писали рефераты, курсовые работы. Итоги походов неоднократно демонстрировались на всесоюзных и республиканских смотрах -  конкурсах, посвященных знаменательным и памятным датам. В институте работал постоянный семинар инструкторов по туризму и экскурсиям, отделение по подготовке экскурсоводов. Члены студенческих лекторских групп систематически читали лекции на предприятиях, в школах, студенческих аудиториях.

Большую исследовательскую  работу по изучению истории Гродненщины, ее памятников проводил краеведческий кружок исторического факультета Гродненского государственного университета.

Большие возможности для  дальнейшего совершенствования  краеведческой работы открывали курсы экскурсоводов и школы юных историков, созданные на общественных началах при исторических факультетах вузов, вечера встреч поколений, тематические вечера, всесоюзные и республиканские конкурсы студенческих научных работ.

Краеведение прочно вошло  в учебную программу вузов  республики. В Белорусском государственном университете им. В. И. Ленина, Гродненском государственном университете, Минском педагогическом институте и в ряде других высших учебных заведений читались курсы истории БССР, археологии, этнографии, вспомогательные исторические дисциплины – историческое краеведение, историческая география, нумизматика, топонимика и др. Студенты проходили археологическую, архивно-музейную и краеведческую практику, участвовали в работе научных экспедиций своих учебных заведений и институтов АН БССР, всесоюзных и республиканских студенческих конференциях, посвященных проблемам краеведения, писали курсовые и дипломные работы на историко-краеведческие темы [1].

К середине 70-х гг. в результате большой поисково - исследовательской деятельности комсомольцы и молодежь Беларуси выявили тысячи имен ранее неизвестных героев, установили более 6 тыс. памятников, обелисков, мемориальных досок и других памятных знаков, заложили около 2 тыс. парков, садов, скверов в честь героев, создали 726 клубов боевой славы, 809 народных музеев, 45 тыс. музеев, комнат и уголков революционной, боевой и трудовой славы, написали 1523 летописи коллективов, комсомольских организаций.

Важное место в работе краеведов Беларуси занимала агитационно-массовая работа. Сразу же после создания Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры при Гомельском и Витебском областных советах и некоторых городских и районных отделениях были организованы на общественных началах бюро пропаганды, работа которых строилась в тесном контакте с городскими и районными организациями «Знание». В 1973 г. бюро были созданы при Центральном и всех местных советах общества. В их работе принимали активное участие работники научных учреждений, преподаватели учебных заведений, партийные, советские, комсомольские работники, журналисты, ветераны войны и труда, работники учреждений культуры [7].

Одной из массовых форм работы общества стали семинары и научно-практические конференции, ежегодно проводимые президиумом  Центрального совета. Они посвящались проблемам сохранения культурно-исторических центров городов, роли памятников истории и культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, дальнейшему развитию пропаганды знаний о памятниках и др. В их работе, как правило, принимали участие кроме активистов общества работники партийных и советских органов, Министерства культуры БССР, других министерств и ведомств республики.

Пропаганда памятников истории  и культуры и в целом краеведения  широко проводилась на страницах республиканской и местной печати, по радио и телевидению. Активное участие принимали многотиражки крупных промышленных предприятий и учебных заведений. Повсеместно использовались такие массовые формы работы, как факультеты знаний о памятниках истории и культуры при народных университетах культуры, лектории, кинолектории, передвижные выставки, конкурсы на лучший рисунок, фото, сочинение, тематические вечера, викторины.

Опыт работы юных краеведов  и их успехи в изучении славных  страниц истории белорусского народа регулярно обобщались на республиканских и областных слетах туристов. Действенным средством популяризации движения следопытов являлась периодическая печать. На страницах детских и молодежных газет и журналов публиковались программы экспедиций, военно-спортивных эстафет, игр, конкурсов, помещались методические разработки краеведческого характера, материалы, свидетельствующие о большом размахе и высокой результативности изучения края [9].

Большую работу по пропаганде поисковой деятельности пионеров и  школьников проводили школьные музеи. В 1958 г. в Беларуси их было свыше 400. А через пятнадцать лет насчитывалось 3,5 тыс. музеев, уголков и залов, посвященных жизни и деятельности В. И. Ленина, около 3 тыс. музеев и комнат революционной, боевой и трудовой славы, свыше 1 тыс. мемориальных музеев, 2,5 тыс. историко-краеведческих музеев и кружков. В школьных музеях проводились торжественные линейки и пионерские сборы, прием в пионеры,  уроки встречи с ветеранами войны и труда, тематические и обзорные уроки по истории и другим учебным дисциплинам. Многие школьные музеи республики получили право называться народными [1].

Информация о работе Основоположники географического краеведения в Беларуси