Основоположники географического краеведения в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование процесса становления и развития краеведения Беларуси в довоенный и современный периоды и роль периодических изданий в развитии краеведения.
Предмет исследования – краеведческие периодические издания Беларуси.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.Становление научного краеведения 4
Глава 2. Основоположники географического краеведения в Беларуси 9
Глава 3. Первые краеведческие организации Беларуси и их публикации 14
Глава 4. Формирование издательской деятельности в краеведческих обществах 17
Глава 5. Создание первых заповедников и заказников в Беларуси 21
Глава 6. Развитие краеведения в послевоенный период 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 182.25 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Становление научного краеведения 4

Глава 2. Основоположники географического краеведения в Беларуси 9

Глава 3. Первые краеведческие организации Беларуси и их публикации 14

Глава 4. Формирование  издательской деятельности  в краеведческих обществах 17

Глава 5. Создание первых заповедников и заказников в Беларуси 21

Глава 6. Развитие краеведения в послевоенный период 28

Заключение 35

Список используемой литературы 37

 

Введение

Под краеведением понимается проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономических, географических, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д.).

Систематическое изучение природы, населения и его хозяйственной  деятельности позволяет целенаправленно  формировать научное мировоззрение, а также воспитать в человеке бережное отношение к родной природе. Изучение своей местности предусматривает не только созерцание и любование окружающим миром, но и возможность включиться в систематический, организационный труд, который позволяет формировать определенные интересы.

В зависимости от исторических событий территория Беларуси входила  в состав различных государственных  образований. В связи с этим можно выделить три основных этапа в истории краеведения нашей страны: первый до конца 18 ст., когда территория Беларуси была в составе Великого Княжества Литовского; второй с конца 18 ст. до 1917 г. - время нахождения ее в Российской империи; третий с 1917 г. до настоящего времени - в составе СССР и Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является исследование процесса становления и развития краеведения Беларуси в довоенный и современный периоды и роль периодических изданий в развитии краеведения.

Предмет исследования – краеведческие периодические издания Беларуси.

Достижение данной цели осуществлялось посредствам решения следующих задач:

  • рассмотреть этапы становления научного краеведения;
  • проанализировать историю зарождения географического краеведения Беларуси, его основоположников;
  • изучить роль периодических изданий в развитии краеведения Беларуси;
  • ознакомиться с первыми краеведческими организациями Беларуси;
  • изучить первые заповедники и заказники на территории Беларуси, причины их возникновения;
  • исследовать развитие краеведения в послевоенный период.

Структура курсовой работы обоснована целью и задачами исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка используемой литературы. 

Глава 1

Становление научного краеведения

 

Краеведение как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.  Однако как  наука со своим предметом изучения,  собственными методами, возникла сравнительно недавно.

На первом этапе  (устно-летописный) сведения краеведческого характера передавались поколениями из уст в уста,  а затем получили отражение в летописях,  в различных государственных документах.  В это время краеведческие сведения были описательного характера, повествовали о событиях, природе и жизни местности.

Второй этап  (фактический)  был ознаменован первыми работами по изучению и описанию различных  областей страны.  В это время  были сделаны первые попытки комплексного описания и изучения края.

Научный этап ознаменовался  становлением краеведения как науки  о своем крае.  Краеведческие  исследования вели многие университеты, отделения и филиалы научных обществ. Возникают так же два направления в краеведении: научное и школьное.

Преподавание географии  как учебного предмета в России относится  к началу XVIII в. В русской школе география носила тогда характер собрания справочных сведений самого разнообразного содержания, которые должны были заучиваться учащимися [3].

Однако уже в то время  в школу стали проникать краеведческие  идеи в современном понимании. В 1761 г. М. В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения и детей. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору их образцов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам.

Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.[4]

В 1782 г. в городах открываются  начальные училища. Они расширили  возможность использования школы  в краеведческих целях. В 1788 г. в  правительственном документе на осмотр этих начальных учебных заведений, адресованном одному из деятелей народного просвещения того времени, содержится следующее указание, интересное с точки зрения установления фактов внедрения в школу идей краеведения:

“В поспешество лучшему и вернейшему географическому Российского государства описанию препоручить везде учителям четвертого класса, чтобы они соединенными силами и с подкреплением своих директоров старались доставить комиссии, уповая на ее признательность и благоволение:

а) верное описание общего состояния  губернии, как-то: гор, больших равнин, лесов;

б) описание рек, которые  из них судоходны и на коих мельницы и заводы какие;

в) озера и рыбные ли они;

г) краткое известие о  древней истории губернии и о  народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют;

д) произведения изо всех трех царств природы и которая страна или уезд того наместничества тем или другим произведением больше славится;

е) каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются;

ж) какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий;

з) какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен;

и) какое число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в которую сторону света и при каких реках и озерах именно;

к) какой герб каждого  уезда”.

Таким образом, выдвинутая в XVIII веке проблема всестороннего обследования страны при помощи местного населения, инициатором которой был М. В. Ломоносов, почти с самого начала ее осуществления была связана со школой.[3]

Во введении к первому  русскому учебнику по естествознанию, составленному академиком В. Ф. Зуевым, говорилось: “А чтоб польза сего учения еще явственнее была в своей подробности, то каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений”... Из этих рекомендаций можно сделать вывод, что интерес к своему краю уже в то время связывался с педагогическими целями.

Принцип “учить детей географии  с ближайшего для них места” выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.). Эти мысли также развивал русский общественный деятель начала XVIII в. Н. И. Новиков. В статье “О воспитании и наставлении детей” он писал: “Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать”.

Во второй половине XIX века, когда растущая и крепнущая буржуазия России искала внутренних рынков и новых объектов приложения капитала, сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни - вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Русское географическое общество, которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.

На основе “отечествоведения” возникло “родиноведение” как движение, преследующее те же цели, но в расчете на малую территорию. Оно вызвало к жизни так называемое родиноведческое направление географии в школе того времени.

Четкое определение “родиноведения” как особого направления в школьном обучении географии дал впоследствии известный методист географии А. Соколов. Он писал: “Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями” (т. е. “родиноведение” — по существу — “краеведение” в современной терминологии). Так именно рассматривает родиноведение и А. С. Барков: “Под родиноведением, или отечествоведением, понималось ознакомление в школе с географией окружающей местности, знакомство, основанное преимущественно на непосредственных наблюдениях”. По мнению А. С. Баркова, современный термин “краеведение” появился на смену прежним терминам “родиноведение”, “отечествоведение”.

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имел в 40-х годах XIX века К. Д. Ушинский. Он был вдохновителем преподавания географии на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось его учениками и последователями,

Родиноведческое направление было конкретным развитием применительно к географии общепедагогических идей К. Д. Ушинского, считавшего, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности — уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. В предисловии ко второй части “Родного слова” указывалось на необходимость развивать у детей “инстинкт местности”, т. е. знание своего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту “способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни”, необходимо также прививать в процессе обучения географии.

Под влиянием К. Д. Ушинского  в 60—70-х годах XIX века появились учебники географии, основанные на родиноведческом принципе. Так, в 1860 г. вышел первый выпуск “Уроков географии” Д. Д. Семенова. А к 1862 г. вышли все три выпуска.

К. Д. Ушинский дал этому  первому родиноведческому учебнику географии в России высокую оценку. “Уроки географии” положили начало в создании других учебников родиноведческого направления в русской школе.

К “Урокам географии” Д. Д. Семеновым были написаны “Педагогические заметки для учителей”, изданные в 1864 г. Они по существу представляют первую сводную методику географии. В них была сформулирована главная идей, определяющая содержание родиноведческого принципа в преподавании: “Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик”. Еще более точно основы краеведческого принципа выражены в предисловии к учебнику: “Лучше всего начинать преподавание географии с окрестностей той местности, на которой живут учащиеся... Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия о различных явлениях природы и географических терминах, не заучивая наизусть книжных определений...”[1]

На уроках Д. Д. Семенов  рекомендовал применять беседу, в  которой объяснять детям географические объекты с помощью сравнения  близких и знакомых явлений с  незнакомыми и далекими. Высказывая мнение, что только путем правильно организованных экскурсий можно обогатить знания детей достаточным количеством географических фактов и добиться сознательного усвоения географических терминов, он разработал методику географических прогулок и экскурсий в ближайшие окрестности, во время которых можно наблюдать географические явления и предметы. “Основные понятия о земном шаре, - писал Д. Д. Семенов, - дитя усваивает из собственного наблюдения: глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором он живет.

Д. Д. Семенова справедливо  считают непосредственным предшественником того направления, которое положило начало, по современной терминологии, школьному краеведению.

Во второй половине XIX в. выходили и другие родиноведческие учебники, но их значение было сравнительно небольшим, так как до революции краеведение развивалось стихийно. Его успехи больше всего зависели от наличия в крае краеведа-любителя, а в школе — от учителя, прогрессивно настроенного и также причастного к краеведению. Как тех, так и других было немного. Но и эти немногие передовые люди просвещения должны были приостановить свои творческие искания в связи с наступившей в 70—90-х годах политической реакцией. В школах стали насаждаться схоластические методы преподавания и направление в обучении географии на живом местном материале было заменено зубрежкой, отвлеченной от реальных представлений номенклатуры. География превратилась в сухой, далекий от жизни предмет.

Идеи краеведения снова  ожили накануне первой мировой войны. Их значение признавалось прогрессивной  частью педагогической общественности. В уступку ее настойчивым требованиям в проекте так называемых игнатьевских программ в младших классах вводилось родиноведение. В объяснительной записке к программе указывалась цель курса: «Ознакомить детей с окрестною (доступною их прямому наблюдению) местностью... курс этот немыслим без действенных прогулок и без самодеятельного отношения к нему учащихся. Для каждого города программы родиноведения должны быть различны»[9].

В марте 1915 г., на Первом Всероссийском съезде преподавателей географии, краеведческий принцип в преподавании географии был признан передовыми методистами того времени как мера борьбы со схоластикой и догматизмом дореволюционной школы и направление, способствующее улучшению обучения географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основоположники географического краеведения в Беларуси