Место России в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:34, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места России в системе мирового хозяйства, а также путям интеграции России в мировую экономику.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть структуру мирового хозяйства;

понять особенности интеграции России в систему мирового хозяйства;

изучить пути дальнейшей интеграции в мировое хозяйство.

Файлы: 1 файл

реферат по географии.docx

— 42.47 Кб (Скачать)

К этим чертам относят: 

· развитую научно-техническую  базу; 

· высокую степень  обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну. 

В России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов  нефти, 36% природного газа, 12% угля и  соответственно 15% и 31% мировой нефте - и газодобычи. В результате роста  экспорта и сокращения добычи минеральных  ресурсов экспортные квоты России по сырью достигают значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают  среднемировые (газ 32,3% у России и 21,3% в мире; уголь соответственно 13,5% и 12,9%; нефтепродукты 26,1% и 20%; электроэнергия 4,4% и 2,4%). 

Рассматривая богатые  природные ресурсы за несомненное  благо, необходимо отметить некоторые  точки зрения на этот вопрос экономистов (российских и зарубежных), аргументировано  доказывающих, что природные богатства  страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих  богатствах, а в порождаемой ими  психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти  настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует  процветание страны. Если полагать, что именно ресурсы являются главным  источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует  противодействовать всем иностранным  компаниям, которые стремятся к  этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается  основа "экономического национализма". Такой национализм, т.е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного  их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире. В то же время, очевидно, что в  ближайшей перспективе у России нет серьезной альтернативы масштабному  экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, ресурсный  потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для  укрепления позиций страны в мировом  хозяйстве. 

Принимая во внимание данную точку зрения, не следует  забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску  иностранных компаний в сферу  национальных интересов, разработки природных  ресурсов. Нужна четко продуманная  политика использования зарубежного  капитала и строжайший его контроль. 

Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение  российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. По оценке швейцарского института Бери, ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это  благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Правда, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей  силы, соотношение заработной платы  и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Основная масса российской рабочей  силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным  образом в производстве несложных  трудоемких видов продукции. 

Достаточно высокий  показатель "индекса человеческого  развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность  жизни и уровень образования. С начала 90-х годов "индекс человеческого  развития" в России сократился почти  вдвое. Если в 1990 г. по этому одному из важнейших показателей состояния  общества, принятому ООН, Россия занимала 33-е место, то в 2006 г. - уже 57-е. однако это далеко не последнее место. Намного  хуже с этим показателем в Китае (108-е место), Египте (106-е место), Турции (84 место). Лидирующие места занимают Канада, США, Япония. 

Записывая в актив  России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство  определяют не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. 

Осваивая мировой  рынок, Россия должна осуществлять избирательную  и поэтапную политику. Избирательность  заключается в четком определении  собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики  внутри страны над усилиями по внешней  открытости. Необходима планомерная  последовательность в раскрытии  своего народнохозяйственного комплекса  внешнему миру. При этом внешняя  открытость не должна быть самоцелью, а должна быть призвана служить созданию эффективного рыночного механизма  внутри страны. 

Вырабатывая стратегию  интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт. Япония в послевоенный период, например, выработала следующую политику: были выделены три важнейшие отрасли  экономики - угольная, металлургическая, текстильная. Они считались определяющими  в вопросах экспорта-импорта и  внутренней экономической политики. Очевидно, российская экономическая  политика также должна основываться на системе приоритетов, ведущих  звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями  российской экономики могут стать  лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли  высоких технологий (в том числе  военных) и некоторые другие. 

Вхождение в мировое  рыночное сообщество связано с борьбой  за свое место на международном рынке. В этой связи весьма актуальной для  нашей страны на пути интеграции в  мировое хозяйство становится проблема экономической безопасности. 

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который  может быть нанесен российской экономике  в результате действия факторов мировой  хозяйственной конъюнктуры, международной  конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов  на мировых рынках. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

2.3 Участие в международных  союзах

Практика показывает, что в настоящее время в  силу, прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость  более масштабного участия России в решении глобальных проблем  человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование  мирового хозяйства и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к  участию в мировых делах должен стать основной частью национального  интереса. Однако активное участие  России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем  через национальный интерес требует  полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и  региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный  валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется также  необходимость активного участия  России в таких всемирных по сфере  своего проявления организаций, как  Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский  Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной  торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и  др.).

Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику  может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много  примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международных космических станций), в области военно-технического сотрудничества.

Учитывая вышеизложенное, важным шагом дальнейшей интеграции России в систему мирового хозяйства  явилось вступление во Всемирную  торговую организацию (ВТО) в 2006 г. Рассмотрим некоторые аспекты присоединения  России к ВТО.

Россия и США  в соглашении по ВТО достигли соглашения по 100 секторам услуг, в соответствии с которыми Россия и США взяли  на себя определенные обязательства. Так, Россия должна снизить ставки тарифов  по промышленным товарам на 3% и снизить  пошлины на ввоз иностранных автомобилей  с 25% до 15%, самолетов - с 20% до 10% в течение 7 лет с момента присоединения  к ВТО. Кроме того, Россия и США  договорились также снизить пошлины  на лекарства, одежду и обувь, продукцию  электроники. Правительство США  взяло на себя обязательство гарантировать  безопасность поставляемой в Россию продовольственной продукции в  соответствии с международными нормами.

Вхождение в 1998 г. России в Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить  объем ВВП на 10-12 млрд. долл. Присоединение  России к ВТО даст ей возможность  ликвидировать только потери от ограничения  экспорта отечественной продукции  до 1 млрд. долл. в год.

По мнению автора, подписание российско-американского  протокола о присоединении России к ВТО является историческим шагом, который возвращает Россию на рыночные принципы функционирования мировой  экономики, дает возможность полноправной, равной конкуренции на мировом рынке, делает Россию более весомой единицей в структуре мирового хозяйства.

Существуют, однако, некоторые опасения, что вступление России в ВТО может оказаться  несколько преждевременным, ввиду  недостаточной отрегулированности таможенной политики, значительного  отставания развития таможенной инфраструктуры от европейских стандартов. ВТО характеризуется  очень жёсткими требованиями к своим  членам, в особенности относительно перемещения через границы товаров  и продукции.

3. Оценка роли  России в современном мировом  хозяйстве

3.1 Обострившиеся  проблемы и возможные пути  их решения

В целом за последние  шестнадцать лет значение России как субъекта мирохозяйственных  связей заметно упало. Несмотря на благоприятную  рыночную конъюнктуру, в настоящее  время доля России в мировом товарном экспорте невелика. В динамично развивающейся  международной торговле услугами наша страна участвует чисто символически. На фоне сокращения производства и  потребления отечественной продукции  экспортная сфера превратилась в  крупнейший сектор экономики, за счет которого держаться на плаву другие отрасли. Через экспорт реализуется  более четверти национального ВВП. В СССР этот показатель не превышал 10%. За рубеж вывозится от 20 до 80% отечественного производства сырьевых товаров и  полуфабрикатов. Хотя Россия и занимает на мировом рынке вооружений второе место, вклад экспортных поставок военной  техники в общие валютные поступления  страны не особенно велик.

Усиление зависимости  от внешних факторов при интеграции в мировое хозяйство - тенденция  абсолютно закономерная для любой  страны. В случае с Россией гипертрофия  этой зависимости вызвана, прежде всего, двумя обстоятельствами:

кризисным состоянием российской экономики;

ошибками во внешнеэкономической  политике, разрушением (с подачи новой  экономической и политической элит) формальных регуляторов экономики.

Зависимость российской экономики от внешних рынков усилилась, прежде всего, в таких областях, как  экспорт нефти и газа, импорт продовольствия, внешние заимствования и привлечение  предпринимательского капитала. Увеличение поставок энергоносителей создало  зависимость ряда европейских стран  от поставок российского газа.

Расширение импорта  продовольствия усилило заинтересованность Запада в стабильности таких поставок (например, США).

Россия заняла прочные  позиции в вывозе продукции экологически вредных, капиталоемких отраслей. Она  занимает первое место по экспорту никеля и природного газа (половина мирового рынка), третье или четвертое - по нефти, нефтепродуктам, электроэнергии, железной руде, алюминию, прокату черных металлов. Россия выступает на мировых  рынках крупным поставщиком меди, необработанных алмазов, минеральных  удобрений и целлюлозы. Однако основные валютные поступления дает экспорт  нефти, нефтепродуктов и газа.

Интеграция через  поставки энергосырья в принципе невыгодна России (даже при высоких  ценах на нефть), ибо условия добычи неблагоприятны, а транспортная составляющая в издержках высока. Да и большинство  населения страны живет не там, где  находятся запасы нефти и газа, а потому не может существовать за счет ренты. К тому же энергосырьевой экспорт - основной канал нелегальной  утечки капиталов. Эта угроза ощущалась  уже в конце 80-х.

После либерализации  внешней торговли основное место  в структуре импорта заняли потребительские  товары (в основном продовольствие, сырье для его производства, бытовая  техника), а также средства связи  и вычислительная техника.

Общепризнано, что  основной канал вхождения в мировую  экономическую систему - создание условий  для притока в страну иностранного предпринимательского капитала, несущего с собой помимо финансовых ресурсов современные технологии и менеджмент. Мировой рынок инвестиционных капиталов (прямые, портфельные инвестиции, кредиты  на закупку оборудования, финансирование проектов) оценивается в 1,3-1,5 трлн. долларов в год. За эти ресурсы жестко конкурируют  между собой государства-реципиенты.

До революции 1917 г. иностранный капитал играл важную роль в модернизации российской экономики  и в обеспечении высоких темпов ее роста. Современная Россия остро  нуждается в инвестиционных ресурсах, потребность в них исчисляется  многими сотнями миллиардов долларов. Однако приток прямых вложений составляет небольшую величину по сравнению  с нелегальной утечкой капиталов. Ограниченность прямых иностранных  инвестиций - показатель неудовлетворительного  включения нашей страны в мировое  хозяйство.

Информация о работе Место России в мировом хозяйстве