По объему прямых
зарубежных вложений в экономику
Россия находится в третьем десятке
государств мира - среди стран "с
развивающимися рынками", уступая
не только Китаю, где инвестиции исчисляются
сотнями миллиардов долларов, но и Польше,
Венгрии, Чехии. По ряду показателей, зарубежный
предпринимательский капитал играет сейчас
в отечественной экономике даже меньшую
роль, чем в 20-е или 30-е годы, когда он присутствовал
в электротехнике, производстве текстильного
оборудования и т.д. Некоторое расширение
притока иностранных инвестиций в промышленность,
отмеченное в конце 90-х - начале 2000-х, объясняется
его оттоком после августа 1998 г. из таких
сфер, как финансы, банковское дело, страхование,
маркетинговые услуги.
Россия не относится
теперь к числу мощных экономически
держав: её доля в мировом ВВП
равна 2,6%. Экономическое сотрудничество
с зарубежными странами ей приходится
развивать, опираясь на деформированную
структуру материального производства,
гипертрофия тяжелой индустрии
сочетается с неразвитостью сельского
хозяйства, легкой и пищевой промышленности.
Отмеченные деформации предопределяют
структуру внешнеторгового обмена
страны. За последнее десятилетие
промышленное производство заметно "потяжелело"
за счет увеличения в нем доли ТЭК
и металлургии и уменьшения доли
машиностроения и отраслей, работающих
на внутренний рынок. Не в последнюю
очередь это связано с востребованностью
продукции базовых отраслей на внешнем
рынке и неспособностью отечественных
производителей потребительских товаров
выдерживать зарубежную конкуренцию
даже внутри страны. В структуре
производства новые современные
отрасли микроэлектроника, информатика,
биотехнологии занимают незначительное
место.
Таким образом, Россия
интегрируется в мировую экономику,
имея деформированную структуру
народного хозяйства, стремительно
стареющий производственный аппарат
и основанные на природных ресурсных
факторах конкурентные преимущества.
Невысокий уровень технико-экономического
развития, низкая конкурентоспособность
большинства отраслей отечественной
промышленности и наличие излишков
добываемых природных ископаемых в
условиях экономического спада - вот
основные причины того, что Россия
участвует в международном разделении
труда в незавидном качестве поставщика
сырья и потребителя готовой
продукции.
При сохранении нынешних
условий заметное повышение национальной
конкурентоспособности маловероятно.
Первыми шагами в этом направлении,
по мнению экономистов, могли бы стать
действия, направленные на устранение
неравенства условий конкуренции
внутри страны, о необходимости которых
говорится с первых шагов перехода
к рынку. По мнению экспертов международной
консалтинговой компании "Мак Кинси",
обследовавших положение дел
в 10 отраслях российской экономики, именно
конкурентное неравенство мешает ее
развитию. Фаминский И. Экономическая
глобализация: основа, компоненты, противоречия,
вызовы для России. // Российский экономический
журнал, 2000. №10. Отказ от предоставления
неэффективным компаниям явных
и скрытых льгот и субсидий,
позволяющих им по прибыльности опережать
эффективные компании, дал бы России
возможность выйти на темпы роста
до 8% в год, увеличить выпуск импортозамещающей
потребительской продукции в
пищевой, легкой и автомобильной
промышленности.
Следующие необходимые
шаги связаны с усилением государственных
и негосударственных институтов,
обеспечивающих нормальную работу рыночных
механизмов. Сильные институты, могли
бы позволить устранить наиболее
серьезные аномалии экономической
среды, в том числе резкие различия
прибыльности в производственной, финансовой
и торгово-посреднической сферах деятельности;
чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия;
дороговизну кредита. В ближайшей
перспективе России предстоит наладить
процесс воспроизводства в условиях
рынка, который в предыдущие годы так и
не сложился. Решение этой задачи требует
обеспечения стабильности и прозрачности
законодательства по борьбе с коррупцией
и экономической преступностью.
Наряду с повышением
конкурентоспособности упрочению
позиций страны в мировом хозяйстве
способствовало бы также совершенствование
механизма государственного регулирования
внешнеэкономических связей с учетом
задач структурной перестройки
и повышения эффективности народного
хозяйства.
По мнению автора
одной из задач должно быть совершенствование
экспортно-импортной политики. Возможно
расширение импорта технологий и
профессионалов из Европы и Японии
в отрасли потребительского сектора
экономики и смежные с ними
сырьевые отрасли. Высокотехнологичные
отрасли вроде машиностроения, обслуживающие
сырьевые, энергетические, транспортные
сектора хозяйства, по-видимому, должны
быть защищены таможенными барьерами,
так как именно на них делается
ставка в инновационном ресурсосберегающем
развитии. Для работы с Европой
у России есть хороший аргумент -
газ и нефть. Помимо этого должна
быть принципиально усилена защита
российского рынка от Китая. Речь
идёт об остановке серого импорта
из Китая, который даёт огромные преимущества
китайским производителям; должны быть
предприняты усилия для расширения
доступа на внешний кредитный
рынок наших финансовых структур.
Эффективное включение
России в систему глобальных мирохозяйственных
связей требует преодоления структурных
деформаций и технической модернизации
народного хозяйства.
Важной проблемой,
возникающей при интеграции России
в мировое хозяйство, является проблема
сохранения среды обитания.
В промышленности в
2006 г. на единицу ВВП приходилось
больше затрат энергии и природных
ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих
веществ и твердых отходов, чем
в 1990 г. Все зоны экологического бедствия
в России связаны с промышленными
территориями Урала и Восточной
Сибири (Братск, Ангарск, Нижний Тагил,
Карабаш). После сокращения в период
1990 - 1999 гг. валовых показателей загрязнения
промышленностью с 2000 г. происходит
рост промышленных выбросов в атмосферу.
По валовым выбросам одним из главных
промышленных загрязнителей среды
является электроэнергетика, цветная
и черная металлургия, нефтедобывающая
промышленность. Наиболее интенсивно
росли выбросы в атмосферу
в нефтедобывающей, угольной, химической
и нефтехимической, деревообрабатывающей,
целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности.
Тенденции сокращения этих выбросов
наблюдались в нефтеперерабатывающей
и легкой промышленности, машиностроении
и металлообработке. Сброс сточных
вод в поверхностные водоемы
устойчиво сокращался только в легкой
промышленности, и в меньшей степени
в пищевой, угольной и нефтеперерабатывающей.
Серьезной экологической проблемой
промышленности становиться рост объемов
токсических отходов, особенно значительный
в химической и нефтехимической
промышленности, угольной, строительных
материалов. Источником масштабного
загрязнения является нефтегазодобывающая
промышленность.
Сельское хозяйство
негативно влияет на состояние водных
источников и почв в основном последствиями
гидромелиорации, использования минеральных
удобрений и иных химических продуктов,
отходами животноводческих комплексов,
нарушениями в землепользовании.
После 1992 г. обозначилась
опасная тенденция переноса экологически
грязных производств из западных
стран на территорию России.
Чтобы предотвратить
неблагоприятное воздействие производства
на природную среду, требуются крупные
капиталовложения на очистные сооружения
и всевозможные средства экологической
защиты. Еще больше финансовых ресурсов
необходимо выделять для возмещения
уже нанесенного ущерба природе.
И если развитые страны по состоянию
экономики могут выделять крупные
средства на экологические цели, то
развивающиеся и страны с переходной
экономикой, в частности Россия,
такой возможностью в настоящее
время не располагают, усугубляя
собственную и общемировую экологическую
ситуацию.
3.2 Эффективная конверсия
- возможность выхода из кризиса
Мощные ресурсы
для решения глобальных экономических
проблем в системе мирового хозяйства
заложены в сокращении военных расходов
и конверсии военной промышленности.
Человечество тратит
на вооружение огромные средства. Доля
военных расходов в валовом национальном
продукте составляет: в США - менее 6%,
в ФРГ - около 3%, в Японии - 1%, в СНГ
- до 17%. Число занятых в военной
промышленности достигает: в США - 3,35
млн. человек, в ФРГ - 290 тыс. человек,
в Швеции - 28 тыс. человек, в СНГ - 4,8
млн. человек.
Новое политическое
мышление, утвердившееся на мировой
арене, обострило проблему перехода
от экономики вооружения к экономике
разоружения, или проблему конверсии
военного производства. Конверсия - это
последовательный перевод ресурсов,
производственных мощностей и людей
из военной в гражданскую сферу.
Однако на пути конверсии
существуют экономические и социальные
барьеры. Уже два столетия специалисты
спорят, является ли военное производство
движущей силой или тормозом развития
экономики. Долгие годы создавалось
мнение о том, что средства, вложенные
в ВПК, стимулируют экономику, поскольку
являются стабилизатором рыночного
спроса, обеспечивают загруженность
производственных мощностей, создают
рабочие места, стимулируют научно-технический
прогресс. Однако в последние годы
появляется все больше исследований,
подтверждающих, что военные расходы
тормозят экономическое и технологическое
развитие. По мнению американских ученых,
такие расходы носят инфляционный
характер, так как заработная плата
работников оборонных предприятий,
ведя к росту потребительского спроса,
не способствует расширению предложения
товаров и услуг, военное производство
отвлекает сырье и технических
специалистов от гражданских отраслей.
Существование же монополизма военно-промышленного
комплекса и гарантированный
рынок сбыта снижают производительность
труда, повышают издержки производства
по сравнению с гражданскими отраслями.
Безусловно, нельзя
отрицать, что разработка военной
техники привела к появлению
технологических новшеств в авиации
и других областях жизни общества.
Однако, по данным ООН, в мирных целях
используется не более 1/5 исследований
в военной технике. Если же учесть,
что этими разработками, дающими
эффективность лишь на 20%, занято 40%
всех ученых и инженеров, то становится
очевидным, что военные программы
становятся тормозом научно-технического
прогресса человечества.
Проведение конверсии
в России вызывает необходимость
решения ряда проблем. Прежде всего,
конверсия связана с высвобождением
военных специалистов и, следовательно,
со структурной перестройкой экономики.
В России предполагается создать
государственный инвестиционный банк
конверсии и соответствующие инновационные
банки, которые бы финансировали перепрофилирование
предприятий и социальные программы для
работников данных предприятий.
Не менее важной
является проблема повышения экономической
эффективности военной промышленности.
Привилегии в снабжении сырьем и
материалами, завышенные издержки производства,
гарантированный сбыт продукции, высокий
уровень монополизации приводят
к получению неоправданно высокой
прибыли в этих отраслях и к
снижению конкурентоспособности на
коммерческом рынке. Снижение уровня привилегий
оборонных предприятий, которое
началось в ряде западных стран, является
важным условием их выживания в рыночной
экономике. Подготовке конверсии способствует
и процесс диверсификации, увеличение
доли гражданского производства в деятельности
оборонных предприятий. Это достигается
посредством приобретения новых
компаний, имеющих опыт работы в
гражданских отраслях, и направлением
расходов на НИОКР в невоенные
области. В России предполагается формирование
в районах с высокой концентрацией
конверсируемых военных производств
технополисов и технологических
парков с привлечением специалистов
и капиталов из других стран.
Крайне важен экономический
аспект разоружения. Так, по взаимному
соглашению, Россия должна уничтожить
2,5 тыс. ядерных боеголовок, США - 500;
Пентагону придется избавиться от 8
тыс. ядерных боезапасов тактического
оружия, нам - от 16 тыс. и т.д. Американцам
для уничтожения только около 4 тыс.
боеголовок в течение семи лет
потребуется израсходовать примерно
300 млн. долл. в год. Для нас это
бремя будет намного тяжелее.
Перспектива "решительного разоружения
вскрыла проблему, которую не готовы
решать сегодня ни США, ни Россия. Речь
идет о дорогостоящих материалах,
которые в перспективе могут
стать неисчерпаемыми источниками
энергии. В настоящее время нет
технологии превращения высокообогащенного
урана в топливо для АЭС, термоядерный
же синтез - это далекое будущее.
Значит, потребуются хранилища этого
материала. По экспертным оценкам, России
необходимо иметь пять специальных
складов для хранения расщепляющихся
материалов. Ориентировочная стоимость
каждого - 500 млн. долл. Программа ликвидации
отравляющих веществ предполагает
расход в несколько млрд. руб. Для
уничтожения тысяч танков, орудий,
бронетехники потребуется не менее
80 млрд. руб. Все это вызывает неоднозначные
оценки конверсии во всех государствах,
имеющих военное производство. В
США, например, среди негативных аспектов
конверсии на первое место выдвигают
необходимость перехода около 600 тыс.
квалифицированных специалистов в
производство с более низким уровнем
технологии.
Вряд ли правомерна
оценка ВПК только как "пожирателя"
хозяйственных ресурсов. Доля гражданской
продукции на оборонных предприятиях
достаточно высока.
Так, в 1990 г. удельный
вес выпуска отдельных товаров
ВПК составлял: станки - 15%; установки
для добычи нефти и газа 32,4%; трамваи
- 86,4%; плиты бытовые электрические
- 72,2%; вычислительная техника - 85%; алюминиевый
прокат - 93%; радиоприемники, телевизоры,
видеомагнитофоны, швейные машинки,
фотоаппараты - 100%; холодильники - 92,7%. Все
это говорит о больших возможностях
использования научно-производственного
потенциала ВПК.
Как считают специалисты,
многие предприятия оборонной промышленности
непригодны для массового изготовления
простых и дешевых изделий, поэтому
технологические характеристики гражданских
изделий должны быть идентичны характеристикам
конверсируемого производства.
Это позволило бы
сохранить научный и производственный
потенциал, иметь минимальные затраты
на организацию производства новых
изделий, получить достаточную рентабельность.
При проведении конверсии
крайне важно правильно определить
специализацию оборонных предприятий,
что позволит выпускать конкурентоспособную
продукцию.
3.3 Ближайшие и
долгосрочные перспективы
По мнению ряда российских
экономистов сегодня глобальная
мировая экономика находится
в стадии стагнации. Об этом свидетельствуют
неустойчивость развития ключевых западных
экономик - США, Европы, Японии и начинающиеся
напряжения в китайской экономике,
вызванные действием слишком
большого перераспределение мировых
ресурсов в пользу Китая.
Согласно теории
волнового развития экономики Оболенский
В. Глобализация мировой экономики
и Россия.// Наследие. 2001. №1., в десятилетие
2010-2020 гг. стартует новая длинная
экономическая волна (а своего максимума
она достигнет в 2020-2040-е годы),
содержание которой надо искать, с
одной стороны, в тех ограничениях,
которые сегодня препятствуют глобальному
экономическому развитию или развитию
отдельных регионов, а с другой
- в тех инвенциях, которые уже
имеются хотя бы в зачаточных хозяйственных
форматах.
С точки зрения формирования
экономической доктрины для России
на этой стадии рассуждений можно
определить основную задачу: в 2010-2020 гг.
Россия должна вернуться в глобальную
экономику в качестве игрока, в
заметной степени формирующего хозяйственную
парадигму следующей длинной
волны. Это значит, что наши позиции
в международном разделении труда
будут формироваться не по "остаточному
принципу", а Россией самостоятельно.