Культурное наследие Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:22, реферат

Краткое описание

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

Оглавление

1. Общая характеристика.
2. История Древнего Египта.
1). Египетская религия.
2). Мифы о солнечных богах.
3). Другие боги.
4. Изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
5. Древнеегипетская музыка.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Файлы: 1 файл

КультНаслЕг.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

                   Довершает индивидуализацию канонических  черт  тщательная пластическая  обработка тела: молодого ,физически  развитого или полного , слегка  оплывшего жиром , с дряблой кожей и морщинками.

                В период Среднего царства,  дабы усилить значимость верховной  власти в создании народа, скульптурные  изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать  перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

                   Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец  египетского

реалистического портрета: резкие морщины ,глубоко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий  властный рот. Большое выразительное  значение приобретает светотеневая моделировка лица : острый контраст бликов и затемненных частей на

черном  камне (обсидиан) подчеркивает более  сложную психологическую трактовку  образа, в котором  энергия и  проницательный ум сочетаются с моментами  рефлексии.

                   В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством , как изящество и стройность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур-характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства  - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

                   Лирическое начало в наибольшей  степени характерно для 

скульптурных  образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,

приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

                 Интереснейшим периодом в искусстве  Нового царства стало

время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в  первой половине 14 в. до

н.э. Его  новая столица - Ахетатон строилась  по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало

жилье ремесленников и бедняков.

                 Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

                   Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были

проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона,  незаконченная. Здесь уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и  носа,  моделировка  лица отличается мягкостью.

                   Скульптуру второй половины Нового  царства, ее основную линию,  представляют следующие произведения : гигантские ста-

туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. ”Вспомнились”

древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений ,утверждающая величие фараона-бога.

                Но по сравнению с Древним  царством вся эта скульптура  обрела оттенок гигантомании , когда  внешнее слишком превосходит внутреннее. 

                                       Рельефы и росписи. 

                 Завершают характеристику египетского  искусства рельефы и

росписи, которые  в великом множестве  украшали стены гробниц , заупокойных  храмов , колонны , саркофаги  и  вообще все то , что могло быть ими оформлено.

                   Характерные особенности изобразительного  канона в рельефе сложились  еще в до династический период, что нашло свое отражение и  в  росписях, развивающихся уже   в  искусстве Среднего царства  .

Известная “Плита Нармера”, созданная в честь  царя Нармера, объединившего Верхний  и Нижний Египет, содержит в себе основные канонические черты. К ним  относятся :

     1.Построчное размещение сюжетных  сцен(разделение плоскости горизонтальные  пояса).

     2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.

мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами.

     3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изображали в больших размерах , чем все остальные фигуры.

     4.Изображение человека - принцип  распластывания фигуры на плоскости  , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично  соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.

     5.Изображение предметов с различных  точек  зрения с помощью их

вертикального расположения : то , что находится  дальше , изображается на плоскости  выше.

     6.Единство изображений и иероглифических  надписей.

                  Наиболее распространенной темой  рельефов и росписей была тема  пира, обычно связанного с заупокойным культом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные черты египетского искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует много различных “элементов” -человеческие фигуры, пред-

меты  обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

И все  это множество изображений размещается  на плоскости, разделенной на горизонтальные пояса так, чтобы каждая из фигур  и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя друг друга. Расположенные

через одинаковые интервалы, с повторяющимися  жестами, они как будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается как торжественное  ритуальное действо, воспарившее над  обыкновенным миром реального бытия. Все конкретные и заимствованные

из жизни  сюжеты, воссозданные в египетских рельефах и росписях, благодаря композиционному  решению, приобретали характер священнодействия, ибо они воспроизводили жизнь  после смерти. 

                 Древнеегипетская музыка. 

                 Мы еще раз вернемся к теме  пира в рельефах и росписях, ибо

именно  здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .

К сожалению -это почти единственный фактологический  материал, на основе которого можно  попытаться составить некоторое представление о древнеегипетской музыке. Правда, в музеях мира хранятся экземпляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инструмент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хранятся во флорентийском и луврском музеях, а в последнем еще имеется

и египетский барабан.

                   В этом смысле египетская музыка  находится в самом невыгодном  положении, по сравнению с изобразительным  искусством, литературой. Опираясь  на визуальный материал, равно  как и на здравый смысл , мы можем смело утверждать, что существовала музыка народная, храмовая  и  дворцовая. Вполне естественно, что  две  последние формы  существования  египетской  музыки отличались определенным профессионализмом. Большинство  исследователей склоняются к мнению ,что египетская музыка была одноголосой. Ее  звуковая  субстанция опиралась на  унисонное сочетание вокальных инструментальных тембров хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тон-

ко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддерживаемых  ударными  инструментами. В области тональной системы все дружно склоняются к заключению о существовании простой пентатоники, а также зародыша дирижирования, называемого хейрономией. 
 
 

                                         Заключение.

 

                  Египетская  культура  была  наиболее  яркой  на  фоне  культур   других  цивилизаций. Во  время   процветания  египетской династии  египтяне  изобрели  много   полезных  вещей, например, как  определять  поверхность  куба, решать уравнение с одним неизвестным и

т.п. Египетская культура внесла огромный вклад в  культуру всемирную. После  исчезновения  египетской  цивилизации  осталось  много

полезных  сведений  и  информации , которыми  люди пользуются до сих пор .  

 

      Список  литературы.

 

         1. Н.Г.Грибунина“ История мировой  художественной культуры”,

              Тверь , 1993 год. 

         2. В.И.Кузнецова“ История Древнего  Востока”, Москва ,“Высшая

              школа”, 1979 год. 

         3. В. Семенов “Культура Древнего  Египта”, Москва , 1975 год.

Информация о работе Культурное наследие Египта