Культурное наследие Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:22, реферат

Краткое описание

Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно, хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.

Оглавление

1. Общая характеристика.
2. История Древнего Египта.
1). Египетская религия.
2). Мифы о солнечных богах.
3). Другие боги.
4. Изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
5. Древнеегипетская музыка.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Файлы: 1 файл

КультНаслЕг.doc

— 110.00 Кб (Скачать)
align="justify">                 Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой  ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам египетского календаря.

               Сиа - богиня мудрости и познания-женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.

                Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах считался покровителем ремесел и искусств.

                   А теперь обратимся к заупокойному  культу. К  основным письменным  источникам относятся следующие произведения :

                  “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в  пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

                  “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода

Среднего царства.

                  “Книга мертвых” -составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были по-

мочь  умершему вступить в загробное царство.

                    Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления : со смертью человека умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен) ,

душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник  человека (ка) ; именно судьба  Ка  связана с

судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может  погибнуть от голода и жажды , если при погребении

покойник  не будет снабжен всем необходимым ; Ка  может быть съеден загробными чудовищами ,

если  его не защитят магические формулы.

                   В разработанной до мельчайших  подробностей системе представлений  египтян о потустороннем мире  одно из главных мест занимают  “поля блаженных” (поля Иалу) , на  которых умерший

должен  был совершить все земледельческие  процессы от возделывания земли до сбора урожая.

                  Повелителем загробного мира  был  Осирис - один из самых  почитаемых в Египте богов  .

Поначалу  Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис -умерла

природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно  поэтому он  и  превратился  в  бога мертвых , который вершил свой суд. 

      

 

                           Изобразительное искусство

                                   Древнего Египта. 

                             Архитектура. 

             Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.

                    Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

                    Классическим образцом такого  рода сооружений являются пирамиды  фараонов 4 - й династии (27 в. до  н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане , и схождение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

                  Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера , где стоял саркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно  господствовала масса всей пирамиды , в  то время каксама пирамида была завершающей частью огромного  пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный  храмик , от которого шел длинный  крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается , что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

                   В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип  заупокойного храма. Ярчайший  образец-храм Ментухотепа I долине  Деир-эль-Бахари (западный берег  Нила).

                   Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности : не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.

                   Второе - усложнение композиции заупокойного  храма , состоящего из двух  террас, расположенных одна над  другой и завершаемых небольшой  пирамидой. Горизонтальная распластанность террас ,подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.

                   За основным ядром комплекса  шел небольшой открытый  двор, окруженный колоннадой.

Он вел  во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные  в скале.

                    К  этому добавлялся нижний  храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная  с двух сторон стенами и  соединяющая храмик с главным  заупокойным ансамблем.

                   Дополнительными элементами этого  архитектурного ком плекса были  каменные раскрашенные статуи  царя , стоявшие на дороге , и сад  с двумя бассейнами перед первым  гипостильным залом.

                 От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

                    Самая главная новация - захоронение  отдельно от храма. Царская  мумия спрятана где-то в тайнике,  в горах. Ансамбль же состоит  в целом из тех же элементов,  что и храм “соседа” , но с  тенденцией к большей грандиозности  :три террасы, возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшие декорации, широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад, деревья и искусственные пруды , размещавшиеся и на террасах.

                  Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

                   Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).

                  Основным средством архитектурной  выразительности была колонна:  в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих  колонн - использование растительных  материалов: колонны напоминают  связки гигантских папирусов  и лотоса.

                 Одним из наиболее совершенных  храмовых ансамблей среди египетских  архитектурных памятников является  Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В  большей своей части построен  архитектором Аменхотепом-младшим  в 15 в. до н.э.    

                Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая- вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

                  Постепенное движение к молельням  через величественно-гигантские  “заросли” каменного папируса  имело и “световую драматургию”  от ярко освещенного солнцем  двора, через сумрак колонного  зала , куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

                    И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н. Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

                    Они сохраняли основные композиционные  принципы храмовых комплексов  Нового царства, максимально акцентируя  при этом идею прославления  фараона. 

                                                Скульптура. 

                   Отличительная черта египетского  изобразительного искусства его  каноничность. Оформившиеся характерные  особенности изобразительной   форм, композиционного решения становятся  обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма  ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского

искусства.

                    В Древнем царстве вырабатываются  строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой  ногой и опущенными руками, прижатыми  к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера);сидящая, с руками ,положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царского писца Каи).

                    Для всех характерны следующие  художественные приемы: фигуры построены  со строгим соблюдением фронтальности  и симметричности; голова поставлена  прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато коричневого цвета, женских- желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.

                    Основной характер - торжественная  монументальность и строгое спокойствие.  К этим общим для всех скульптурных  статуй закономерностям следует  добавить небольшой , но очень  существенный штрих - портретные  черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

Информация о работе Культурное наследие Египта