Экономико-географическая характеристика Южного Федерального округа РФ. Влияние экономико-географического положения на размещение ведущ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель моего исследования - проанализировать современное состояние региона, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, определить возможные пути их решения и перспективы развития округа.
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи, которые решаются в данной работе:
• дать подробную экономико-географическую характеристику Южного Федерального округа;
• выявить влияние экономико-географического положения на размещение ведущих отраслей производства;

Оглавление

Введение
Глава 1. Экономико-географическое положение региона
1.1 Размещение, природные условия и ресурсы
1.2 Территориальная организация хозяйства
1.3 Население и трудовые ресурсы
1.4 Внешнеэкономические связи
Глава 2. Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа
2.1 Проблемы и задачи развития региона
2.2 Пути улучшения ситуации в округе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

южныйфедокруг.doc

— 408.00 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Проблемы и перспективы  развития Южного Федерального округа

 

2.1 Проблемы и задачи развития региона

 

За многовековую историю  края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между  народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными "возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.

Все это обусловило чрезвычайно  взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические конфликты последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма, бродящий по постсоветскому пространству, в России материализовался на Северном Кавказе.

Регион экономическими, этническими, инфраструктурными нитями связан с Закавказьем, где вот  уже почти десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.

Поэтому на фоне общего экономического спада в России в период реформ падение производства в южных  регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится в ближайшее время.

Рассмотрим более подробно экономические проблемы Южного Федерального округа.

1. Данный регион и  раньше относился к районам  с высокой трудообеспеченностью. В последние же годы в связи с общим экономическим кризисом, осложнением производственно-финансовой деятельности предприятий произошло высвобождение рабочей силы и превращение района в трудоизбыточный. Положение усугубляется еще и тем, что в округ прибывает большое количество вынужденных переселенцев и беженцев, а также ушедших в запас военнослужащих. Очевидно, в этих условиях проблема занятости и рационального использования трудовых ресурсов приобретает особую актуальность. Уровень безработицы в округе достигает 19,1% (табл. 3).

 

Таблица 3

Безработица в январе–феврале 2008 года.5

 

Численность официально зарегистрированных  
безработных на конец периода

тыс. человек

в % к соответствующему периоду предыдущего года

в % к экономически активному населению

Республика Адыгея

8,5

88,4

4,1

Республика Дагестан

54,4

98,9

4,5

Республика Ингушетия

47,8

105,3

27,4

Кабардино–Балкарская 
Республика

34,7

106,5

8,4

Республика Калмыкия

5,6

98,9

3,9

Карачаево–Черкесская 
Республика

7,6

129,3

3,7

Республика Северная 
Осетия–Алания

18,7

146,3

5,9

Чеченская Республика

323,7

101,7

66,8

Краснодарский край

18,5

94,1

0,7

Ставропольский край

25,8

76,8

1,9

Астраханская область

8,7

60,3

1,7

Волгоградская область

19,9

88,6

1,5

Ростовская область

27,2

86,6

1,2


 

2. Остается низким уровень жизни населения округа. Потребительские расходы на душу населения в восьми субъектах Федерации ниже прожиточного минимума, а в Республике Ингушетии эти расходы в четыре раза ниже стоимости минимально необходимого набора продуктов, товаров и услуг (табл. 4).

 

Таблица 4

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ  ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА (в процентах от общей численности населения субъекта).6

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Российская  Федерация

29,0

27,5

24,6

20,3

17,6

17,7

15,3

Южный федеральный округ

             

Республика Адыгея

37,2

41,3

34,6

34,9

33,7

33,2

34,3

Республика Дагестан

72,6

69,0

59,7

47,3

30,1

24,9

11,9

Республика Ингушетия

94,3

88,0

87,4

81,4

73,3

63,2

57,4

Кабардино-Балкарская Республика

57,5

52,3

36,62)

31,9

26,5

24,7

19,8

Республика Калмыкия

66,4

52,6

56,6

53,8

54,0

60,3

48,7

Карачаево-Черкесская Республика

62,5

54,4

40,9

35,6

28,5

26,1

19,7

Республика Северная Осетия - Алания

33,2

40,8

36,0

28,1

18,2

16,8

16,3

Чеченская Республика

...

...

...

...

...

...

...

Краснодарский край

43,7

36,8

32,0

28,1

26,6

26,1

22,9

Ставропольский  край

45,2

43,1

39,4

33,6

28,7

24,5

21,6

Астраханская  область

33,4

31,1

26,2

22,9

20,1

19,2

17,0

Волгоградская область

34,9

29,3

26,8

21,4

17,9

17,2

11,2

Ростовская область

33,1

30,8

27,9

23,2

19,1

18,5

18,1


 

Величина  прожиточного минимума в округе отражена в табл. 5.

 

Таблица 5.

Величина прожиточного минимума в  Южном Федеральном округе за III квартал 2006 года7 (рублей в месяц)

 

Все 
население

В том числе  по социально-демографическим группам

Трудоспо-собное 
население

Пенсищ-неры

дети

Республика Адыгея

2880

3123

2352

2822

Республика Дагестан

2416

2567

1846

2305

Республика Ингушетия

2766

3016

2177

2523

Кабардино-Балкарская Республика

2504

2693

1896

2406

Республика Калмыкия

2623

2837

2076

2537

Карачаево-Черкесская Республика

2628

2854

2142

2467

Республика Северная Осетия - Алания

2579

2781

2095

2466

Чеченская Республика

3012

3333

2294

2769

Краснодарский край

3172

3402

2641

3061

Ставропольский край

2970

3216

2328

2846

Астраханская область

2783

3040

2089

2653

Волгоградская область

2726

2965

2148

2724

Ростовская область

3021

3274

2364

2970


 

3. Неэффективен государственный сектор экономики. Деятельность предприятий смешанной формы собственности в основном убыточна. Снижена активность территориального управления по финансовому оздоровлению и банкротству. Растет количество налоговых преступлений.

Иными словами, развитие экономики все  еще находится на грани риска. Необходимо решить проблему перехода к устойчивой экономической системе, а не к ситуативному латанию дыр, поскольку кризисная экономическая ситуация сказывается также на социальной и межнациональной напряженности в округе.

Для успешного решения этой проблемы, как я считаю, представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и другой продукции.

Нестабильность на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане, все же остается главной проблемой юга России. Несмотря на бравые доклады силовых ведомств об успехах в борьбе с экстремистами, боевики продолжают активно действовать, нападая на мирных жителей, представителей власти, милиционеров и военнослужащих.

Очевидно, что ситуация на Северном Кавказе далека от идеальной. Боевики по-прежнему проявляют активность, а войска, официально находящиеся в «высокой боеготовности», не в силах помешать им. Уже давно становится очевидным тот факт, что путем ввода войск долговременную стабильность на Северном Кавказе установить невозможно. Необходимо решать социальные проблемы населения, повышать их жизненный уровень. Тогда в ряды экстремистов трудно будет заманить простых граждан, живущих на Северном Кавказе.

Таким образом, главными задачами перспективного развития этого округа являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем.

Особо следует  отметить экологические проблемы Южного федерального округа.

По последним данным Минприроды, за год в атмосферу субъектов Южного федерального округа выбрасывается более 800 тысяч тонн загрязняющих веществ: в первую очередь это диоксиды азота, фенол, формальдегид и метан. Безусловным "лидером" по этому показателю является Волгоградская область - 224 тысяч тонн. Ростовская область занимает второе место - 149 тысяч тонн, на третьем - Астраханская область - 119 тысяч тонн. Самыми сильными загрязнителями атмосферы в ЮФО являются предприятия нефтегазового комплекса: "Кубаньгазпром", "Севосетиннефтегазпром", "Астраханьгазпром", "Черномортранснефть", "Грознефтегаз", а также предприятия по добыче и переработке нефти и газа в Ингушетии и Калмыкии.

С водой ситуация еще хуже: сброс загрязненных сточных вод в ЮФО составил 2,439 млрд кубометров, то есть вырос почти на 8%. Наибольший "вклад" внесли Краснодарский край, где сосредоточено 80% от общих эксплуатационных ресурсов пресных вод Северо-Кавказского региона, Ингушетия и Калмыкия. По данным Минприроды, в Чечне 100% сброшенных сточных вод не очищаются. В Ростовской области неочищенной сбрасывается пятая часть стоков.

В ходе проверок эффективности использования  водных биологических ресурсов выявлены серьезные недостатки в организации  охраны и восстановления рыбных запасов. Количество преступных посягательств  на рыбные запасы из года в год увеличивается. В то же время низкий уровень деятельности правоохранительных органов не позволяет поставить этому надежный заслон. Необходимо ужесточение практики административного и уголовного преследования скупщиков, перевозчиков и реализаторов незаконно добытой продукции.

Почва.

Остается нерешенной проблема хранения и утилизации пришедших  в негодность и запрещенных к  применению пестицидов и минеральных  удобрений. По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов, на территории Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 несанкционированные, в том числе 91 - в Астрахани.

Для улучшения экологического состояния и повышения эффективности  природопользования необходимо прекратить отторжение ценных земель для несельскохозяйственных нужд, провести широкомасштабные противоэрозионные мероприятия и мероприятия по предотвращению засоления земель, увеличить количество лесозащитных полос и прекратить промышленные рубки леса.

 

2.2 Пути улучшения ситуации в округе

 

Реализуя  на практике одно из положений Послания Президента Российской Федерации о  приближении федеральной власти к территориям, аппарат полномочного представителя организует большую  часть своей работы на местах, в  регионах. При этом особое внимание уделяется южным субъектам Федерации, в частности, Чечне – которую пытались использовать как возможный плацдарм для экспансии в Россию международного терроризма. Здесь ведется целенаправленная работа по наведению государственного порядка.

Решаются также задачи геостратегического и федерального значения. Среди них:

  • формирование системы эффективных транспортных коридоров в интересах ускорения экономической кооперации со странами Персидского залива. В ближайшее время потребуется создание нового скоростного транспорта на юге России, который свяжет крупные агломерации - Ростов, Краснодар, Астрахань и Волгоград.

При этом сейчас на юге страны есть возможность  пользоваться всеми видами транспорта — железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного. Напомним также, что через Южный Федеральный округ проходит транзитный азиатский воздушный коридор, функционирование которого требует развития транспортной логистики. Речь идет, прежде всего, о транспортно-таможенной составляющей в Краснодарском крае, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях на основе использования системы международных транспортных коридоров;

  • развитие сырьевой базы нефтедобычи Каспийского моря и создание магистральных сетей для экспортных поставок;
  • реализация проектов международного сотрудничества;
  • воспроизводство и сохранение биоресурсов бассейнов Каспийского и Азовского морей;

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Южного Федерального округа РФ. Влияние экономико-географического положения на размещение ведущ