Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель моего исследования - проанализировать современное состояние региона, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, определить возможные пути их решения и перспективы развития округа.
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи, которые решаются в данной работе:
• дать подробную экономико-географическую характеристику Южного Федерального округа;
• выявить влияние экономико-географического положения на размещение ведущих отраслей производства;
Введение
Глава 1. Экономико-географическое положение региона
1.1 Размещение, природные условия и ресурсы
1.2 Территориальная организация хозяйства
1.3 Население и трудовые ресурсы
1.4 Внешнеэкономические связи
Глава 2. Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа
2.1 Проблемы и задачи развития региона
2.2 Пути улучшения ситуации в округе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Глава 2. Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа
2.1 Проблемы и задачи развития региона
За многовековую историю края здесь накопилось много противоречий между центром и периферией, между народами и религиями, между коренными и переселенцами; между реабилитированными "возвращенцами" и теми народами, которые избежали репрессий и заняли земли спецпереселенцев.
Все это обусловило чрезвычайно взрывоопасную этнополитическую обстановку. Самые крупные этнические конфликты последних лет вспыхивали в этом районе, а призрак сепаратизма, бродящий по постсоветскому пространству, в России материализовался на Северном Кавказе.
Регион экономическими, этническими, инфраструктурными нитями связан с Закавказьем, где вот уже почти десять лет не затухают конфликты. Все, что происходит негативного к югу от Главного Кавказского хребта, отражается на обстановке к северу от него, и наоборот.
Поэтому на фоне общего экономического спада в России в период реформ падение производства в южных регионах проявилось более заметно, и вряд ли эта тенденция изменится в ближайшее время.
Рассмотрим более подробно экономические проблемы Южного Федерального округа.
1. Данный регион и
раньше относился к районам
с высокой
Таблица 3
Численность официально
зарегистрированных | |||
тыс. человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
в % к экономически активному населению | |
Республика Адыгея |
8,5 |
88,4 |
4,1 |
Республика Дагестан |
54,4 |
98,9 |
4,5 |
Республика Ингушетия |
47,8 |
105,3 |
27,4 |
Кабардино–Балкарская |
34,7 |
106,5 |
8,4 |
Республика Калмыкия |
5,6 |
98,9 |
3,9 |
Карачаево–Черкесская |
7,6 |
129,3 |
3,7 |
Республика Северная |
18,7 |
146,3 |
5,9 |
Чеченская Республика |
323,7 |
101,7 |
66,8 |
Краснодарский край |
18,5 |
94,1 |
0,7 |
Ставропольский край |
25,8 |
76,8 |
1,9 |
Астраханская область |
8,7 |
60,3 |
1,7 |
Волгоградская область |
19,9 |
88,6 |
1,5 |
Ростовская область |
27,2 |
86,6 |
1,2 |
2. Остается низким уровень жизни населения округа. Потребительские расходы на душу населения в восьми субъектах Федерации ниже прожиточного минимума, а в Республике Ингушетии эти расходы в четыре раза ниже стоимости минимально необходимого набора продуктов, товаров и услуг (табл. 4).
Таблица 4
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ С ДЕНЕЖНЫМИ ДОХОДАМИ НИЖЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА (в процентах от общей численности населения субъекта).6
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Российская Федерация |
29,0 |
27,5 |
24,6 |
20,3 |
17,6 |
17,7 |
15,3 |
Южный федеральный округ |
|||||||
Республика Адыгея |
37,2 |
41,3 |
34,6 |
34,9 |
33,7 |
33,2 |
34,3 |
Республика Дагестан |
72,6 |
69,0 |
59,7 |
47,3 |
30,1 |
24,9 |
11,9 |
Республика Ингушетия |
94,3 |
88,0 |
87,4 |
81,4 |
73,3 |
63,2 |
57,4 |
Кабардино-Балкарская Республика |
57,5 |
52,3 |
36,62) |
31,9 |
26,5 |
24,7 |
19,8 |
Республика Калмыкия |
66,4 |
52,6 |
56,6 |
53,8 |
54,0 |
60,3 |
48,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
62,5 |
54,4 |
40,9 |
35,6 |
28,5 |
26,1 |
19,7 |
Республика Северная Осетия - Алания |
33,2 |
40,8 |
36,0 |
28,1 |
18,2 |
16,8 |
16,3 |
Чеченская Республика |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
Краснодарский край |
43,7 |
36,8 |
32,0 |
28,1 |
26,6 |
26,1 |
22,9 |
Ставропольский край |
45,2 |
43,1 |
39,4 |
33,6 |
28,7 |
24,5 |
21,6 |
Астраханская область |
33,4 |
31,1 |
26,2 |
22,9 |
20,1 |
19,2 |
17,0 |
Волгоградская область |
34,9 |
29,3 |
26,8 |
21,4 |
17,9 |
17,2 |
11,2 |
Ростовская область |
33,1 |
30,8 |
27,9 |
23,2 |
19,1 |
18,5 |
18,1 |
Величина прожиточного минимума в округе отражена в табл. 5.
Таблица 5.
Величина прожиточного минимума в Южном Федеральном округе за III квартал 2006 года7 (рублей в месяц)
Все |
В том числе по социально-демографическим группам | |||
Трудоспо-собное |
Пенсищ-неры |
дети | ||
Республика Адыгея |
2880 |
3123 |
2352 |
2822 |
Республика Дагестан |
2416 |
2567 |
1846 |
2305 |
Республика Ингушетия |
2766 |
3016 |
2177 |
2523 |
Кабардино-Балкарская Республика |
2504 |
2693 |
1896 |
2406 |
Республика Калмыкия |
2623 |
2837 |
2076 |
2537 |
Карачаево-Черкесская Республика |
2628 |
2854 |
2142 |
2467 |
Республика Северная Осетия - Алания |
2579 |
2781 |
2095 |
2466 |
Чеченская Республика |
3012 |
3333 |
2294 |
2769 |
Краснодарский край |
3172 |
3402 |
2641 |
3061 |
Ставропольский край |
2970 |
3216 |
2328 |
2846 |
Астраханская область |
2783 |
3040 |
2089 |
2653 |
Волгоградская область |
2726 |
2965 |
2148 |
2724 |
Ростовская область |
3021 |
3274 |
2364 |
2970 |
3. Неэффективен государственный сектор экономики. Деятельность предприятий смешанной формы собственности в основном убыточна. Снижена активность территориального управления по финансовому оздоровлению и банкротству. Растет количество налоговых преступлений.
Иными словами, развитие экономики все еще находится на грани риска. Необходимо решить проблему перехода к устойчивой экономической системе, а не к ситуативному латанию дыр, поскольку кризисная экономическая ситуация сказывается также на социальной и межнациональной напряженности в округе.
Для успешного решения этой проблемы, как я считаю, представляется целесообразным поощрять развитие мелкотоварного уклада как в городской, так и в сельской местности, перепрофилировать промышленность на удовлетворение нужд населения в товарах народного потребления, а фермерских хозяйств — в малогабаритной сельскохозяйственной технике, удобрениях и другой продукции.
Нестабильность на Северном Кавказе, особенно в Чечне, Ингушетии и Дагестане, все же остается главной проблемой юга России. Несмотря на бравые доклады силовых ведомств об успехах в борьбе с экстремистами, боевики продолжают активно действовать, нападая на мирных жителей, представителей власти, милиционеров и военнослужащих.
Очевидно, что ситуация на Северном Кавказе далека от идеальной. Боевики по-прежнему проявляют активность, а войска, официально находящиеся в «высокой боеготовности», не в силах помешать им. Уже давно становится очевидным тот факт, что путем ввода войск долговременную стабильность на Северном Кавказе установить невозможно. Необходимо решать социальные проблемы населения, повышать их жизненный уровень. Тогда в ряды экстремистов трудно будет заманить простых граждан, живущих на Северном Кавказе.
Таким образом, главными задачами перспективного развития этого округа являются стабилизация политической и экономической обстановки, проведение экономических рыночных реформ, развитие многообразия всех форм собственности, предпринимательства и особенно первоочередное решение социальных проблем.
Особо следует отметить экологические проблемы Южного федерального округа.
По последним данным Минприроды, за год в атмосферу субъектов Южного федерального округа выбрасывается более 800 тысяч тонн загрязняющих веществ: в первую очередь это диоксиды азота, фенол, формальдегид и метан. Безусловным "лидером" по этому показателю является Волгоградская область - 224 тысяч тонн. Ростовская область занимает второе место - 149 тысяч тонн, на третьем - Астраханская область - 119 тысяч тонн. Самыми сильными загрязнителями атмосферы в ЮФО являются предприятия нефтегазового комплекса: "Кубаньгазпром", "Севосетиннефтегазпром", "Астраханьгазпром", "Черномортранснефть", "Грознефтегаз", а также предприятия по добыче и переработке нефти и газа в Ингушетии и Калмыкии.
С водой ситуация еще хуже: сброс загрязненных сточных вод в ЮФО составил 2,439 млрд кубометров, то есть вырос почти на 8%. Наибольший "вклад" внесли Краснодарский край, где сосредоточено 80% от общих эксплуатационных ресурсов пресных вод Северо-Кавказского региона, Ингушетия и Калмыкия. По данным Минприроды, в Чечне 100% сброшенных сточных вод не очищаются. В Ростовской области неочищенной сбрасывается пятая часть стоков.
В ходе проверок эффективности использования водных биологических ресурсов выявлены серьезные недостатки в организации охраны и восстановления рыбных запасов. Количество преступных посягательств на рыбные запасы из года в год увеличивается. В то же время низкий уровень деятельности правоохранительных органов не позволяет поставить этому надежный заслон. Необходимо ужесточение практики административного и уголовного преследования скупщиков, перевозчиков и реализаторов незаконно добытой продукции.
Почва.
Остается нерешенной проблема хранения и утилизации пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов и минеральных удобрений. По данным инвентаризации объектов захоронения и хранения отходов, на территории Астраханской области выявлено более 440 свалок отходов, из которых около 300 несанкционированные, в том числе 91 - в Астрахани.
Для улучшения экологического
состояния и повышения
2.2 Пути улучшения ситуации в округе
Реализуя на практике одно из положений Послания Президента Российской Федерации о приближении федеральной власти к территориям, аппарат полномочного представителя организует большую часть своей работы на местах, в регионах. При этом особое внимание уделяется южным субъектам Федерации, в частности, Чечне – которую пытались использовать как возможный плацдарм для экспансии в Россию международного терроризма. Здесь ведется целенаправленная работа по наведению государственного порядка.
Решаются также задачи геостратегического и федерального значения. Среди них:
При этом сейчас на юге страны есть возможность пользоваться всеми видами транспорта — железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного. Напомним также, что через Южный Федеральный округ проходит транзитный азиатский воздушный коридор, функционирование которого требует развития транспортной логистики. Речь идет, прежде всего, о транспортно-таможенной составляющей в Краснодарском крае, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях на основе использования системы международных транспортных коридоров;