Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель моего исследования - проанализировать современное состояние региона, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, определить возможные пути их решения и перспективы развития округа.
Цель исследования позволила сформулировать следующие задачи, которые решаются в данной работе:
• дать подробную экономико-географическую характеристику Южного Федерального округа;
• выявить влияние экономико-географического положения на размещение ведущих отраслей производства;
Введение
Глава 1. Экономико-географическое положение региона
1.1 Размещение, природные условия и ресурсы
1.2 Территориальная организация хозяйства
1.3 Население и трудовые ресурсы
1.4 Внешнеэкономические связи
Глава 2. Проблемы и перспективы развития Южного Федерального округа
2.1 Проблемы и задачи развития региона
2.2 Пути улучшения ситуации в округе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Астраханское
месторождение газового конденсата
– крупнейшее в мире. Его добыча
и переработка связаны с
Происходит модернизация структуры ключевых секторов в экономике (транспортного, туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов); решаются вопросы обеспечения занятости населения и проблем перемещенных лиц, вынужденных переселенцев и беженцев и др.
Благодаря действиям правительства в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Южный Федеральный округ, за последнее время возрос объем промышленного производства и сельского хозяйства, увеличился оборот торговли и общественного питания, наращиваются темпы строительства. Наиболее быстро растет объем промышленного производства в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан и Республике Ингушетия. В Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Северная Осетия-Алания, Ростовской области увеличились объемы сельскохозяйственного производства, возросли урожайность зерновых культур и продуктивность животноводства. Отмечается рост денежных доходов населения. Улучшилось положение с выплатой пенсий, собираемостью пенсионных взносов, что позволило в большинстве регионов ликвидировать долги прошлых лет.
Однако
все это выглядит неплохо только
на фоне прежних, прямо скажем, не лучших
показателей социально-
Публично многие руководители регионов основной причиной различных социальных проблем населения называют отсутствие достаточных финансовых средств. Однако, как показывают проведенные проверки выполнения налогового и бюджетного законодательств, значительные резервы по наполнению федерального и регионального бюджетов остаются неиспользованными. Здесь деятельность налоговых инспекций и службы судебных приставов не скоординирована и не результативна.
Выступая на расширенном заседании коалиционного совета промышленников и предпринимателей Южного федерального округа, Валерий Гаевский в числе ключевых направлений развития этого региона отметил энергетическую и транспортную составляющую, которые образуют структурный каркас, определяют перспективы развития инфраструктуры региона. В. Гаевский подчеркнул, что на юге России сегодня формируются крупные городские агломерации — это Ростов, Краснодар, которые "изменяют структуру энергопотребления на юге". Быстрорастущими городами юга являются также Сочи, Ставрополь, Астрахань, — все они, по словам В.Гаевского, становятся центрами усиленного энергопотребления. Поэтому важным направлением развития южного макрорегиона в ближайшее время станет интенсификация энергетической составляющей.
Улучшение функционирования курортно-рекреационного комплекса, пожалуй, самое эффективное направление развития экономики округа. Совершенствование курортно-рекреационного комплекса целесообразно осуществлять за счет:
• дальнейшего развития и благоустройства существующих центров общероссийского значения (Сочи, Анапа, Кавказские Минеральные Воды, Домбай, Теберда);
• перераспределения потоков отдыхающих как по территории, так и по сезонам, развития зимних видов отдыха, дифференцированных тарифов на услуги по сезонам;
• создания новых курортных комплексов на побережье Каспия и в Приэлъбрусье, обеспечения курортно-рекреационного хозяйства квалифицированным обслуживающим персоналом.
Заключение
Итак, анализ современного экономико-географического положения Южного Федерального округа показывает, что война в Чечне, межнациональные конфликты (в Карачаево-Черкессии, между Северной Осетией и Ингушетией, Чечней и Дагестаном) привели к полной остановке значительного количества предприятий, что в свою очередь через межрегиональные связи вызвало спад производства на соседних территориях. Поэтому чрезвычайно важно добиться скорейшего решения всех спорных вопросов мирным путем, прекратить конфронтацию между населяющими регион народами, установить мир и стабильность. Только в этом случае Юг России сможет внести более весомый вклад в экономическое возрождение страны.
В перспективе Южный федеральный округ должен сохранить свои позиции в общероссийском территориальном разделении труда. Он будет по-прежнему выделяться многоотраслевым сельским хозяйством, транспортным и энергетическим машиностроением, пищевой, химической и легкой промышленностью, уникальным курортно-рекреационным комплексом. Принципиальным условием качественного совершенствования развития производительных сил является использование преимуществ округа природного и социально-экономического характера и на этой основе приоритетное развитие тех отраслей и производств, которые не имеют подобных предпосылок и возможностей в других регионах или развитие которых там менее эффективно. Особенно должно возрасти значение агропромышленного и курортно-рекреационного комплексов.
Список использованной литературы
1. Дружинин А.Г. География (экономическая, социальная и политическая) / А.Г. Дружинин. - М.; Ростов-на-Дону: МАРТ, 2005.
2. Козьева И.А. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие / И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. – М.: КНОРУС, 2005.
3. Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебник для вузов / А.Ю.Скопин. – М.: Проспект, 2006.
4. Федеральная служба гос. статистики (Россия). Регионы России: социально-экономические показатели 2006. Статистический сборник / Федеральная служба гос. статистики (Росстат). – М., 2007.
5.Федеральная служба гос. статистики (Россия). Российский статистический ежегодник / Федеральная служба гос. статистики (Росстат). – М., 2006.
6. Чепалыга А.Л. Регионы России: справочник / А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К◦, 2006.
7. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С.Шишов и др.; под ред. Т.Г.Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004.
8. Желтые страницы СМИ //http://www.yufo.ru/
9. О Южном федеральном округе //http://southru.info/
10. Федеральная служба государственной статистики //http://www.gks.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
2000 |
2005 |
2006 | ||||||||||
Со странами |
Со странами |
Со странами |
Со странами |
Со странами |
Со странами | |||||||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Российская Федерация |
89269 |
22276 |
13824 |
11604 |
208846 |
79712 |
32605 |
18996 |
259145 |
115336 |
42305 |
22367 |
Южный Федеральный округ |
3087,7 |
1215,1 |
493,7 |
535,7 |
5593,9 |
2792,1 |
1504,6 |
1902,5 |
6 418,5 |
3 926,7 |
2 031,4 |
2 156,5 |
Республика Адыгея |
2,1 |
7,0 |
0,4 |
0,9 |
0,7 |
7,2 |
2,4 |
0,4 |
3,2 |
12,5 |
3,4 |
0,3 |
Республика Дагестан |
111,1 |
3,7 |
21,8 |
19,8 |
86,9 |
27,7 |
37,0 |
154,4 |
26,8 |
181,6 |
34,9 |
104,0 |
Республика Ингушетия |
70,0 |
88,6 |
2,6 |
3,0 |
495,6 |
19,2 |
1,9 |
1,8 |
236,4 |
15,5 |
2,6 |
1,3 |
Кабардино-Балкарская Республика |
6,6 |
5,5 |
2,4 |
8,7 |
44,4 |
9,0 |
3,0 |
3,3 |
17,4 |
22,6 |
8,0 |
4,8 |
Республика Калмыкия |
179,4 |
25,3 |
16,8 |
22,1 |
145,5 |
60,1 |
3,1 |
13,5 |
110,4 |
29,0 |
4,0 |
15,2 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1,9 |
2,0 |
3,2 |
2,5 |
1,3 |
10,9 |
16,0 |
1,8 |
3,2 |
15,0 |
27,5 |
2,0 |
Республика Северная Осетия -Алания |
64,8 |
58,9 |
2,3 |
8,5 |
29,0 |
26,6 |
34,5 |
28,2 |
75,9 |
38,3 |
37,4 |
23,7 |
Чеченская Республика |
- |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
0,0 |
0,4 |
- |
- |
Краснодарский край |
944,9 |
501,4 |
50,8 |
70,3 |
1232,1 |
1252,3 |
193,8 |
154,3 |
1 809,9 |
1 675,6 |
273,6 |
184,6 |
Ставропольский край |
246,3 |
78,4 |
25,3 |
18,9 |
455,4 |
146,2 |
185,8 |
31,6 |
471,1 |
198,4 |
218,6 |
45,0 |
Астраханская область |
182,4 |
36,6 |
67,3 |
16,4 |
163,1 |
116,5 |
83,9 |
35,6 |
190,0 |
190,3 |
123,6 |
38,9 |
Волгоградская область |
774,8 |
168,6 |
95,0 |
84,1 |
1567,8 |
229,5 |
499,4 |
316,9 |
1 971,8 |
270,0 |
708,1 |
231,5 |
Ростовская область |
503,4 |
239,1 |
205,8 |
280,5 |
1372,1 |
886,9 |
443,9 |
1160,6 |
1 502,5 |
1 277,5 |
589,6 |
1 505,2 |
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США).8
Таблица 2
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА в 2006г.
(в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США).9
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
Продукция топливно-энергетического комплекса |
Продукция химической промышленности, каучук |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
Металлы и изделия из них |
Машины оборудование и транспортные средства | |||||||
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт |
экспорт |
импорт | |
Российская Федерация |
5517 |
21614 |
196808 |
1861 |
16673 |
21783 |
9536 |
3962 |
41554 |
10324 |
17458 |
65623 |
ЮжныйФедеральный округ |
1702,6 |
1357,3 |
2496,9 |
74,3 |
801,5 |
576,8 |
192,2 |
170,0 |
2024,3 |
1461,8 |
857,9 |
1907,9 |
Республика Адыгея |
2,4 |
1,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,7 |
1,3 |
0,0 |
0,0 |
0,9 |
2,7 |
4,3 |
Республика Дагестан |
5,5 |
115,2 |
10,1 |
0,0 |
1,1 |
4,0 |
33,1 |
2,4 |
1,0 |
3,2 |
8,9 |
148,4 |
Республика Ингушетия |
0,0 |
0,1 |
222,7 |
0,0 |
0,0 |
12,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,1 |
1,6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
1,5 |
3,4 |
0,0 |
0,0 |
12,1 |
2,3 |
0,1 |
0,1 |
2,8 |
0,2 |
5,2 |
7,0 |
Республика Калмыкия |
1,8 |
22,9 |
76,2 |
0,0 |
0,3 |
15,5 |
0,7 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
0,8 |
0,9 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4,6 |
0,7 |
0,1 |
1,2 |
2,4 |
0,1 |
0,4 |
12,7 |
Республика Северная Осетия -Алания |
27,4 |
23,1 |
1,8 |
0,0 |
0,7 |
10,5 |
0,2 |
0,6 |
79,6 |
4,3 |
1,1 |
18,8 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Краснодарский край |
608,1 |
899,9 |
929,9 |
1,3 |
59,5 |
181,4 |
81,4 |
56,4 |
252,1 |
146,7 |
86,4 |
352,0 |
Ставропольский край |
214,6 |
51,6 |
0,5 |
0,2 |
382,2 |
35,4 |
4,1 |
4,7 |
19,9 |
14,8 |
40,9 |
95,5 |
Астраханская область |
22,1 |
89,3 |
8,4 |
0,1 |
5,4 |
27,4 |
38,0 |
0,7 |
17,6 |
24,6 |
153,4 |
72,5 |
Волгоградская область |
33,8 |
51,5 |
1094,5 |
27,8 |
259,1 |
62,2 |
3,9 |
18,9 |
1112,3 |
176,2 |
95,0 |
122,2 |
Ростовская область |
784,7 |
99,4 |
152,9 |
44,8 |
76,6 |
223,2 |
29,3 |
84,8 |
536,6 |
1090,4 |
463,0 |
1072,0 |
2 Чепалыга А.Л. Регионы России: справочник. – 3-е изд.- М., 2006 г. С.42
3 Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. 2006 г. //http://www.gks.ru.
4 Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. 2006 г. //http://www.gks.ru.
5 Россия в цифрах: краткий статистический сборник. - 2008 //http://www.gks.ru.
6 Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. - 2006 //http://www.gks.ru.
7 Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник.- 2006 //http://www.gks.ru.
8 Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. - 2006 //http://www.gks.ru.
9 Регионы России: социально-экономические показатели. Статистический сборник. - 2006 //http://www.gks.ru.