Экономическое районирование и федеральные округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы эффективной организации управления территориями, территориальных структур центральной власти, оптимизации централизации и децентрализации властных функций, обеспечения баланса между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах оставались актуальными на протяжении всей истории Российского государства - со времени его образования по настоящее время.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 702.48 Кб (Скачать)

Основным  итогом работы государственных органов  на уровне федерального округа явилось  прекращение процессов дробления  и становление единого российского  правового, политического и экономического пространства; восстановление авторитета федеральной власти; налаживание  взаимодействия органов публичной  власти разного уровня между собой, а также с институтами гражданского общества; ликвидация управленческого  разрыва между центральными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными подразделениями; усиление ответственности органов публичной власти за исполнение поставленных перед ними Президентом РФ и Правительством РФ задач; обеспечение системности осуществления полномочий федеральных государственных органов на местах; повышение эффективности управления государственным территориальным развитием.

Результирующий  вектор формирования федеральных округов  связан с учетом комплекса факторов, способствующих укреплению вертикали  исполнительной власти, усилению влияния  центральной власти на политические и экономические процессы в регионах, что позволяет окружным государственным  органам, опираясь на сложившиеся институты, обеспечить реализацию решений центральных  федеральных государственных органов  на местах, а в ряде случаев и  самостоятельно осуществить их. Ликвидировав фактом своего наличия управленческий разрыв между центральными федеральными государственными органами и их территориальными подразделениями в регионах, федеральные округа содействуют возрождению нормы управляемости государством, которая была прежде нарушена. Они существенно изменили систему государственного территориального управления, позволили образовать недостающее среднее управленческое звено, своеобразный дополнительный уровень осуществления полномочий федеральных государственных органов. При этом федеральные округа сегодня нуждаются в собственной, "внутренней" оптимизации. 

Создание  межрегионального администрирования  и установление связей нового уровня федеральной власти с центральной, с одной стороны, и упорядочения территориального управления, сведение административных воздействий к  единой системе - с другой, именно эти  две задачи и осуществлены в учреждении федеральных округов. В то же время они представляют собой не просто административные, а культурно-исторические и географические категории, обусловленные историческими и экономическими предпосылками. Появление в виде федеральных округов мощных территориально-экономических комплексов содействует поступательному развитию, выравниванию социально-экономических различий, хозяйственной и политической интеграции субъектов Федерации, создает систему крупномасштабных, много- и разноресурсных сегментов единого экономического и правового пространства. Если рассматривать каждый из них как своеобразный народнохозяйственный комплекс со своей исторической, природной и экономической спецификой и производственным потенциалом, то раскрываются значительные резервы перестройки и подъема экономики страны. Федеральные округа не стали территориальными единицами и принципиально не изменили природу российского федерализма. 

В итоге  федеральные округа обеспечивают углубление и развитие как вертикальных, так  и горизонтальных федеративных связей, позволяют решать стратегические вопросы  территориального развития на уровне, адекватном масштабу и сложности  округов, в контексте территориального администрирования обеспечивать баланс между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах. С управленческой точки зрения конечная цель существования федеральных округов видится в организации эффективного администрирования, оптимизации и окончательной перестройке большинства территориальных структур федеральных органов государственной, прежде всего исполнительной, власти по надсубъектному, межрегиональному принципу, что необходимо как для ограничения влияния местных властей на федеральные структуры, так и повышения действенности территориальных органов федеральных государственных органов, снижения дублирования и улучшения координации их деятельности. Федеральные округа обеспечивают углубление и развитие как вертикальных, так и горизонтальных федеративных связей, позволяют решать стратегические вопросы территориального развития на уровне, адекватном масштабу и сложности округов, в контексте территориального администрирования обеспечивать баланс между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах. [7]

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1.     Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации, Самарская Государственная Экономическая Академия, 1997

2. Региональная  экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Т. Г.

Морозовой. М.: Банки  и биржи ЮНИТИ, 1995. – 303 с

3.   Регионоведение: Учебник для вузов. / Т. Г. Морозова, М. П. Победина,

С. Шишов, С. А. Исляев; Под. ред. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ,

1999. –419 с.

4.   Костенников В. М. Развитие экономических районов в СССР. М.: Просвещение,1977 250 с.

5.  Дронов В. П., Максаковский В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная

география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 1994. – 224 c.

6. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г.. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» - Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 20.

7.   Черкасов К.В. Федеральные округа в Российской Федерации: состояние и тенденции развития .// Законодательство и экономика, 2009.

8.    «Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства» - Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2000г.

9.  Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная

политика России. // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 57-60.

10.  Ежкин Л., Маслов В. Юзенчук О. Особенности хозяйственного развития

Калининградской области.// Экономист. 2001. № 6. С. 64-70

11. Оценка численности постоянного населения субъектов Российской Федерации на 1 января 2009 года и в среднем за 2008 год; человек Федеральная служба государственной статистики.

Информация о работе Экономическое районирование и федеральные округа