Экономическое районирование и федеральные округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы эффективной организации управления территориями, территориальных структур центральной власти, оптимизации централизации и децентрализации властных функций, обеспечения баланса между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах оставались актуальными на протяжении всей истории Российского государства - со времени его образования по настоящее время.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 702.48 Кб (Скачать)

Наиболее  используемыми из всех природных  ресурсов являются стройматериалы (глина, песок, гравий, щебень) и подземные  воды. Добывали в этом округе и уголь Подмосковный бассейн).

Центральный федеральный округ является не только географическим, но и финансовым центром  России. Основными отраслями промышленной специализации являются наукоемкие и трудоемкие производства России. Округ занимает лидирующие в России позиции в машиностроении и металло- обработке, легкой (особенно текстильной) промышленности.

Важную  роль в экономике ЦФО играет химическая промышленность.

Отраслями специализации Центрального федерального округа являются также полиграфическая  и кондитерская промышленности.

Используется  атомная энергетика (Смоленская АЭС, Тверская АЭС, Костромская АЭС и  Обнинская АЭС). Важную роль играет Загорская ГАЭС.

В Центральном  ФО максимальный в России денежный доход на душу населения и минимальный  в стране уровень безработицы. При  этом уровень инфляции и стоимость  продуктовой части потребительской  корзины находится на среднем  по России уровне.

В состав ЦФО входит Центрально-Черноземный  экономический район, являющийся одним  из ведущих сельско- хозяйственных районов России. Из зерновых культур на территории округа преобладают озимые - пшеница и рожь.

В округе развито мясомолочное животноводство, птицеводство, свиноводство. Ведущие  позиции в России Центральный  федеральный округ занимает по выращиванию  картофеля и овощей. За счет крайне выгодного и важного экономико-географического  положения, Центральный ФО обладает самой развитой транспортной сетью  в России.

Трубопроводный  транспорт также играет важную роль в экономике округа, обеспечивая  поступление топливных ресурсов.

Северо-Западный округ:

Экономическая характеристика:

Северо-Западный федеральный округ имеет важнейшее  значение в экономической жизни  России, как по причине своего географического  положения, та и по причине специфичной  структуры экономики. Эта специфичность  в первую очередь определяется тем, что промышленное производство в округе в равной степени развито как в отраслях высокого передела (машиностроение, химия, пищевая и легкая промышленность), так и в отраслях сырьевого характера (нефть, лес, рыбная промышленность). Абсолютным лидером среди видов деятельности в округе, как и в России в целом, являются обрабатывающие производства.

В экономике  округа помимо промышленности довольно весомое место занимают разветвлённая  транспортная инфраструктура, динамично  развивающаяся сфера телекоммуникаций, судостроение, лесопромышленная отрасль, сельское хозяйство, сфера услуг, а  также мощный кадровый потенциал.

Поэтому с точки зрения экономической  характеристики Северо-Западный федеральный  округ можно рассматривать как  модель России в целом, со всеми присущими  ей особенностями. Округ представляет высокий интерес для инвесторов, как российских, так и иностранных. Однако привлекательность для вложений отдельных предприятий различна, что связано со значительной дифференциацией  показателей их хозяйственной деятельности.

Северо-Западный федеральный округ — лидер  по производству апатитового и нефелинового концентратов (100 % от общего объёма производства в России), бумаги (62 %) и картона (52 %), рыбных консервов и пресервов (60 %), телевизоров (52 %), расфасованного натурального (сортового) чая (58 %), один из лидеров по улову рыбы и добыче других морепродуктов (41 %), производству целлюлозы (45 %), клеёной фанеры (38 %) и  деловой древесины (38 %), электродвигателей  малой мощности (36 %), папирос и сигарет (36 %), других видов продукции. 

Южный округ:

Экономическая характеристика:

В основу Южного Федерального Округа положен  Северо-Кавказский экономический район  с включением трех субъектов Прикаспия Российской Федерации.

Недра Южного федерального округа изучены  достаточно хорошо. Здесь сосредоточено  около 73% общероссийских запасов термальных вод (носителей глубинного, "природного" тепла), почти 41% запасов вольфрама  и около 30% запасов минеральных  вод. Имеются запасы серы, цементного сырья, угля, газа, нефти, меди, цинка, золота, серебра и свинца.

Сегодня регион занимает первое место в России по производству минеральных вод, второе и третье по производству вольфрамового  и цементного сырья. По добыче угля (Донбасс) округ находится на третьем  месте после Сибирского и Дальневосточного регионов. 

Запасы  нефти, залегающие на глубинах от 5 до 6 километров, оцениваются в 5 миллиардов тонн условного топлива. Бурение  первой поисковой скважины на шельфе Каспия сразу же подтвердило серьезный "топливный" потенциал этого  участка.

Приволжский округ:

Экономическая характеристика:

Приволжский федеральный округ расположен в  центре Европейской части РФ. Территория ПФО составляет 7,27% от территории Российской Федерации. Здесь проживает многонациональное  население - 22,1% от общего числа граждан  России: это второй по численности  населения федеральный округ  после Центрального.

Доля  промышленного производства ПФО  в экономике России составляет 23,9% - это высший показатель (на втором месте  стоит Центральный федеральный  округ).

В структуре  промышленности первенствуют такие  отрасли, как машиностроение (Марий  Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия; Кировская, Пензенская, Самарская и Ульяновские  области) и топливно-энергетический комплекс (Башкортостан и Татарстан; Нижегородская, Оренбургская, Саратовские  области и Пермский край).

Существенный  объем промышленного производства ПФО составляют продукция сельского  хозяйства (Татарстан, Башкортостан, Нижегородская  и Ульяновская области, Пермский край.), химической (Татарстан, Башкортостан, Нижегородская и Самарская области, Пермский край) и легкой (Татарстан, Марий Эл, Мордовия, Нижегородская  и Пензенская области, Пермский край) промышленности.

Доля  Приволжского федерального округа в  общем объеме производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей России во II квартале 2005 года составила 24,7%. Продукцию лесного хозяйства (в том числе и на экспорт) поставляют Удмуртия, Марий Эл. Кировская, Пермская и Оренбургская области и Пермский край.

Объем инвестиций в Приволжский федеральный  округ составляет 15,3% всех инвестиций России.

Уральский округ:

Экономическая характеристика:

Уральский федеральный округ выделяется наиболее развитой по России нефте-, газо- и горнодобывающей промышленностью. Здесь же сосредоточено около 27% марганцевых руд, крупные запасы серебра, золота, железных руд. Добывают свинец, никель, уголь. Широко развита камнедобыча.

Безусловным лидером в экономике региона  является газовая промышленность - Ц 92% от общероссийской добычи и нефтедобывающая - Ц 65%.

В плане  самообеспечения ресурсами, техническими средствами и технологиями Уральский округ является самым комплексным регионом. Он вполне может стать лидером в экономике страны 

Сибирский округ:

Сибирский федеральный округ - основной транспортный узел России.

Уникальное  геополитическое положение Сибири (в совокупности с Дальним Востоком) как моста между Европой и  Азией. Через СФО проходят основные транзитные потоки России (грузоперевозки и пассажирские перевозки) из европейской  части страны в азиатскую.

На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, пищевая и мукомольная, топливная, строительных материалов, машиностроение и металлообработка, легкая.

Общая площадь лесного фонда – 346321,7 тыс. га;

Доля  округа в общем объеме сельскохозяйственного  производства России в 2001 году - 16,2%. Важнейшие  отрасли сельского хозяйства: животноводство, производство зерна, овощеводство.

Дальневосточный округ:

Экономическая характеристика:

Огромные  размеры района, его протяженность  с запада на восток на 3 тыс. км и с  севера на юг на 3200 км обусловили чрезвычайное разнообразие природных условий, богатства  недр и прибрежные воды двух океанов.

Но главное  для Дальнего Востока - его геополитическое  положение. В 35 км от Чукотки, через  Берингов пролив, начинается Америка (Аляска); сорокатрехкилометровый пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от японского острова Хоккайдо. На протяжении 2 тыс. км район граничит с Китаем, на 60 км тянется граница с КНДР.

Из природных  ресурсов - каменный и бурый уголь, нефть и газ (Сахалин), полиметаллы, олово, графит (Приморский край), железные и марганцевые руды (Еврейская  АО). Лесные массивы, богатые пушным зверем.

Мощным  толчком для экономического роста  региона может стать добыча нефти  и газа на шельфе Охотского моря. Прогнозные ресурсы углеводородного  сырья составляют 40% всех суммарных  разведанных запасов России.

Выводы: 

- Федеральные  округа выступают в территориальном  строительстве России как элемент  унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального  управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».

- Создание  федеративных округов позволило  привести в относительное единство  систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую  базу, но и приведя в действие  политические рычаги воздействия  на регионы.

- Тем не менее,  проблема оптимизации территориального  управления остается до конца  неразрешённой, и это приводит  к дальнейшим попыткам унификации  политических систем субъектов  федерации с общефедеральной  политической системой. [8, c. 65]

3.  Перспективное развитие  федеральных округов  России

Проблемы  эффективной организации управления территориями, территориальных структур центральной власти, оптимизации  централизации и децентрализации  властных функций, обеспечения баланса  между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах оставались актуальными на протяжении всей истории  Российского государства - со времени  его образования по настоящее  время. Поиск путей их разрешения диктовался разными потребностями  и задачами государственного строительства  на различных этапах и был затруднен  вследствие отсутствия в стране сформированного  гражданского общества, огромных территориальных  размеров России при слаборазвитых  коммуникациях, постоянной нехватке финансовых средств и высококвалифицированных  кадров.

Потребности поддержания государственного единства современной России обусловливают  необходимость не только укрупнения субъектов Федерации, но и формирования более крупных, чем субъекты Федерации, управленческих единиц. Отсутствие до создания федеральных округов промежуточного звена в системе федерального территориального администрирования значительно затрудняло управление страной, взаимодействие государственных органов различных властных уровней, снижало эффективность и возможности центральной власти при осуществлении контроля над региональными процессами. Учреждение федеральных округов, реорганизация института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, образование иных государственных органов на уровне федерального округа стало вынужденной и необходимой административной мерой на пути совершенствования государственного территориального управления, важным инструментом централизации исполнительной власти и повышения результативности функционирования территориальных органов.

Создание  и функционирование государственных  органов на уровне федерального округа следует рассматривать в контексте  осуществления административной реформы, реализации полномочий федеральных  государственных органов, осуществления  кардинальных мер по укреплению единства системы государственной, в первую очередь исполнительной, власти в  стране, а также нивелирования  проблемных вопросов российского федерализма. Сегодня можно определенно говорить о свершившемся реформировании по окружному принципу значительной части структур исполнительной власти, усилении вертикали этой власти, углублении их взаимодействия и связей с Правительством и Президентом РФ. Стратегическая цель деятельности государственных органов на уровне федерального округа видится в укреплении на соответствующем уровне российской государственности, обеспечении государственной целостности и единства Российской Федерации по всем выявленным в юридической литературе направлениям и во всех их проявлениях.

Информация о работе Экономическое районирование и федеральные округа