Экономическое районирование и федеральные округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы эффективной организации управления территориями, территориальных структур центральной власти, оптимизации централизации и децентрализации властных функций, обеспечения баланса между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах оставались актуальными на протяжении всей истории Российского государства - со времени его образования по настоящее время.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 702.48 Кб (Скачать)

обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального  напряжения, сохранение целостности  и единства страны. Главная цель региональной политикив экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.[10, с. 67]

Стратегические  задачи регионального  развития сводятся к следующим.

1.     Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

2.     Преодоление кризисного состояния  агропромышленных регионов

Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение  малых городов и российского  села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и  социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

3.     Стабилизация социально-экономического  положения в регионах с

экстремальными  природными условиями и преимущественно  сырьевой

специализацией, создание условий для возрождения  малочисленных народов

(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

4.     Продолжение формирования территориально-производственных  комплексов и промышленных узлов  в северных и восточных регионах  России за счет нецентрализованных  инвестиций и с приоритетным  развитием производств по комплексному  использованию добываемого сырья  с соблюдением строгих экологических  стандартов.

5.     Стимулирование развития экспортных  и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

6.     Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

7.     Развитие межрегиональных и региональных  инфраструктурных систем –

транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

8.     Преодоление чрезмерного отставания  по уровню и качеству жизни

населения отдельных  республик и областей России. [10, с. 69]

В составе России отмечается 11 крупных экономических районов:

 Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный,

Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления    имеют Москва и Санкт-Петербург. 

 

Население экономических  районов РФ

Площадь экономических районов РФ

      Необходимо отметить, что сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (4% жителей) или с северными районами (9% жителей). В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими.

В этой связи, примечательно разделение территории России на федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим округам.

Кроме того, одной  из важных задач в проведении экономических  реформ России

являются поддержка  процесса суверенизации национально-государственных  и  автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий  определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1)     учет специфики работы регионов  в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2)     перенос ряда направлений реформы  в основном на региональный  уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3)     децентрализация процессов управления  реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4)     необходимость разработки специальных  программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических  реформах большое внимание уделяется  мероприятиям по

пространственной  интеграции экономики России. Главная  цель региональной

политики в  экономической сфере – это  рациональное использование природно- экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации. Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. [8, c. 34-37]

    2. Федеральные округа Российской Федерации.

Многочисленность  субъектов Российской Федерации, всегда порождала у исследователей желание  сгруппировать статистические данные по более крупным единицам территориального деления страны. Вплоть до недавнего  времени роль таких единиц играли 11 экономических районов и выделяемая отдельно Калининградская область. Экономическая и политическая дезинтеграция пространства России приводила к необходимости укрепления власти по вертикали, росту взаимодействия регионов и центра и диктовала необходимость поиска такого варианта территориального устройства, который позволит сохранить национально-государственное единство и учесть экономические интересы его территориальных единиц. Несоответствие экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими экспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития. 

     Указом  Президента РФ «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе» были созданы  новые единицы территориального деления страны, а именно семь федеральных  округов. [6] 
 
 
 
 

     Состав  федеральных округов  Российской Федерации

Федеральные округа Субъекты  Федерации
Центральный Белгородская  область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская  область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская  область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская  область, г.Москва
Северо-Западный Республика  Карелия, Республика Коми, Архангельская  область, Вологодская область, Калининградская  область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская  область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ
Южный Республика  Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский  край, Ставропольский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область
Приволжский Республика  Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская  Республика Ц Чаваш республики, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ
Уральский Курганская  область, Свердловская область, Тюменская  область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
Сибирский Республика  Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский  край, Красноярский край, Иркутская  область, Кемеровская область, Новосибирская  область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский  автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-ордынский Бурятский  автономный округ, Эвенкийский автономный округ
Дальневосточный Республика  Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский  край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская  область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский  автономный округ

     Одновременно, с созданием новых единиц территориального деления страны институт представителей Президента в регионах, был преобразован в институт полномочных представителей Президента в округах. Округа выполняют исключительную роль промежуточного звена между центральным и региональным уровнями федеральной исполнительной власти. Целью создания административных округов, является оптимизация системы государственного управления. Приоритетными направлениями деятельности Аппарата полномочного представителя Президента РФ в округе и Главного федерального инспектора в любой области по-прежнему остаются контроль за исполнением федеральных законов и программ, координация деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти, обеспечение проведения реформ управления. На сегодняшний день, необходимо организовать работу таким образом, чтобы власть – федеральная, исполнительная, законодательная – дополняли друг друга.

     Создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов. Не случайно, что именно после создания федеральных округов Конституционным судом была дана и жесткая юридическая трактовка сепаратистских поползновений отдельных субъектов:    

       «Конституция Российской Федерации  не допускает какого-либо иного  носителя суверенитета и источника  власти, помимо многонационального  народа России, и, следовательно,  не предполагает какого-либо иного  государственного суверенитета, помимо  суверенитета Российской Федерации.  Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации»,– предельно четко сформулирована эта позиция, в частности, в  определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000г. [11, c. 48-62]

Центральный округ:

Экономическая характеристика:

В Центральном  Федеральном округе сосредоточено 66% всех промышленных запасов железных руд (добыча составляет более половины от общероссийской), 25% запасов фосфоритов, 25% цементного сырья (добыча - более 40%) и 15% запасов бокситов.

Информация о работе Экономическое районирование и федеральные округа