Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:11, контрольная работа
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распространении благ между ними. Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов – методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их измерения.
Введение……………………………………………………………………………........3
Глава 1. Источники данных…….....……………………………………………………6
Глава 2. Всероссийская перепись населения 2002 года.…………………………….9
Заключение...………………………..............................................................................14
Список литературы……………………………………………………………………15
Особым источником данных для демографии являются репродуциенты искусства и культуры, позволяющие рассмотреть эволюцию демографического менталитета. В условиях информационного общества на каждого гражданина России собирается на протяжении всей жизни реального поколения различными электронными базами собирается информация по более чем 20-ти электронным досье различных ведомств, комитетов, агентств, фондов, комиссий, частных и некоммерческих организаций. Таким образом, современная демография опирается на богатую палитру разнообразных источников информации.
ГЛАВА II. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ 2002 ГОДА.
Всероссийская перепись населения 2002года, проводится в период, когда государство как бы обретает «второе дыхание» в своем стремлении выйти из кризиса, унаследованного от социалистической экономики. На нынешнем этапе власть в центре и регионах получает более понятные очертания, все меньше остается законодательных «брешей» в регулировании общественной жизни, все больше поддается планированию бюджет. Разработка и внедрение значительного количества программ социальной защиты населения – еще один атрибут упрочнения государственной стабильности.
В этой связи первая в России демократическая перепись населения предстает для ряда этнических групп как важнейшее средство «заявить о себе». Одни группы, такие как кряшены, ищут признания своей культурной самобытности и обретения культурных прав. Другие, например, малочисленные группы в Дагестане, полагают, что, будучи признанными государством в ходе переписи как самостоятельные народы, смогут получить реальное представительство во властных структурах. Третьи хотят, чтобы их образ жизни поддерживался определенными социальными гарантиями. Ожидают льготы, прежде всего, группы, относимые российским законодательством к категории «коренные малочисленные народы». Среди них большинство составляют народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Не секрет, что устойчивое существование таких групп в значительной степени зависит от деятельности государства – от того, насколько российская система управления способна помочь населению, проживающему в экстремальных природных условиях, не разрушая при этом самобытную этнокультурную среду. Стабильность малых общностей, их идентичность, даже демографические параметры сильно зависят от федеральной и региональной политики.
Перепись представляется важным событием малочисленным группам еще и в связи с тем, что теперь в государстве отменена паспортная фиксация национальности (с 1997 года). Поэтому для одних проводимая перепись – это защита (хотя бы психологическая) своей групповой идентичности, а для других – обретение «официального» признания, равно как и ожидание, что вслед за этим улучшатся условия жизни.
Ожидания представителей малочисленных народов, связанные с переписью, нельзя назвать ажиотажными, однако определенные надежды имеются. Прежде всего, надежда на адресную социальную поддержку со стороны государства. За это особенно активно выступают региональные ассоциации коренных малочисленных народов. Полагают: раз есть закон, где прямо сказано о 50-тысячном критерии малочисленности народа, значит можно автоматически получить право на экономические и прочие льготы. Знание о бюрократически установленном пороге численности и о наличии реестра малочисленных групп стимулирует «этническое дробление», в частности, среди алтайцев, чуванцев, тувинцев, шорцев, этнических групп Дагестана и других. По мнению исследователей, малочисленные группы, в свою очередь, тоже могут разделиться на еще более мелкие, если этому будут способствовать социально-экономические выгоды.
Однако организационная подготовка Всероссийской переписи в значительной степени не соответствует наивным представлениям о том, что наконец-то произойдет «правильная» перепись. Общественность вряд ли воспримет с пониманием известие о том, что пресловутый список «всех народов» России появился до, а не после переписи. Когда перепись произойдет, и факт априорного списка станет широко известен, тогда трудно будет доказать, что подсчеты населения произведены «честно».
Впрочем, иного пути проведения
переписи пока нет. А это значит,
что необходимо иметь представление
о том, как создается та «мерная
шкала», при помощи которой государство
оценивает групповую
Последняя перепись в СССР состоялась в 1989 году. С тех пор в России удалось провести лишь микроперепись в 1994 году с охватом 5% населения. Полноценная перепись была намечена на 1999 год. В связи с этим появились обсуждения новых методологических подходов в ее организации и проведении, в том числе – и проблем определения этнического состава населения. Для подготовки в 1995 году было организовано Всероссийское совещание статистиков, а на ноябрь 1996 года планировалось провести пробную перепись. Однако пробная перепись была осуществлена только в 1997 году.
Пробная перепись охватила 307 тыс. человек в четырех регионах Российской Федерации. В качестве эксперимента некоторые бланки были розданы населению для самозаполнения, что, конечно, упрощало процедуру опроса. Результаты показали, что все же наиболее эффективен старый метод опроса при помощи счетчиков, так как бланки переписи, собственноручно заполненные населением, содержали много ошибок.
Пробная перепись, помимо возложенных на нее экспериментальных задач, выявила факт, не связанный со статистикой: новая государственная система управления оказалась неспособной мобилизовать значительные финансовые ресурсы для проведения сплошного опроса населения.
Наблюдатели указывали на отсутствие политической воли руководства страны в решении этой проблемы. В прессе не единожды высказывалось мнение, мол, главная причина задержки переписи не финансовая, а политическая. Говорилось о том, например, что властям, как в центре, так и в регионах невыгодно иметь точные сведения о численности населения перед проведением выборов. Писали о нежелании показать всему миру большую убыль населения, особенно накануне возможного импичмента президенту Б.Н. Ельцину. Власти же заявляли, что препятствия эти – чисто экономические.
Как бы там ни было, но уже в процессе тренировочной переписи стало очевидно, что денег не хватает даже на оплату труда счетчиков. Поэтому, чтобы снизить нагрузку на исполнителей, было решено не проводить общероссийскую перепись в зимний период. Пробная перепись 1997 года, осуществленная в феврале, показала, что основную перепись следует перенести на более теплый сезон года, но такой, чтобы миграционная подвижность населения была минимальной. Для проверки провели еще раз пробную перепись в 2000 году, в октябре. Все эти действия неизбежно требовали переноса сроков основного опроса.
Отказавшись от проведения переписи в 1999 году, российское правительство вначале планировало ее на 2000 год, затем – на 2001 год. Окончательная дата проведения была назначена на 9-16 октября 2002 года.
Казалось, что сама идея переписи вызывает неприятие в обществе. Вспоминали сюжеты советской истории, рассказывая о сталинских репрессиях после переписи 1937 года, приводили примеры принудительного переписывания в 1959 и 1970 годах. Но на самом деле эмоции были вызваны не переписью, как таковой, а смыслом некоторых вопросов переписного листа.
За длительное время подготовки переписи уже несколько раз меняли переписной лист, вернее, два листа – короткая анкета и длинная. Двойная анкета разработана в целях экономии: сплошной опрос будет проводиться только по короткой анкете, а выборочный (в отношении 25% населения) – по дополнительной. Эволюцию анкеты и сама анкета, по которой опрашивается все население страны следует привести достаточно подробно, так как это важный источник информации для этнологии. Первоначально короткая анкета включала следующие темы:
Большая анкета включала в себя, в основном, так называемые «дорогостоящие» с точки зрения разработки итогов вопросы, а именно вопросы о занятости, миграции, детности:
Для проведения пробной переписи в 2000 году, вид переписных бланков был изменен – в короткой анкете, по которой тестируется все население страны, количество вопросов доведено до 14 (туда перенесен вопрос о месте рождения респондента и добавлен вопрос о других языках свободного владения), а в длинной анкете количество вопросов увеличено до восьми.
Годом позже были разработаны новые, скорее всего, окончательные формы. Теперь переписной лист содержит в короткой форме 16 вопросов, а в длинной – еще 6 дополнительных (всего 22). Кроме того, имеется еще 8 вопросов о жилищных условиях и 7 вопросов отдельно для лиц, постоянно проживающих за рубежом (в том числе имеющих российское гражданство), но на момент переписи находящихся в России.
По рекомендации ООН, перепись учтет только постоянное население – тех, кто проживает в России не менее года. Со времени переписи 1939 г. впервые будет прекращена практика переписывания так называемого наличного населения. В то же время, на отдельные бланки будут переписываться лица, временно находящихся на территории России. Помимо традиционных вопросов (пол, возраст, дата рождения) им будут задаваться вопросы о цели приезда в страну, а также о национальности и гражданстве. Впервые, согласно рекомендациям ООН, в качестве единицы наблюдения будет использовано понятие «домохозяйство» вместо понятия «семья».
Технологическим новшеством переписи будет создание специализированных баз данных современного уровня. Результаты будут храниться только в агрегированном виде (в конце 2003 года планируется уничтожение переписных листков). Первые краткие итоги переписи появятся в марте 2003 года.
Недостаток финансирования,
нежелание населения
Далеко не все этнические группы будут фиксироваться переписью 2002 года. Часть из них, по существующим представлениям, «недотягивают» до уровня самостоятельных групп. Об иных просто забыли. В переписи, например, будут выделены отдельно от удмуртов бессермяне, говорящие на диалекте удмуртского языка, однако, видимо, не будут учтены, причисляемые к мордве Каратаи. Последние, говорят по-татарски.
Проблему составляет учет татар. Примерно 5 млн. чел. Причисляет себя к татарам – второе место по численности после русских. Хотя татары состоят из разных групп с особыми названиями, советские переписи считывали их единым народом.
Перепись «не увидит»
алюторцев – малочисленных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9 октября 2002 года, в
соответствии с Постановлением
Правительства Российской
В опрос домохозяйств
были включены вопросы о времени
постройки дома; типе жилого помещения;
размере общей площади
Переписной лист сплошной переписи включал следующие вопросы: родственное отношение к члену семьи, записанному первым в домохозяйстве; пол; дата рождения; место рождения; родной язык; другие языки, которыми опрашиваемый свободно владеет; гражданство (в том числе второе, если оно есть); национальность; брачное состояние; учится ли в образовательном заведении (для дошкольника – посещает ли дошкольное учреждение); образование; источники средств существования (указать все источники); имел ли работу или доходное занятие в период с 6 по 12 октября; положение в основном занятии (в качестве кого работал).