Хозяйственный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:49, реферат

Краткое описание

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Файлы: 1 файл

хоз. комплекс.docx

— 75.52 Кб (Скачать)

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий  и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и  жизнедеятельности конкретных городов  и регионов.

Одним из направлений перестройки  воспроизводственной структуры  экономики России является изменение  существующей пропорции между отраслями  материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она  обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных  материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве – мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не  только пути сообщения, но и  транспортные средства), связь, складское  хозяйство, материально-техническое  снабжение;

2) инженерные сооружения  и устройства, в том числе ирригационные  системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи  (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные  сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического  назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего  Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные  городские инженерные сооружения и  коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте –  коммунально-бытовое хозяйство городов  и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность  и комплексность народного хозяйства  на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди  отраслей инфраструктуры России имеет  транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях– в черной металлургии, угольной промышленности и др. – значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические  связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность  в развитии хозяйства регионов и  районов.

Однако роль транспортного  фактора нельзя сводить только к  доле транспортных затрат. Осуществляя  производственные связи между отраслями  и районами, транспорт является непременным  условием и активным рычагом специализации  и комплексного развития экономических  районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность  общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как  одного из факторов повышения эффективности  развития производства стоит и более  глобальная задача–снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в  значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного  развития отраслей производственной и  социальной инфраструктуры, что объясняется  их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии  государства.

Структурная перестройка  экономики предполагает также сглаживание  неравномерности технического оснащения  отсталых отраслей и предприятий, преодоление  сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных  отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень  концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой  индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее  время наметилась тенденция строительства  относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых  и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

Региональные  аспекты структурной перестройки

<!--[if !supportEmptyParas]--> Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

• добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);

• промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);

• агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным  в разных регионах. Так, например, явным  лидером является Москва, где сосредоточена  основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть  регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через  федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью  экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали  на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время  преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов  регионов. Например, создана группировка  регионов-доноров Москва–Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с  одной стороны, свидетельствуют  о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и  политической интеграции и готовы к  совместным действиям в общих  интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной  конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными  барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного  развития рыночных отношений также  способен порождать или усиливать  структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия  показывает, например, что осуществление  рыночных реформ в России ликвидировало  существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

Выводы 

1. Народнохозяйственный  комплекс отражает экономическое  и социальное развитие общества, углубление разделения труда,  интеграционные процессы, происходящие  в мире.

2. Экономика подразделяется  на различные сферы и подразделения:  материальное производство и  непроизводственную сферу, сектор  нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений  и домашних хозяйств, сектор науки  и «остальной мир».

3. Отраслевая структура  отражает основные виды производственно-хозяйственной  деятельности: рыночное и нерыночное  производство, отрасли, производящие  товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

4. Предприятие необходимо  рассматривать в системе национальной  экономики. Процессы, происходящие  в народнохозяйственном комплексе,  влияют на все стороны деятельности  предприятия, определяют направления  его дальнейшего развития.

5. Знание тенденций развития  экономики на макроуровне необходимо  для разработки перспективной  политики предприятия, повышения  его конкурентоспособности.

6. Государственная экономическая  политика регулирует процессы, происходящие  в народнохозяйственном комплексе,  непосредственно затрагивает различные  аспекты деятельности предприятия.

7. Структурная перестройка  экономики отражает процессы, происходящие  в различных сферах экономики:  отраслях, регионах, в области капитальных  вложений и инвестиций.

Термины и понятия

Национальное (народное) хозяйство 

Народнохозяйственный комплекс

Структура экономики

Структурная перестройка

Сфера экономики

Отрасль экономическая 

Сектор экономики

Межотраслевой комплекс

Агропромышленный комплекс

Инфраструктура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика России представляет собой народно-хозяйственный  комплекс, возникший на базе социального  и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов  интеграции. 
Этот комплекс отличается сложной структурой, в которой выделяются два основных соотношения: отраслевое и территориальное (отраслевая и территориальная структуры). 
Отраслевая структура отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей: 
1) материального производства — промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, обеспечивающие население продукцией, — заготовительная, материально-технического снабжения, торговая и общественного питания; 
2) производственной и непроизводственной сферы — жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и др.; 
3) социального обслуживания населения — здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, управление и оборона. 
По функциональной принадлежности выделяют четыре группы отраслей: 
• первичные — добывающая промышленность и сельское хозяйство; 
• вторичные — обрабатывающая промышленность; 
• обслуживающие — транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение и другие отрасли, обслуживающие производство и население; 
• управление, наука и научное обслуживание. 
На базе НТП постоянно возникают новые отрасли, при этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких. 
На стартовом уровне перехода к рыночной экономике в России сложилась нерациональная отраслевая структура, присущая индустриальной стадии экономического развития. Отрасли материального производства составляли свыше 70%, отрасли сферы услуг — менее 30%. Высокоразвитые страны на постиндустриальной стадии развития характеризуются другими пропорциями, в большинстве из них более 50% занимают отрасли сферы услуг.Существует мнение, что в США сельскохозяйственные фермеры, составляя всего 3% экономически активного населения, полностью обеспечивают потребность страны в продуктах питания, а перерабатывающую промышленность — в сырье и экспортируют значительную часть продукции. Такое мнение неверно, так как помимо фермеров в работе участвуют специализированные фирмы, обладающие необходимой техникой, высококвалифицированными специалистами и т.д. Например, если фермер считает, что урожайность зерновых культур на его участке недостаточно высока, он обращается в специализированную фирму с просьбой дать соответствующие рекомендации по по-вышению урожайности. Фирма за соответствующую плату проводит полное обследование участка и сообщает, какие удобрения, в каком объеме и в какие сроки надо внести, когда и на какую глубину следует вспахать и обработать участок, какой сорт, в какие сроки следует посеять и т.д. С этими рекомендациями фермер обращается в дру¬гую специализированную фирму, в которой получает необходимые технику, удобрения, семена и т.п. Фермеру остается только ждать урожая. Но убирать урожай самостоятельно фермер не может, так как его участок относительно небольшой (50—100 га). Иметь свой комбайн для уборки зерновых невыгодно. Поэтому в США сформировались передвижные зерноуборочные бригады, обладающие всей необходимой техникой. Эти бригады заранее перемещаются на юг, где раньше созревают зерновые культуры, и по мере завершения работ продвигаются в северном направлении. Фермер в данном случае выступает как менеджер-организатор, а всю работу выполняют специализированные фирмы и бригады. Такой метод организации работ присущ странам с постиндустриальным типом развития экономики, где на долю отраслей сферы услуг приходится более 50% занятых в отраслевой структуре экономики.В Российской Федерации, как уже говорилось, в зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности города и регионы можно разделить на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные . 
Инфраструктура, как производственная, так и социальная, имеет важнейшее значение в достижении комплексности экономики и в освоении новых территорий. 
Под территориальной структурой понимается деление системы народного хозяйства страны на территориальные комплексы — зоны, крупные экономические районы, мезорайоны (республики, края, области и др.), промышленные центры, промышленные узлы. 
Территориальная структура меняется гораздо медленнее, чем отраслевая, так как основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Однако освоение новых территорий с уникальными природными ресурсами, как правило, заметно сказывается на характеристике отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.Восточно-Сибирский экономический районЭкономика России — единый народно-хозяйственный комплексДальневосточный экономический район 
В системе отраслевых и межотраслевых комплексов России в последнее время активизировался процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. В системе народного хозяйства Российской Федерации сложились и функционируют как межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный и другие, так и территориальные в границах экономических районов и входящих в их состав республик, краев, областей. Потенциал Северного экономическго районаПриродно-ресурсный потенциал Северного района Северо-Западный районЭкономика России — единый народно-хозяйственный комплексЦентральный экономический район Волго - Вятский  экономический районЦентрально-черноземный районСеверо-Кавказский экономический район Западно-Сибирский экономический районРЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА УЧЕБНИК Под общей редакцией проф. В.И. Видяпина, проф. М.В. Степанова

Информация о работе Хозяйственный комплекс России