Хозяйственный комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:49, реферат

Краткое описание

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Файлы: 1 файл

хоз. комплекс.docx

— 75.52 Кб (Скачать)

<!--[if !supportEmptyParas]-->   <!--[endif]-->

обрабатывающая промышленность   84,4                  83,0                 82,8

<!--[if !supportEmptyParas]-->   <!--[endif]-->

Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции  имеет тенденцию к росту, что  противоречит общемировой тенденции  последних лет, состоящей в опережающем  росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется  на спрос, формирующийся на внешнем  рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается  в международное разделение труда  в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых  промышленных изделий. Изменение структуры  экспорта и импорта промышленной продукции характеризуется следующими данными (%) :

<!--[if !vml]-->

<!--[endif]-->

Составлено по: Финансовые известия. 1996. 19 дек. № 114 (348).

<!--[if !supportEmptyParas]-->   <!--[endif]-->

Произошли структурные изменения  в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась. В 1991 г. она составляла 40%, а в 1995 г. – 43,4%. Некоторое увеличение наблюдалось в производстве товаров народного потребления и продовольственных товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%, а в 1995 г. – 8,4 и 14,6% соответственно.

Существенное сокращение произошло в производстве машин  и оборудования, их доля в общем  объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г. до 17,7% в 1995 г.

С учетом потребностей структурной  перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного  производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.

Намечаемые структурные  сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до 10% в 2010 г.) и повышение  доли перерабатывающих отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение ближайших 2–3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.

Правительство намечает целую  систему мер поддержки и стимулирования развития этих отраслей: формирование институциональных и законодательных  условий, реформирование налоговой  системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных  и иностранных инвестиций.

Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп.

Так, для отраслей с большим  научно-техническим потенциалом, способных  в короткие сроки создать конкурентоспособные  изделия для мирового и внутреннего  рынка (самолетостроение, ракетно-космические  производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии  и др.), намечаются государственные  инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.

В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных  преобразований будет продолжение  процесса формирования вертикально  интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке  нефтяного сырья.

При нефтепереработке будут  предприниматься меры по улучшению  экономической обстановки в районах  размещения нефтеперерабатывающих  заводов. Высокий внутренний и внешний  спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов. Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.

В отдельных отраслях промышленности приоритетными будут следующие  основные направления развития.

В черной металлургии, и в  частности в прокатном производстве, основным направлением совершенствования  структуры будет расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.

Рентабельность в черной металлургии составила в 1996 г- 8,2%, т.е. произошло снижение за год в 3,1 раза. Выход из сложившейся ситуации –техническое перевооружение металлургических предприятий за счет увеличения методов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трудового процесса. Кроме того, прогнозируемый рост мировых цен практически на все металлы в конце 90-х гг. может повысить привлекательность данной отрасли для инвесторов, способствовать притоку финансовых средств и росту ликвидности акций металлургических предприятий.

В цементной промышленности совершенствование структуры будет  осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого  энергосберегающим «сухим» способом, и организации производства многокомпонентных  цементов, обеспечивающих получение  прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий,

В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими  из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов  синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных  автомобилей и организация выпуска  крупногабаритных и сверх крупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных  средств.

В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст  условия для повышения эффективности  использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного  комплекса.

В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения  уровня механизации и степени  безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.

В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции  и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных  и мебельных тканей, детских швейных  и трикотажных изделий, обуви  с верхом из натуральной кожи. Совершенствование  инфраструктуры рынка товаров будет  идти путем осуществления мер  по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Структурные изменения  в агропромышленном комплексе

<!--[if !supportEmptyParas]-->  Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключительно сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда включают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и др.). С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру (элеваторно-складское хозяйство, ветеринарное обслуживание, ремонтная база, транспортное хозяйство, учреждения культуры и т.п.).

Процесс интегрирования сельского  хозяйства и перерабатывающих его  сырье предприятий дает возможность  преодолеть пространственный разрыв между  сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное  сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или  иных культур.

Развитию АПК уделяется  особое внимание в ходе структурной  перестройки экономики. Это объясняется  существующим отставанием сельского  хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения  населения и промышленности высококачественными  отечественными продуктами питания  и промышленным сырьем.

В агропромышленном комплексе  политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры  аграрного сектора на основе обновления производственного потенциала сельского  хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией  на собственные ресурсы.

Исходя из сложившейся  ситуации, можно выделить следующие  важнейшие направления структурной  политики в агропромышленном комплексе:

• активизация работы по преобразованию земельных отношений  на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное  наследуемое владение или аренду, а также развитие земельного рынка;

• равноправное развитие всех форм собственности и землевладения;

• поддержка разнообразных  агропромышленных формирований (сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих  предприятий) с полным циклом производства;

• привлечение частного капитала в аграрный сектор путем  создания сельскохозяйственных и других банков для кредитования сельских товаропроизводителей;

• использование централизованного  кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;

• стимулирование частных  и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;

• бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные  научные исследования, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний  животных, распространение вредителей растений и охрану окружающей среды.

Совершенствование воспроизводственной структуры  экономики

Воспроизводственная структура  экономики определяется соотношениями  между подразделениями общественного  воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее  время характерно абсолютное и относительное  снижение накопления. Структурная перестройка  осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. – 12, в 1994 г. – 26. При  этом изменилась структура капитальных  вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для  производственных – сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

Анализ динамики капитальных  вложений по отраслям показывает, что  наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более  резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40–50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению  с предшествующим годом).

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура  капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное  финансирование, но возросли капитальные  вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в  экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности  отечественных изделий требуют  значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных  средств и лучшего использования  имеющихся мощностей в большинстве  случаев недостаточно, особенно в  обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности  этих мощностей к требованиям  рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания  государственных инвестиций как  в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это  означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные  сроки, способных переломить тенденции  спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных  инвестиций является формирование эффективной  структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать  определенной доли ВВП. Если сейчас в  консолидированном бюджете концентрируется 28–30% ВВП, то в ближайшем будущем  планируется 32–34% ВВП. Оптимальный  уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3–3,5% ВВП. В  структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Информация о работе Хозяйственный комплекс России