Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:22, курсовая работа
1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве Российс-
кой Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удель-
ный вес нефти в нем.
2. Экономико-географическая характеристика размещения месторожде-
ний нефти РФ.
3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.
4. Особенности размещения нефтеперерабатывавающей промышленности.
Главные центры размещения.
5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.
6. Задачи перспективного развития отрасли. Влияние кризиса.
чена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа,
Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и
зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не
строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на вос-
ток (Ачинск).
Эта тенденция
теперерабатывающей
превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны.
В настоящее время там
в Омске, куда поступает небольшая часть добываемого в районе
жидкого топлива.
Распределение нефтепереработки по экономическим районам России
в % к итогу
────────────────────────┬─────
Экономические районы │ Нефтепереработка│
────────────────────────┼─────
Север │ 1,9 │
────────────────────────┼─────
Северо-Запад │ -- │
────────────────────────┼─────
ЦЭР │ 16,6 │
────────────────────────┼─────
Волго-Вятский │ 7,7 │
────────────────────────┼─────
ЦЧР │ -- │
────────────────────────┼─────
Поволжье │ 17,5 │
────────────────────────┼─────
Северный Кавказ │ 7,1 │
────────────────────────┼─────
Урал │ 24,3 │
────────────────────────┼─────
Западная Сибирь │ 9,9 │
────────────────────────┼─────
Восточная Сибирь │ 11,1 │
────────────────────────┼─────
Дальний Восток │ 3,9 │
────────────────────────┼─────
Калининградская область │ -- │
────────────────────────┼─────
ИТОГО │ 100
5. Транспорт
нефти. Магистральные нефтепроводы.
В настоящее время география
нефтеперерабатывающей
ности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому за-
дачи транспортировки нефти
тепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в
2,5 раза превзошел
нефтепродуктов. Транспортировка нефти по нефтепроводам стоит в
настоящее время дороже, чем перевозка по воде, но значительно
дешевле, чем перевозка по
На железной дороге основной
поток нефти образуется в
Сибири и Поволжье. Из Западной
Сибири нефть по железной
транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны цент-
ральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и
Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и эконо-
мичней других видов
особенностей нашей страны
ревозки нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны
(Ленский, Амурский) и северному морскому пути.
Трубопроводы - наиболее эффективное средство транспортировки
нефти (исключая морские
ность нефтепровода диаметром 1200 мм составляет 80-90 млн. т в
год при скорости движения потока нефти 10-12 км/ч.
Трубопроводный транспорт
промышленности. На сегодняшний день сформировалась развитая сеть
магистральных нефтепроводов,
95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300
км. В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными
по значимости и условиям
гиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтеп-
роводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи промыслов и
заводов, вторые - интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конк-
ретного владельца. Связывая
очень большое число
предприятий одновременно со
многими
дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу-
ют технологически связную сеть - единый объект экономического и
режимного управления, которая
получила название системы
транзитных нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы,
как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа -
Альметьевск; Сургут - Полоцк; Холмогоры - Клин; Самара - Тихо-
рецкая; система нефтепроводов "Дружба" и другие трубопроводы,
включая выходы к экспортным
терминалам.
│ Всего по России │ По России
Показатель │ и странам СНГ │ (АК "Транснефть")
───────────────┼──────────────
│ │
Протяженность │ 62,3 │ 48,1
нефтепроводов │
тыс. км │ │
───────────────┼──────────────
│ │
Суммарная │ 16530,0 │ 13759,0
Вместимость │ │
резервуаров │ │
м3 │ │
│
│
В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом
намного улучшило снабжение
нов страны. Занимая выгодное
транспортно-географическое
ние, Волго-Уральский район вызвал появление целой системы ма-
гистральных нефтепроводов,
На восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа -
Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск (неф-
тепродукты);
На запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару
- Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию,
Венгрию, Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент-
спилс; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск -
Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Нижний Новгород
- Ярославль - Кириши (Северо - Запад);
На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай -
Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны
изменило ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский ра-
йон теперь "повернут" целиком на запад. Важнейшие функции даль-
нейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к За-
падной Сибири. Отсюда нефтепроводы идут по следующим направлени-
ям:
На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -
Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Ново-
полоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;
На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент
-Чарджоу;
На восток - Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспор-
тировки нефти на запад, так и восток используются трубопроводы
Волго-Уральского района
Из других магистральных направлений, возникших под влиянием
добычи нефти в разных районах,
сийск; Грозный - Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс
(нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.