География нефтяной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

1. Значение нефтяной промышленности в народном хозяйстве Российс-
кой Федерации. Топливный баланс страны, его структуры, удель-
ный вес нефти в нем.

2. Экономико-географическая характеристика размещения месторожде-
ний нефти РФ.

3. География нефтедобывающей промышленности РФ. Главные районы
нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче.

4. Особенности размещения нефтеперерабатывавающей промышленности.
Главные центры размещения.

5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы.

6. Задачи перспективного развития отрасли. Влияние кризиса.

Файлы: 1 файл

Государственный комитет РФ по высшему образованию.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

      чена  еще значительная часть  нефтеперерабатывающих заводов  (Уфа,

      Салават,  Ишимбай, Грозный), идет  интенсивная их реконструкция  и

      зачастую расширение. Новых заводов  в районах добычи нефти уже  не

      строят.  Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на вос-

      ток (Ачинск).

         Эта тенденция территориального  разрыва нефтедобывающей и неф-

      теперерабатывающей промышленности  еще больше усилилась в связи  с

      превращением Западной Сибири  в главную базу добычи нефти страны.

      В  настоящее время там имеется  лишь один центр переработки  нефти

      в Омске,  куда поступает небольшая  часть  добываемого  в   районе

      жидкого топлива.

 

                                   - 10 - 

       Распределение нефтепереработки по экономическим районам России

                              в % к итогу

               ────────────────────────┬─────────────────┐

               Экономические районы    │  Нефтепереработка│

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Север                   │      1,9        │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Северо-Запад            │      --         │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               ЦЭР                     │      16,6       │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Волго-Вятский           │      7,7        │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               ЦЧР                     │      --         │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Поволжье                │      17,5       │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Северный Кавказ         │      7,1        │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Урал                    │      24,3       │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Западная Сибирь         │      9,9        │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Восточная Сибирь        │      11,1       │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Дальний Восток          │      3,9        │

               ────────────────────────┼─────────────────┤

               Калининградская область │      --         │

               ────────────────────────┼─────────────────┘

                      ИТОГО            │      100      

 

                                   - 11 - 

   5. Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы. 

         В настоящее время география  нефтеперерабатывающей  промышлен-

      ности не всегда совпадает  с районами ее переработки.  Поэтому за-

      дачи транспортировки нефти привели  к созданию большой сети  неф-

      тепроводов.  По  размеру грузооборота  нефтепроводный транспорт в

      2,5 раза превзошел железнодорожный  в  части  перевозок  нефти   и

      нефтепродуктов.  Транспортировка   нефти по нефтепроводам стоит  в

      настоящее время дороже,  чем  перевозка по воде,  но  значительно

      дешевле, чем перевозка по железной  дороге.

         На железной дороге основной  поток нефти образуется в Западной

      Сибири  и Поволжье.  Из Западной  Сибири нефть по железной дороге

      транспортируется на Дальний  Восток,  Южный Урал и  страны  цент-

      ральной Азии.  Из Урала нефть  везут на Запад,  Северный Кавказ  и

      Новороссийск.

         Транспортировка нефти водным  путем обходится дешевле и  эконо-

      мичней других видов транспортировки,  однако из-за географических

      особенностей нашей страны используется  мало,  в основном при пе-

      ревозки нефти на экспорт, а  также по внутренним бассейнам  страны

      (Ленский, Амурский) и северному  морскому пути.

         Трубопроводы - наиболее эффективное  средство  транспортировки

      нефти (исключая морские перевозки  танкерами). Пропускная способ-

      ность нефтепровода диаметром  1200 мм составляет 80-90 млн.  т   в

      год при скорости движения  потока нефти 10-12 км/ч.

         Трубопроводный транспорт является важной подотраслью нефтяной

      промышленности. На сегодняшний  день сформировалась развитая  сеть

      магистральных нефтепроводов, которая  обеспечивает поставку более

      95%  всей  добываемой нефти при  средней дальности перекачки  2300

      км.  В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными

      по значимости и условиям управления  группами объектов: внутрере-

      гиональными, межобластными и  системой дальних транзитных  нефтеп-

      роводов.  Первые  обеспечивают  индивидуальные связи промыслов и

      заводов, вторые - интегрируют потоки  нефти, обезличивая ее конк-

      ретного владельца.  Связывая  очень большое число нефтедобывающих

      предприятий одновременно со  многими нефтеперерабатывающими  заво-

      дами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образу-

      ют технологически связную сеть - единый объект экономического  и

 

                                   - 12 -

      режимного управления,  которая  получила название системы дальних

      транзитных нефтепроводов и в которую входят такие  трубопроводы,

      как Нижневартовск - Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа -

      Альметьевск;  Сургут - Полоцк;  Холмогоры  - Клин; Самара - Тихо-

      рецкая;  система  нефтепроводов  "Дружба" и другие трубопроводы,

      включая выходы к экспортным  терминалам. 

                      │  Всего по России  │      По России

         Показатель   │   и странам  СНГ   │  (АК "Транснефть")

       ───────────────┼───────────────────┼────────────────────

                      │                   │

        Протяженность │       62,3        │       48,1

        нефтепроводов │                   │

          тыс. км     │                   │

       ───────────────┼───────────────────┼─────────────────────

                      │                   │

        Суммарная     │      16530,0      │       13759,0

        Вместимость   │                   │

        резервуаров   │                   │

            м3        │                   │

                      │                  │ 

         В свое  время  создание  нефтяной  базы между Волгой  и Уралом

      намного улучшило снабжение нефтью  центральных и восточных  райо-

      нов страны.  Занимая выгодное  транспортно-географическое положе-

      ние,  Волго-Уральский район вызвал появление целой  системы  ма-

      гистральных нефтепроводов, идущих  по следующим направлениям:

         На восток - Туймазы - Омск - Ангарск;  Туймазы - Омск;  Уфа -

      Новосибирск (нефтепродукты);  Уфа  - Курган - Петропавловск (неф-

      тепродукты);

         На запад  - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару

      - Брянск до Мозыря  (Белоруссия),  откуда  в  Польшу,  Германию,

      Венгрию,  Чехию,  а также с  ответвлением: Унеча - Полоцк - Вент-

      спилс;  Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты);  Альметьевск  -

      Нижний Новгород - Рязань - Москва  с ответвлением Нижний Новгород

      - Ярославль - Кириши (Северо - Запад);

         На юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск  - Саратов; Ишимбай -

      Орск.

         Формирование в  Западной  Сибири главной нефтяной базы страны

 

                                   - 13 -

      изменило ориентацию основных  потоков нефти.  Волго-Уральский  ра-

      йон теперь "повернут" целиком  на запад.  Важнейшие функции  даль-

      нейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к  За-

      падной Сибири. Отсюда нефтепроводы  идут по следующим направлени-

      ям:

         На запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск -

      Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Ново-

      полоцк; Самара - Лисичанск - Грозный  - Баку;

         На юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент

      -Чарджоу;

         На восток - Александровское - Анжеро-Судженск.  Для транспор-

      тировки  нефти на запад,  так и восток используются трубопроводы

      Волго-Уральского района восточного  направления.

         Из других  магистральных направлений,  возникших под влиянием

      добычи нефти в разных районах,  выделяются Волгоград -  Новорос-

      сийск;  Грозный  - Армавир -Туапсе;  Грозный - Армавир - Донбасс

      (нефтепродукты); Ухта - Ярославль; Оха  - Комсомольск-на-Амуре.

 

                                   - 14 - 

Информация о работе География нефтяной промышленности