Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:19, реферат
Приоритет в создании доктрины государственной экономики, включающей в качестве ключевого элемента управление ресурсными отраслями (в том числе нефтяной промышленностью), отдается большевикам. Более того, стремление к контролю и государственному регулированию нефтяной отрасли не было специфически российской чертой. В целом, «применительно к первой половине XX века идею регулируемого, сознательно организуемого хозяйства можно без преувеличения назвать центральной, определяющей основные направления в развитии экономической мысли многих стран».
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (от лат. natio - народ) - переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть: земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь и т. д. Как правило, затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к национализации в периоды кризисных потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств. Может проводиться двумя методами: путем конфискации, т. е. безвозмездного отчуждения собственности, и путем отчуждения ее при полной или частичной компенсации (выкупа). Наиболее масштабная национализация в форме конфискации была осуществлена большевиками в Советской России в середине 1918 г. В послевоенные годы (1945-1948) масштабная национализация прошла в странах Восточной Европы, а также в Китае и Корее. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие экономики и социальной сферы. Многое зависит от того, кем и как она проводится, в каких целях и т.д.
Приоритет в создании доктрины государственной экономики, включающей в качестве ключевого элемента управление ресурсными отраслями (в том числе нефтяной промышленностью), отдается большевикам. Более того, стремление к контролю и государственному регулированию нефтяной отрасли не было специфически российской чертой. В целом, «применительно к первой половине XX века идею регулируемого, сознательно организуемого хозяйства можно без преувеличения назвать центральной, определяющей основные направления в развитии экономической мысли многих стран» .
Идея участия государства в делах нефтяной отрасли прочно привилась в России, где имелись глубокие исторические корни этатизма, где государственный фактор играл всегда большую роль в развитии экономики страны. Особую роль в усилении государственного влияния на отечественную нефтепромышленность сыграла необходимость решения задач поздней индустриализации конца XIX -- начала XX в..
К началу ХХ в. в России определились две группы сторонников монопольного положения государства в нефтяной отрасли. Одна из них была представлена так называемыми «государственниками» -- правыми политиками и экономистами. Наиболее яркими представителями этого направления были лидер правых в III и IV Государственных думах Н.Е. Марков и редактор «Нового экономиста» П.П. Мигулин.Они предлагали установление прямого контроля государства за деятельностью ресурсных отраслей промышленности, контроль за производством и ценами и введение государственной монополии на торговлю.
Другая группа приверженцев усиления позиций государства в нефтяной отрасли возникла в рамках социалистической идеологии с ее требованиями социализации. Российские сторонники этого направления рассматривали проникновение иностранного капитала в отечественную нефтяную отрасль как следствие острой конкурентной борьбы международных финансово-промышленных монополий за источники сырья, сферы приложения капитала, рынки сбыта. При этом деятельность иностранных монополий вела, по их мнению, к хозяйственному закабалению страны и не отвечала интересам широких народных масс. Число сторонников этой группы особенно возросло во время массовых забастовок рабочих в 1903-1905 гг. Во время этих выступлений профсоюзы, выдвинув требования рабочего контроля и участия рабочих в управлении нефтяной отраслью, добились в декабре 1904 г. заключения первого в истории России коллективного договора. Символично, что среди инициаторов знаменитых бакинских стачек был один из главных создателей советской государственной экономики Сталин. Впоследствии анализируя опыт введения рабочего контроля, лидер российских социал-демократов В.И. Ленин неоднократно характеризовал эту меру как первый шаг к социализму, отмечая ее роль в подготовке национализации нефтяной промышленности.
Позиции сторонников монополии государства в нефтяной промышленности усилились в годы Первой мировой войны, когда недостаток топлива привел к дезорганизации всей экономики. Дороговизна и дефицит топлива ощущались уже в течение двух последних лет до войны, однако в военный период его нехватка стала особенно острой.
Главной причиной этого стало значительное увеличение спроса на топливо. Нефть имела большое значение для топливного обеспечения -- незадолго до войны потребность железных дорог в топливе на 34% покрывалась нефтепродуктами
В обществе становятся все более популярными призывы к фиксации цен на нефть и даже к введению государственной монополии на ведение нефтяного дела. К правительству с подобными требованиями обращаются представители казанского дворянства, председатели поволжских биржевых комитетов, технические специалисты и т.п. В 1915 г. с предложением выкупа государством акцизных отраслей промышленности (прежде всего, нефтяной) выступили М.И. Туган-Барановский, М.И. Фридман, А.И. Шингарев и др.
В 1916 г. возникли серьезные трудности со снабжением промыслов необходимыми материалами и оборудованием, что вело к дальнейшему падению производства нефтепродуктов. Правительство было вынуждено ввести в крупных промышленных центрах нормирование потребления керосина и сокращать потребление электрической энергии. В 1917 г. нефтепромышленники с согласия министра торговли Шаховского повысили цены на нефть. Эта мера не привела к улучшению положения с топливом в стране. Тем не менее прибыльность в нефтяной промышленности оставалась достаточно высокой
Дальнейшее ухудшение экономической ситуации привело к тому, что в крупных промышленных центрах развернулось мощное забастовочное движение, возглавляемое лидерами рабочих организаций и большевиками.
В вышедшей в сентябре 1917 г. брошюре «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» Ленин пишет: «Национализация нефтяной промышленности возможна сразу и обязательна для революционно-демократического государства, особенно когда оно переживает величайший кризис, когда надо во что бы то ни стало сберегать народный труд и увеличивать производство топлива».
Весной 1918 г. возникли реальные предпосылки для установления Советской власти в нефтедобывающих регионах. После неоднократных рассмотрений проекта национализации, 1 марта 1918 г. было принято постановление о порядке и способах осуществления национализации нефтяной отрасли . Среди главных мер -- учреждение 2 марта 1918 г. Нефтяного комиссариата, который возглавил опытный специалист по финансам И.Э. Гуковский, и введение 25 марта 1918 г. контроля над ценами на нефтепродукты .
Ленин, полностью отказавшись от своего раннего тезиса об «обязательной и быстрой» национализации, стал склоняться на сторону тех, кто говорил о ее несвоевременности, мотивируя это тем, что «эта мера не только восстановит, но и еще более разрушит нефтяную промышленность» .
16 марта конференция большевиков в Баку выступила за скорейшее осуществление национализации нефтяных предприятий . Исходя из этого, образованный 25 апреля Бакинский СНК, определил в качестве важнейшей своей цели национализацию нефтяной промышленности, морского транспорта и т.п.
Пытаясь преодолеть противоречия с центральной властью и желая обосновать необходимость скорейшей национализации, Бакинский СНК принимает решение послать в Москву одного из своих руководителей --Тер-Габриэляна. Представитель Баку, прибыв в столицу, долго и тщетно пытался убедить Ленина в ее необходимости.
Тем временем в Баку происходит обострение экономической ситуации. На митинге 10 мая 1918 г. рабочие принимают резолюцию, что если в недельный срок в город не будет доставлен хлеб, то власти должны назначить перевыборы Совета и разрешить свободный выезд нефтяников из Баку.
12 мая 1918 г. Бакинский СНХ, заявив о саботаже нефтепромышленников, виновных в возникновении кризиса, поставил перед собой «непосредственную задачу» национализации нефтяной отрасли. В качестве первоочередной меры он выдвинул осуществление предварительного трестирования всех нефтяных предприятий. 22 мая Бакинский СНК поднимает цены на нефть, повышает зарплату нефтяникам и издает декрет о национализации нефтяных недр.
Пытаясь не допустить несвоевременной национализации, руководство в Москве приняло ряд организационных и экономических мер, нацеленных на улучшение положения в этом крупнейшем нефтедобывающем регионе и укрепление влияния центра.
17 мая 1918 г. был упразднен Нефтяной комиссариат и учрежден Главный нефтяной комитет (ГНК), призванный контролировать и регулировать «всю <частную> нефтяную промышленность и торговлю нефтепродуктами». ГНК также получал право на управление нефтяными делами в общероссийском масштабе и должен был вести разработку и осуществление мероприятий, связанных с организацией государственного нефтяного хозяйства .
После три дня СНК РСФСР создал специальную Экономическую комиссию для помощи Баку , а 22 мая 1918 г. на основании ее доклада решил ассигновать 100 млн руб. для вывоза нефти из Баку и расплаты с рабочими и принял решение немедленно отправить из Царицына в распоряжение Бакинского совдепа 10 тыс. пудов хлеба.
Несмотря на эти действия центра, бакинские власти приняли решение о национализации нефтяной промышленности. 1 июня 1918 г. Бакинский Совнарком издал декрет о национализации нефтяной промышленности.
Основанием к принятию окончательного решения о национализации нефтяной промышленности послужило вмешательство Сталина. В тот период Сталин, назначенный правительством ответственным за заготовку продовольствия, был фактически главным представителем Советской власти на юге России. Впоследствии участники бакинской национализации признавали его решающую роль в этих событиях
Это потверждает то что предметом главного разбирательства на заседаниях Главного нефтяного комитета по вопросу о «преждевременной» национализации становятся не только решения бакинских властей, но и, прежде всего, позиция Сталина
Центр не поддержал действия бакинских властей. Главный нефтяной комитет на заседании от 14 июня 1918 г. решил «считать неправильным и недопустимым объявление национализации», признав ее «несвоевременной»
20 июня 1918 г., уступив нажиму Баку, СНК РСФСР принял декрет о национализации нефтяной промышленности в масштабах всей страны. Все имущество нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий объявлялось государственной собственностью. Вводилась государственная монополия на нефтяную торговлю, управление национализированными предприятиями передавалось Главному нефтяному комитету.
В Баку с одобрением встретили решение центра, однако на этом разногласия между Главным нефтяным комитетом и бакинскими властями не были исчерпаны. ГНК, опираясь на ранее принятые центром решения, настаивал на отсрочке национализации нефтеналивного флота.
Американский исследователь Р. Пайпс, считал что проведение национализации вызвало снижение заработной платы и стало одной из главных причин падения Бакинской коммуны в июле 1918 г. Предоставление центром денег, хлеба, мануфактуры и т.д. приходилось как раз на время проведения национализации. Значительное увеличение вывоза нефти и нефтепродуктов в центральные районы страны во многом было достигнуто за счет привезенного из Царицына в Баку продовольствия. Также большое значение имела выплата зарплат рабочим из предоставленных 50 млн руб. В какой-то степени национализация устраивала и крупных нефтепромышленников.
В то же время принятие декрета о национализации привело к ухудшению тяжелого внешнеполитического положения Советской России. Так, 8 июля 1918 г. дипломатические представители нейтральных держав -- Голландии, Дании, Испании, Норвегии, Персии, Швейцарии и Швеции -- обсудили на специально созванной встрече проблему национализации российской нефтяной промышленности и возникших в результате этого имущественных претензиях. Совещание выразило согласованный протест наркомату иностранных дел и СНК в связи с принятием декрета, нанесшем «громадные убытки» иностранным владельцам нефтяной собственности. В декларации указывалось на то, что представленные на встрече государства оставляют за собой право предъявить впоследствии требования о возмещении ущерба.
Национализация иностранной собственности стала результатом общей тенденции складывания системы государственного управления, берущей свое начало еще в дореволюционные годы. Идея участия государства в делах нефтяной отрасли получила распространение после имевших место в начале ХХ в. сокращения добычи и роста цен на нефтепродукты. Особенно ксенофобские настроения усилились в годы Первой мировой и Гражданской войн, что, повлияло на принятие решения о национализации нефтяной промышленности в 1918 г. Не случайно, что инициаторами этой, национализации были Сталин и руководители Бакинского Совета. Осуществление национализации они рассматривали как меру, призванную сохранить и укрепить Советскую власть на юге России. Именно благодаря их действиям и было принято решение об социализации отрасли.
Одным из примеров национализации нефтяной промышленности является и национализация в Венесуэле.
В 1976 при президенте Карлосе Пересе нефтяная промышленность Венесуэлы была национализирована, однако Венесуэла не смогла эффективно использовать создавшиеся возможности и возросшие поступления от экспорта нефти для увеличения собственного нефтедобывающего потенциала, развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости экономики Венесуэлы от нефти.
Государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг.
В конце 1980-х резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому кризису. Перес был отстранен от власти.
В 1973--1974 цены на нефть на мировом рынке, а следовательно, и доходы Венесуэлы от экспорта нефти выросли на 400 %.
С приходом к власти Уго Чавеса (1999) был принят закон, предполагающий усиление роли государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля государства в нефтеразведке и нефтедобыче была установлена на уровне не ниже 51 %.
Недовольный реформами персонал PDVSA начал бастовать, но Чавесу удалось одержать победу. Чавесу удалось полностью поставить деятельность компании под свой контроль.
В начале января 2007 Уго Чавес объявил о предстоящей национализации крупнейших в Венесуэле телекоммуникационной и электроэнергетической компаний -- Compania Nacional de Telefonos de Venezuela (CANTV) и EdC, контролируемых американскими фирмами. Речь идёт также о намерении Венесуэлы получить контрольный пакет акций добывающих и нефтеперерабатывающих предприятий «ExxonMobil», Shevron, Total, ConocoPhillips, Statoil. По словам Чавеса, он намерен строить «социализм XXI века».