География мировой чёрной металлургии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 07:05, реферат

Краткое описание

Значение чёрной металлургии в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 1.44 Мб (Скачать)

      Китай. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Это обусловлено трудностями обогащения составляющих большую часть запасов бедных руд, сложностями перевозок сырья к многочисленным, рассредоточенным по территории страны металлургическим заводам. Большую часть руды дают карьеры глубиной до 300 м и мощностью от 1 до 7 млн. т (из 40 крупных рудников только 5 поставляют свыше 5 млн. т руды каждый). Крупнейший по добыче — Аньшаньский железорудный бассейн, выделяются также месторождения Мааньшань, Баян-Обо, Дае и др.  

        Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения. Китай обеспечивает около 1/4 мирового производства вольфрама и половину его экспорта, крупнейшие разработки — в провинции Хунань, Цзянси, Гуандун. Марганцевые руды также добываются на юге и в меньших количествах на северо-востоке страны. Добыча никеля, хрома, кобальта недостаточна для черной металлургии, и эти металлы импортируются. 

        Производство кокса полностью  обеспечивается наличием углей  различных марок, непосредственно пригодных для коксования или в смеси. Большинство металлургических баз находится вблизи месторождений коксующегося угля, на некоторые (Шанхай) его завозят издалека. По масштабам развития черной металлургии Китай занимает одно из ведущих мест в мире. По уровню выплавки стали (100 млн. т в 1996 г.) он догнал Японию. Однако страна импортирует значительное количество необходимого ей проката, железной руды, высококачественной стали, легирующих металлов. Низкий технический уровень отрасли вызывает дополнительные расходы сырья, материалов, топлива и энергии. Слабая механизация процессов на большинстве предприятий требует затрат большого количества живого труда: так, на крупнейшем в стране Аньшаньском металлургическом комбинате занято 150 тыс. человек (столь же, сколько во всей металлургии Польши).   

        Всего в Китае свыше одной  тысячи металлургических предприятий,  однако основную часть продукции  дают 11 крупных и около 20 средних  предприятий. Остальные мелкие  и мельчайшие предприятия располагают старой примитивной техникой, отличаются низкой производительностью труда. Такая распыленность металлургического производства— во многом следствие политики “большого скачка” в конце 50-х годов, когда каждой коммуне предписывалось иметь собственное производство чугуна и стали.  

        В Китае сложилось несколько  типов предприятий отрасли, отличающихся  полнотой как самого металлургического  цикла, так и наличием в их  составе сырьевых и полупродуктовых  производств. Наибольшее значение  имеют металлургические комбинаты: полного цикла с полупродуктовыми цехами и сырьевыми базами (Бэньси, Пекин), полного цикла, но недостаточно обеспеченные собственным сырьем (Аньшань, Баотоу, Ухань и др.), полного цикла, использующие привозное сырье (Баошань, Тайвань, Чунцин и др.). На все эти комбинаты приходится почти 2/3 выплавки чугуна, около 3/4 стали, до 1/2 производства проката. Ряд предприятий имеет неполный цикл: Шицзячжуан (коксохимия, чугун, сталь), Фушунь (чугун, сталь), Шэньян, Тяньцзинь, Таншань, Чэнду (сталь, прокат). Кроме того, есть предприятия только по выплавке стали, как самостоятельные, так и в составе машиностроительных заводов (Пекин, Цзилинь, Далянь), и по производству проката (их особенно много).

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В первой половине ХХ в. добыча железной руды территориально совпадал с основными районами выплавки чугуна и стали и был сосредоточен преимущественно в развитых странах Европы и Северной Америки.  Исключение составляли страны, в которых месторождения железной руды отсутствовали или до тех пор истощены (например, Германия, Великобритания). С время произошло постепенное смещение добычи железной руды в новые регионы мира, прежде всего в развивающиеся страны, поскольку были разведаны новые крупные месторождения и даже целые бассейны железных руд. Значительную роль в переориентации черной металлургии на новую сырьевую базу сыграл и технический прогресс морского транспорта, что привело к резкому  снижение стоимости транспортировки руды. Многие страны вынуждены существенно уменьшить или совсем прекратить добычу собственной руды (Большая Великобритания, Германия, Франция, Испания, США). Другие страны, наоборот, начали быстро наращивать темпы добычи железной руды с целью ее дальнейшего экспорта (Бразилия, Австралия). В начале XXI века больше железной руды добывают в Китае, Бразилии, Австралии.

      Крупными  регионами добычи железной руды в  Бразилии стал так называемый  «Железорудный треугольник» в штате Минас-Жерайс и бассейн Серра-дус-Каражас в штате Пара, в Австралии - бассейны Хаммерсли и Интерн Диндейл на крайнем северо-западе страны. Бурное развитие  переживает железорудная промышленность в Китае и Индии. Китай добывает руду для собственных нужд, а Индия - для собственных нужд и на экспорт. Традиционно значительное количество железной руды добывают в Швеции и некоторых  африканских странах (Южной Африке, Мавритании, Либерии). На мировой рынок попадает 1 / 2 руды, добываемой, при этом 4 / 5 транспортируется морем.

      Крупнейшими экспортерами руды являются Бразилия и Австралия (40%), Индия, Канада, Южная  Африка, Швеция, Либерия, Венесуэла, Мавритания. Большие импортеры - Япония, европейские страны (Германия, Бельгия? Люксембург, Франция, Италия, Великобритания, Польша, Чехия, Словакия), США. Япония  получает железную руду из Австралии, Бразилии, Индии, Южной Африки; Германия - из Бразилии, Швеции, Канады; США - из Канады, Либерии, Венесуэлы.

      Ведущими  мировыми производителями кокса  является Китай, США, некоторые европейские  страны, Украина, Россия. Кокс обычно производят в местах его использования. Для  производства качественной стали или стали с заданными свойствами широко засовывают легированные металлы. Самыми популярными легированными металлами являются  молибден, вольфрам, марганец, хром, никель, титан. Более половины молибденовых руд добывают в США, 2 / 5 вольфрамовых руд - в Китае. Мировая добыча марганцевых руд сосредоточены в Южной Африке, Австралии, Бразилии, Габоне, Индии, Украины, Казахстане, Грузии. Хромиты  добывают в Южной Африке, Казахстане, Иране, Турции, Индии, Зимбабве, Финляндии, Бразилии, Албании, на Филиппинах.

      Производство  чугуна и стали на комбинатах полного  цикла традиционно тяготеет к  топлива и сырья. При этом возрастает роль транспорта и потребителя. Об уровне развития черной металлургии в стране можно сделать выводы по следующим  показателям:

      объемы  производства стали на душу населения. Мировыми лидерами по этому показателю является Люксембург (2-3 т, эту страну называют «стальным герцогством »), Бельгия (1200 кг), Чехия, Словакия, Южная Корея (по 950 кг), Япония (830 кг);

      соотношение объемов производства чугуна и стали. Значительное преобладание объемов стали над объемами чугуна свидетельствуют о высоком уровень развития черной металлургии. Особенно качественную сталь производят обычно из лома. Поэтому странам нет необходимости создавать крупномасштабное  производство чугуна, а можно перерабатывать отечественный и импортный лом.

      Для последних лет характерна тенденция  в развитых странах развивать  малые прокатные заводы. Начальные  стадии производства чугуна («Грязная металлургия») вытесняются в развивающиеся  страны. С 70-х годов ХХ в. распространение бездоменна («бескоксовая») металлургия - «Мидрекс»

      Для черной металлургии характерны крупные  комбинаты полного цикла. Мощные из них расположены в Фукуяме, Мидзусима, Касими (Япония)? Балтиморе, Трентоне, Буффало, Кливленде (США)? Магнитогорске, Липецке,  Нижнем Тагиле (Россия)? Дортмунде, Дуйсбурге (Германия)? Кривом Роге  (Украина).

      В начале XXI века действовали такие  крупнейшие компании черной металлургии: «Арселор СА» (Люксембург, Франция, Испания), «Ниппон стил» (Япония), «Интернешенел стол групп», «Нюкор», «USH-Юнайтед Степс стол» (США).

 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1.  Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира, Гардарики, Москва, 2001. 
  2. Государственное регулирование металлургической отрасли// Металлоснабжение и сбыт. N6, 2001. 
  3. Мазеин Н.В. Черная металлургия мира: современное размещение. Электронная журнала «География»: http://geo.1september.ru/, №15(887) – 2009 г.
  4. Максаковский В.П. "Историческая география мира", Экопрос, Москва, 1999 г.
  5. Макушин В. К вопросу о конкурентоспособности российской черной металлургии. // http://summit.eurasmet.ru/archive/summit-062003 
  6. Официальный сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина. Сообщение от 28.07.2008 г. О состоянии и перспективах развития черной металлургии в Российской Федерации
  7. Родионова И.А. Мировая Экономика: индустриальный сектор, Санкт-Петербург – 2005 г.
  8. Сергей Журавлев, Светлая полоса в жизни черной металлургии // Российская Бизнес-газета N 006 стр. 5 от 22.02.2005 
  9. Электронное пособие по экономической географии. А. Я. Алеева, Ю.Ю. Громов, О.Г. Иванова, А.В. Лагутин., Издательство ТГТУ.: 2001 

Информация о работе География мировой чёрной металлургии