Географические условия как фактор туризма в Алтайском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить географические условия как фактор развития туризма в Алтайском крае.
Задачи работы:
1. Кратко охарактеризовать географическое положение региона, его историю и культуру.
2. Изучить физико-географические и экономико-географические условия, определяющие развитие туризма в регионе.
3. Охарактеризовать основные виды туризма региона и дать оценку зависимости их развития от географических условий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….....3
1. Общие сведения о регионе.
1.1. Географическое положение региона…………………………...4
1.2. Характеристика социально-экономических условий……….....4
2. Характеристика географических условий в регионе.
2.1. Характеристика физико-географических условий…………....10
2.2. Характеристика историко-культурных условий развития региона...............................................................................................................17
3. Состояние туристской отрасли в регионе.
3.1. Число туристов в регионе…………………………………….....19
3.2. Курорты………………………………………………….…….....20
3.3. Центры спортивного туризма……………………………….......21
3.4. Туристские маршруты……………………………………..….....23
3.5. Туристские центры экскурсионного туризма……………….....23
3.6. Гостиничное хозяйство……………………………………….....29
3.7. Транспортная инфраструктура……………………………….....30
4. Заключение……………………………………………………………….....34
5. Библиографический список……………………………..............................35

Файлы: 1 файл

ГЕОГРАФИЯ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Российская международная академия туризма

 

 

Факультет менеджмент туризма

Кафедра туроперейтинга

 

 

Курсовой проект по учебной дисциплине

«География туристских дестинаций России»

 

«Географические условия как фактор туризма

в Алтайском крае»

 

 

 

                                                                               Руководитель

Бгатов А.П.

 

Выполнил студент, группа

                                              Арутюнян Г.Г., 101 МТ

 

 

 

 

 

город Химки, микр-н Сходня

2014

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3

1.  Общие сведения о регионе.

1.1. Географическое положение региона…………………………...4

1.2. Характеристика социально-экономических  условий……….....4

2. Характеристика географических  условий в регионе.

2.1. Характеристика физико-географических условий…………....10

2.2. Характеристика историко-культурных условий развития региона...............................................................................................................17

3. Состояние туристской отрасли  в  регионе.

3.1. Число туристов в регионе…………………………………….....19

3.2. Курорты………………………………………………….…….....20

3.3. Центры спортивного туризма……………………………….......21

3.4. Туристские маршруты……………………………………..….....23

3.5. Туристские центры экскурсионного туризма……………….....23

3.6. Гостиничное хозяйство……………………………………….....29

3.7. Транспортная инфраструктура……………………………….....30

4. Заключение……………………………………………………………….....34

5. Библиографический список……………………………..............................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Алтайский край - одна из наиболее интересных в туристическом плане территорий России. За последние три года его посетили туристы из 60 стран. Многих привлекли памятники архитектуры и культуры исторических городов края, таких как Барнаул, Бийск, Змеиногорск и Камень-нА-Оби. Туризм - один из самых перспективных секторов экономики края с большим потенциалом для быстрого развития.

Алтайский край характеризуется комбинацией горного и равнинного рельефов, красотой реки Обь и разнообразием живописного ландшафта. Здесь существуют все возможности для развития нетрадиционных форм туризма. На территории края находится множество археологических и этнологических памятников, а именно: курганные и грунтовые могильники, древние поселения и городища, пещерные стоянки каменного века, горные выработки на медь и золото.

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить географические условия как фактор развития туризма в Алтайском крае.

 Задачи работы:

         1.  Кратко  охарактеризовать географическое положение региона, его историю и культуру.

         2. Изучить  физико-географические и экономико-географические  условия, определяющие развитие  туризма в регионе.

         3. Охарактеризовать  основные виды туризма региона  и дать оценку зависимости  их развития от географических условий.

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие сведения о регионе.

 

1.1. Географическое положение региона.

Алтайский край — субъект Российской Федерации, расположенный на юго-востоке Западной Сибири между 50 и 55 градусами северной широты и 77 и 87 градусами восточной долготы. Протяженность территории с запада на восток около 600 км, с севера на юг — около 400 км. Расстояние от Барнаула до Москвы по прямой — около 2940 км, автомобильным путём — около 3400 км. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе.

На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке – с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе – государственная граница с Республикой Казахстан, протяженность которой 843,6 км.

Алтайский край входит в состав Сибирского федерального округа. Административный центр края  —  Барнаул. Крупные города: Алейск, Белокуриха, Бийск, Горняк, Заринск, Змеиногорск, Камень-на-Оби, Новоалтайск, Рубцовск, Славгород, Яровое.[1]

 

 

1.2. Характеристика социально-экономических условий.

Численность населения края по данным Росстата составляет 2 390 638 чел. (2014). Плотность населения — 14,23 чел./км2 (2014). Городское население — 55,68 % (2013).

С 2007 года наметилась положительная динамика рождаемости, так количество новорожденных увеличилось с 28,3 тыс. до 30,9 тыс. Однако, при этом еще сохраняется отрицательный коэффициент прироста населения (-1,9). (См. Таблица 1)

 

Таблица 1.

Демографические показатели края за последние 5 лет.

 

2010

2011

2012

2013

2014

Численность населения

 

2 419 755

 

2 417 358

 

2 407 230

 

2 398 751

 

2 390 638

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)

12,7

12,7

13,6

13,5

---

Смертность (число умерших на 1000 человек населения)

15,0

14,6

14,6

14,2

---

Естественный прирост населения (знак (-) означает естественную убыль населения)

-2,3

-1,9

-1,0

-0,7

---

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

68,4

69,0

69,1

---

---



 

 

 

 

В Алтайском крае проживает более 100 национальностей: 94 % населения русские, немцы (2 %), украинцы (1,4 %); все остальные — 3 %.[2] (См. Таблица 2)

 

Таблица 2.

Национальный состав края.

 

Русские

2 234 324 (93,9 %)

Немцы

50 701 (2,1 %)

Украинцы

32 226 (1,4 %)

Казахи

7979 (0,3 %)

Армяне

7640 (0,3 %)

Татары

6794 (0,3 %)

Белорусы

4591 (0,2 %)

Алтайцы

1763 (0,1 %)

Кумандинцы

1401 (0,1 %)


 

 

В Алтайском крае существует множество религиозных общин. Самая многочисленная — православная, которой управляет Епископ Барнаульский и Алтайский Максим. При епархии действует шесть монастырей; три скита, а также 179 приходов, в которых работает примерно 200 священнослужителей. Кафедральные соборы — Покровский (Барнаул) и Успенский (Бийск).

Действуют католические и лютеранские общины, вновь начавшие свою деятельность в 1960-е годы. Их приходы насчитывают до 400 человек. Мусульманская община примерно 30 тысяч человек. Помимо того, с 1990-х годов действует Еврейская община, открывшая в Барнауле Алтайский центр еврейской культуры, воскресную еврейскую школу, ульпан, еврейский молодёжный клуб и библиотеку. В ноябре 2006 года в краевой столице освящён храм Армянской апостольской церкви, что стало праздником для 15-тысячной армянской диаспоры. Буддизм представлен традиционной сангхой России «Ак-Буркан».[3]

Бюджет края по доходам на 2013 год составляет 59 229 523,1 тысяч рублей, прогнозируемые поступления на 2014 и 2015 годы составляют 59 598 917,0 и 60 349 754,5 тысяч рублей соответственно. (См. Таблица 3)

 

Таблица 3.

Источники доходов.

 

Источник

2012 год- сумма, тыс. руб.

Налоговые и неналоговые доходы

33 483 679

Средства федерального бюджета

31 180 930


 

 

Бюджет края по расходам на 2013 год составляет 61 545 026,2 тысячи рублей, прогнозируемые расходы на 2014 и 2015 годы составляют сумме 62 133 554,9 и 65 350 451,7 тысяч рублей соответственно.[4]

По величине валового регионального продукта (ВРП) в 2011 году Алтайский край занял 7-е место в Сибирском федеральном округе, пропусти вперед себя все края и области СФО, кроме Забайкальского края. По темпам роста ВРП региона также занял 7-е место в СФО. По величине ВРП на душу населения Алтайский край занял десятое место, ниже показатель только в республиках Алтай и Тыва.[5] (См. Таблица 4)

 

 

 

 

Таблица 4.

Динамика роста ВРП в Алтайском крае.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

101,6%

110,2%

109,5%

103,3%

94,7%

103,2%

103,9%


 

Основные роли в промышленности края занимают машиностроение, которое выпускает гусеничные тракторы и плуги, паровые котлы и грузовые вагоны, дизельные двигатели и шины, кузнечно-прессовые машины и буровые станки, генераторы для тракторов и автомобилей. Значительную часть составляет продукция предприятий оборонного комплекса.

Весомую роль играет пищевая промышленность, сосредоточенная на переработке зерна, производстве мясо-молочной продукции, выпуске алкогольных и безалкогольных напитков.

Крупнейшие предприятия — Алтайский тракторный завод, Алтайский моторный завод, Барнаултрансмаш, Сибэнергомаш, Алтайпрессмаш, Алтайский вагоностроительный завод, Алтайкокс, Иткульский спиртзавод, ФНПЦ «Алтай».

Менее развиты отрасли химии и нефтехимии. Основную долю в производстве занимает Кучукский сульфатный комбинат в р. п. Степное Озеро, который производит сульфат натрия с частичной переработкой его в сернистый натрий, используемый в цветной металлургии и лёгкой промышленности.[6]

Алтайский край — традиционный производитель зерна, молока, мяса, также здесь выращивается сахарная свекла, подсолнечник, лён масличный, лён-долгунец, хмель, рапс и соя.

В 2010 году Алтайский край занимал лидирующую позицию среди регионов СФО по выпуску продукции сельского хозяйства. В процентном соотношении от общего объема по Сибирскому федеральному округу доля региона составляет 23 %. В частности, увеличилось производство мяса, молока, яиц. По сравнению с данными за 2008 год индекс сельхозпроизводства в крае — 119,2 %.[7]

Овощеводство и картофелеводство имеют подсобное значение, обеспечивая потребности местного населения. Плантации их распространены на всей территории края, но в основном сосредоточены в специализированных хозяйствах вблизи Барнаула, Бийска и Рубцовска. Промышленным производством плодов и ягод занимаются хозяйства объединения «Сады Алтая». В 1954—1960 годах в крае было освоено около 3 млн. га целинных и залежных земель. Общая земельная площадь сегодня составляет почти 16 млн. га, из которых 40 % занимают сельскохозяйственные угодья.[8]

Внешнеторговый оборот Алтайского края за 2009 год составил 1 124 449,9 тыс. долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 43,1 %. При этом экспорт составил 764 080,2 тыс. долларов (57,2 % к уровню 2008 года), импорт — 360 369,7 тыс. долларов (56,1 % к уровню 2008 года).

Основными партнёрами из стран СНГ в 2008 году выступали Казахстан, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Азербайджан, из стран дальнего зарубежья — Бельгия, Иран, Китай, США, Германия, Афганистан, Монголия, Италия и Япония. Основные торговые партнёры в межрегиональной торговле — Кемеровская, Омская, Липецкая, Новосибирская, Свердловская, Челябинская и Иркутская области, город Москва и Республика Башкортостан. Крупнейшие участники внешнеэкономической деятельности: компании «Алтай-кокс», «Алтайвагон», «Барнаульский патронный завод», «Кучуксульфат», «Алтайский шинный комбинат», «Эвалар», «Алтай-форест» и «Пава». Основные статьи экспорта: кокс, пиломатериалы, котельное оборудование, вагоны, мука, алюминиевые сплавы, охотничьи и спортивные патроны.[9]

 

Алтайский край играет значительную роль в региональной экономике. Это крупнейший аграрный регион на востоке страны. Продукции АПК края придается важнейшее значение для снабжения сибирских регионов продовольствием. Промышленность края в отличие от большинства сибирских регионов не имеет сырьевой направленности.

Сегодня экономика края адаптировалась к новым условиям хозяйствования. Край развивается, формируются новые отрасли, продукция которых востребована и конкурентоспособна. Перспективы края во многом связаны с уникальными природными ресурсами – успешно развивается туризм, появляются горнодобывающие предприятия. Продолжаются институциональные реформы: формируются вертикально интегрированные компании, в край «приходят» стратегические инвесторы. Геополитическое положение края (граница с Казахстаном, близкое соседство с Китаем и Монголией) также является важным конкурентным преимуществом региона.[10]

 

2. Характеристика географических условий.

 

2.1. Характеристика физико-географических  условий.

Информация о работе Географические условия как фактор туризма в Алтайском крае