Методики развития проекционного мышления на уроках черчения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:58, реферат

Краткое описание

Развитие проекционного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития проекционного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие проецирования 5
2.Виды проецирования 11
2.Проекционное мышление в черчении 18
3.Методики развития проекционного мышления на уроках черчения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

проецирование на уроках черчения.docx

— 207.77 Кб (Скачать)

Уровень IV (Интеллектуальный). Мысленное  оперирование проекционными представлениями. У учащегося богатый запас проекционного представления, терминологии, они легко дифференцируют поекционные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно поекционные объекты (симметрия, перенос, поворот), находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения и т.д. (умение 1-7)

Уровни не относятся конкретно  к определённым классам и не рассматриваются  изолировано, как временные периоды, которые строго переходят один в  другой. Уровни между собой тесно  связаны, переплетаются и можно  полагать, что каждый предшествующий является основной, подготавливающей последующий. При формировании проекционного представления эти уровни могут сосуществовать при оперировании разным содержанием у одних и тех же детей и одним и тем же содержанием у разных детей. Особое место в формировании представлений отводится чтению и построению графических изображений. При построении графического изображения главной задачей является перевод представления об объекте в плоскостное его изображение, при чтении решается противоположная задача: на основе восприятия плоскостного изображения мысленно, в представлении, воспроизводится форма, размеренность, положение объекта и выясняются необходимые сведения, взаимосвязи и отношения. Представления об объекте при чтении и построении графических изображений формируются не только в результате непосредственного узнавания или припоминания, а в результате целой системы умственных действий, направленных на преобразование данных восприятия и мысленное воспроизведение образа. Чтение и построение нельзя свести непосредственно к навыкам, они являются осмысленными умениями, в которых лишь отдельные действия автоматизированы.

Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте. Овладев  базовым курсом в VIII - IX классах, школьники  должны научиться выполнять и  читать комплексные чертежи (эскизы) несложных деталей и сборочных  единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные чертежи, кинематические и электрические  схемы простых изделий.

Важнейшие задачи курса - развитие образного  мышления учащихся и ознакомление их с процессом проектирования, осуществляемого  средствами графики.

В процессе изучения графики надо научить учащихся аккуратно работать, правильно организовывать рабочее  место, рационально применять чертежные  и измерительные инструменты, владеть  наиболее простыми приемами работы с  красками.

Большая часть учебного времени  выделяется на упражнения и самостоятельную  работу. Наряду с репродуктивными  методами обучения необходимо использовать методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.

Изучение теоретического материала  должно гармонично сочетаться с выполнением  обязательных графических работ. Конкретный материал подбирает для них учитель, руководствуясь данным в программе распределением часов как условным. Очередность и сроки выполнения работ также определяет учитель.

В процессе обучения графике необходимо широко пользоваться наглядными учебными пособиями: таблицами, моделями, деталями, различными изделиями, чертежами и  т. д. Рекомендуется также использовать кинофрагменты, диафильмы по черч-нию и другие современные технические средства обучения (по возможности, контролирующие и обучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким использованием средств машинной графики).

Все графические работы должны выполняться  с соблюдением правил и техники  оформления чертежей, установленных  стандартами.

Индивидуальные графические работы выполняются на отдельных листах соответствующих стандартных форматов. Их затем брошюруют и подшивают  в альбом. Тренировочные и фронтальные  упражнения выполняются в рабочих  тетрадях формата А4 (на бумаге в клетку).

Оптимальным условием обучения является гармония политехнической и эстетической, гуманитарной направленности обучения графике, реализация творческих способностей личности учащегося. Такой подход позволяет  выявлять и развивать разносторонние склонности и способности учащихся. Желательно, чтобы в процессе изучения отдельных разделов графики учащиеся выполняли заказы школы, различных  организаций и предприятий по их художественно-графическому оформлению. Следует создавать условия для  украшения учащимися своих домов, квартир, комнат. Жилище надо рассматривать  не как «утилитарную среду обитания», а как объект эстетического осмысления человеком самого себя и своей  жизни. Поэтому полезно поручать учащимся выполнение дизайн-проектов бытового интерьера или различных машин и механизмов, зданий и сооружений (для тех, кто проявляет интерес к технике, графике, художественно-оформитель-ским работам).

 

 

 

Заключение

Общеобразовательный предмет «Черчение» постоянно претерпевает изменения, которые определены социальными  процессами, происходящими в обществе. Совершенствуется, обновляется, пересматривается графическая подготовка школьников с информационных и культурологических позиций. Информатизация общества создала  предпосылки и обусловила необходимость  пересмотра целей, задач, содержания школьного  курса черчения, что обусловило разработку новых учебных программ по черчению.

Новые цели и задачи курса черчения вызвали необходимость расширения предметной области черчения за счет введения материала о графическом  языке, представляющем собой совокупность изобразительной и знаковой систем отображения информации о трехмерных объектах, созданных человеком. «Черчение» понимается как учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого  общения, основанный на системе методов  и способов графического отображения, передачи и хранения геометрической, технической и другой информации об объектах и правилах выполнения, чтения некоторых видов графических  изображений. Должное внимание уделяется  освещению исторических аспектов появления  графического языка, совершенствованию  его методов, развитию систем, составляющих его.

Таким образом, приобщение к графической  культуре становится целью обучения черчению, которая конкретизируется в основных задачах:

- изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;

- освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

- развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;

- развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что  реализуется при решении графических  задач. Курс черчения у школьников формирует  аналитические и созидательные (включая  комбинаторные) компоненты мышления и  является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения  школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением  графических знаний и умений в  процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью  по распознаванию, воспроизведению, решению  типовых и нетиповых задач, требующих  применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс  обучения остается незавершенным. Поэтому  процесс усвоения учебного материала  каждого раздела должен содержать  решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое  обращение к творческим задачам  создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который  в конце обучения реализуется  при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для  развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности  к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности.

Перечисленные концептуальные положения  взаимосвязаны, взаимообусловлены  и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

Проецирование на одну плоскость  проекций

 

 

Проецирование – процесс получения изображения предмета на плоскости.

Плоскость проекции – плоскость, на которой получают проекцию предмета.

Проекция – изображение объекта, полученное при проецировании его на плоскость проекции.

В зависимости от направления проецирующих лучей проецирование бывает прямоугольным, косоугольным и центральным (рис. 37). Если проецирующие лучи параллельны друг другу, проецирование называется параллельным. Если при параллельном проецировании проецирующие лучи направлены перпендикулярно плоскости проекций (т.е. под углом 90°), проецирование называется прямоугольным или ортогональным, если не под прямым углом – косоугольным. Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Адаменко А.С. Творческая техническая  деятельность детей и подростков. - М, 2009г. - с. 38-40.

2. Анастази А. В. Психологическое тестирование: в 2 кн. Кн. I. М, 2008г. - с. 217.

3. Анисимов Н.Н. и др. Учебное  пособие для техникумов, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 2009 г. - с. 368.

4. Алексеев В.Е. Организация технического  творчества учащихся. - М. 2011 г. - с. 23-38.

5. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2011г. - с. 33-37.

6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная  педагогика. - Екатеринбург: «Деловая  книга», 2010г. - с. 11-13.

7. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышепольский И.С. Черчение. Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011г. - с. 56-60.

8. Вакуленко В.А. Опорный конспект  по предмету Организации и  методика производственного обучения. - М, 2009 г. - с. 11-13.

9. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания  по черчению для 8 класса. Пособие  для учителя. - М.: Просвещение, 2011г. - с. 208.

10. Виноградов В.Н.. Внеклассная  работа по черчению в школе.  Издание второе, дополненное. - М.: Просвещение,  2010г. - с. 47.

11. Волков И.П. Приобщение к  творчеству. - М.: Просвещение, 2008 г. - с. 59-64.

12. Возрастные и индивидуальные  особенности образного мышления  учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. - М, 2011г. - с. 97.

13. Гуревич К. М., Акимова М.  К.. Борисова Е. М. Психологическая  диагностика. Разработка, проверка  и применение школьного теста  умственного развития // Психологические  проблемы рационализации трудовой  деятельности. - Ярославль, 2010г. - с. 17-22.

14. Зархин В. Г. Опыт компьютерной диагностики умственного развития // Научно-практические проблемы школьной психологической службы: Тезисы докладов: В 2 т. Т. 1. - М, 2011г. - с. 25.

15. Зимняя А.И. Педагогическая  психология // 2-ое издание. - М.: Логос,  2010г. - с. 48.

16. Ильина Т.А. Педагогика школы. - М, 2008г. - с. 18-22.

17. Кадаяс Х.-М. X. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями: Автореф. канд. дис. - М, 2010г. - с. 37.

18. Карточки-задания по черчению: 8 класс. Пособие для учителя//под  ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2010 г. - с. 64.

19. Крутецкий В.А. Психология - М, 2011 г. - с. 11-28.

20. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М, 2008г. - с. 37-40.

21. Павлова А.А., Симоненко В.Д.  Графика // Технология: Сб. программ. - М.: Просвещение, 2010г. - с.112.

22. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. - М.: Владос, 2009г. - с. 56-58.

23. Преображенская Г.П., Кучукова Т.В. , Беляева И.А. Черчение. Рабочая тетрадь №1. основные правила оформления чертежей. Построение чертежа “плоской” детали. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2011г. - с. 12-15.

24. Проблемы диагностики умственного  развития учащихся // Под ред. 3. И. Калмыковой. - М, 2010г. - с. 232.

25. Ройтман И.А. Методика преподавания  черчения. - М.: Владос, 2009г. - с. 27-34.

26. Скакун В.А. Методика производственного  обучения. Ч. 1-2 - М. 2008г. - с. 22-27.

27. Спетанова В.В. Методическое пособие по черчению, графические работы. - М.: Просвещение, 2011г. - с. 72.

28. Степакова В.В., Анисимова Л.Н.Черчение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.В.Степаковой. Допущено Министерством образования Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010г. - с. 44-47.

29. Степакова В.В. Рабочая тетрадь по черчению. М.: Просвещение, 2008г. - с. 34.

30. СтепаковаВ.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы. - М.: Просвещение, 2011г. - с. 37.

31. Черчение: Сборник авторских  программ. - М.: Просвещение, 2010г. - с. 44-52.

32. Якиманская И. С. Развивающее обучение. - М, 2009г. - с. 114.

33. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2010г. - с. 272.

 


Информация о работе Методики развития проекционного мышления на уроках черчения