Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:58, реферат
Развитие проекционного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития проекционного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах обучения, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования.
Введение 3
1.Понятие проецирования 5
2.Виды проецирования 11
2.Проекционное мышление в черчении 18
3.Методики развития проекционного мышления на уроках черчения
Заключение
Список использованной литературы
2.Проекционное мышление в черчении
Проблемой формирования проекционного мышления, проекционного воображения у учащихся, результатом вышеуказанных процессов являются пространственные представления, без которых освоить данный предмет просто невозможно. Развитие воображения - важнейшее условие овладения умением строить и читать чертеж и графической деятельностью в целом. Вместе с тем процесс обучения черчению служит одним из наиболее важных средств развития воображения[21].
Важнейшим условием, обеспечивающим формирование представлений о технических деталях, является обучение учащихся приемам рассмотрения и запоминания деталей, а также и приемам их воспроизведения по памяти. На уроках учащиеся обучаются приемам анализа детали: мысленного ее расчленения на те геометрические тела, из которых она состоит, и выделения всех ее элементов (выступов, выемок, отверстий и т. д.). Это в свою очередь требует мысленного проведения границ каждого геометрического тела (там, где в детали эти тела не разграничены).
Кроме того, нахождение геометрических тел предъявляет требования к приемам абстракции: учащиеся должны мысленно выделить в каждом геометрическом теле его существенные признаки. Так, например, учащиеся под руководством учителя рассматривают брусок прямоугольной формы с пазом. Они констатируют, что этот брусок представляет собой сочетание нескольких прямых четырехугольных призм, и показывают их существенные признаки (два основания равны и параллельны, боковые грани -- прямоугольники); аналогично они рассматривают форму паза и общую форму бруска.
Важнейшим принципом, направленным на обучение, является следующее положение: в начале усвоения нового материала в курсе черчения учащиеся обучаются элементарным приемам, которые характеризуются дополнительной опорой на наглядный материал, а затем методика должна обеспечить перестройку приемов так, чтобы учащийся создавал образы без дополнительной опоры, т.е. мысленно, деятельностью воображения. Переход учащихся от действий с дополнительной опорой к мысленным при формировании образов воображения выявляет закономерность, состоящую в том, что в усвоении знаний и умений большую роль играет переход от фактических действий, или действий с наглядным материалом, к мысленным действиям, т. е. к действиям в уме.
Этот переход должен осуществляться
своевременно. Если учащихся слишком
долго обучать «наглядным»
В дальнейшем учащиеся обучаются приемам создания образов с помощью деятельности воображения. Учитель не дает учащимся картонные трехгранные углы, а предлагает воспроизвести мысленно те действия, которые они выполняли фактически, при усвоении наглядного приема: представить трехгранный угол и стоящую в нем техническую деталь, мысленно провести перпендикуляры из его вершин на грани трехгранного угла, представить проекции на эти грани, мысленно повернуть правую и нижнюю грани.
В этом случае прием создания образа выражается в следующем: учащиеся создают образы проекций с помощью дополнительных представлений (трехгранного угла, спиц). Это достигается деятельностью воображения. При этом учащиеся осуществляют переход от фактических действий с наглядным материалом (в предварительном обучении) к мысленным действиям с опорой на дополнительные представления. После этого учащиеся обучаются более сложному для них приему. Учитель ставит перед ними следующую задачу: научиться представлять проекции заданной детали без опоры на дополнительные образы, т.е. не представляя трехгранный угол. Этот прием создания образа заключается в следующем: рассмотрев форму детали, мы последовательно мысленно «видим» ее три плоскостных изображения. Иначе говоря, мы последовательно представляем себе три проекции в соответствующих местах на листе бумаги и затем зарисовываем их. Переход к этому способу характеризуется тем, что исчезает опора на дополнительные представления, что связано с усложнением деятельности воображения. При овладении этим способом многие учащиеся испытывают, серьезные затруднения. Они не могут «увидеть» предмет в «плоскостном виде», т. е. они не могут отвлечься от третьего измерения. Если учащимся все же удается представить мысленно ту или иную проекцию предмета, то этот образ легко исчезает или искажается. В целях преодоления трудностей учащиеся возвращаются к предыдущему приему: они создают образ с помощью дополнительных представлений.
Важное место в курсе черчения занимает овладение приемами, которые нужны учащимся для создания образов при чтении чертежа. Учитель объясняет учащимся, что чтение чертежа включает:
- рассмотрение чертежа (включая
все его детали и условные
обозначения) и соотнесение
- создание образа предмета на
основе этого чертежа. Этот
последний процесс является
Во-первых, учащийся мысленно объединяет три проекции, т.е. синтезирует их, и, во-вторых, он мысленно наполняет проекции третьим измерением.
Учащиеся должны знать:
- правила оформления чертежей;
- приемы работы чертежными
- приемы построения сопряжения;
- основные сведения о,
- основы прямоугольного
Учащиеся должны уметь:
- анализировать форму предмета
по чертежу и с натуры, анализировать
графический состав
- читать и выполнять
- выбирать оптимальное
Обновление содержания школьного образования в условиях его модернизации, введение нового базисного учебного плана инициируют новые подходы к графическому образованию учащихся.
Курс черчения направлен на формирование
графической культуры учащихся, творческого
потенциала личности. Понятие «графическая
культура» широко и достаточно многогранно.
Применительно к обучению учащихся
под графической культурой
Черчение является той учебной
дисциплиной, в процессе изучения которой
учащиеся овладевают технологическими
приемами оперирования различными видами
графических изображений и
Через графическую деятельность реализуются
одновременно такие познавательные процессы,
как ощущение, восприятие, представление,
мышление и др., благодаря чему у школьников
создается общность многих психических
функций.
Школьный графический
- формирование у учащихся основ графической
грамоты, навыков графической деятельности;
- осуществление связи обучения
с практикой (производством,
- подготовку учащихся к
- развитие пространственных
- формирование эстетического,
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
- формировать знания об основах
прямоугольного проецирования
- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умения применять
графические знания в новых
ситуациях.
Реализация многообразия связей черчения
с другими курсами образовательной области
«Технология» проводится в рамках единой
системы графического образования учащихся.
На уроках черчения приводятся в систему
и обогащаются графические знания, приобретенные
ими в процессе трудового обучения: виды
графических изображений, типы линий,
технологические базы, изображение и обозначение
резьбы и др. Кроме того, связь с трудовым
обучением выражается в применении таких
общих приемов работы, как чтение чертежей,
изготовление и контроль по чертежам изделий,
выполнение эскизов, исполнение измерительных
инструментов, работа со справочной литературой.
Специфическим видом мыслительной деятельности,
объединяющим черчение и труд, являются
преобразования (масштабные, пространственные,
конструктивные и др.).
В процессе изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству. Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее изложения, техническом рисунке и др.
При ознакомлении с геометрическими
построениями используются знания и
умения, полученные на уроках математики
в 8-х классах. К началу изучения курса
черчения учащиеся знакомы с такими
понятиями, как точка, прямая, луч, угол,
полуплоскость, треугольник, четырехугольники
и их свойства. Умеют измерять отрезки
и углы; знают равенство треугольников.
Имеют представления о
3.Методики развития проекционного мышления на уроках черчения
На основе длительных теоретических
и экспериментальных
1. Распознавать данный объект
среди объектов реальной
2. Распознавать объект среди изображений.
3.Устанавливать взаимосвязи
4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.)
5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.)
6.Создавать в воображении
7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
На основе этих умений ею же определяются уровни сформированности проекционного представления у учащихся.
Уровень I (Аккумулятивный). Накопление и узнавание проекционных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные проекционные представления, учатся узнавать разнообразные поекционные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности. Но дифференцированость между различными категориями проекционных признаков неустойчива, часто отсутствует соответствие между образом и словом и наоборот. Представления у учащихся неполные (умение 1-4).
Уровень II (Репродуктивный). Воспроизведение
представления памяти. У учащегося
развита способность
Уровень III (Конструктивный). Самостоятельное конструирование проекционного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание поекционных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы поекционных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.) На основе сформированных поекционных представлений они создают новые представления и оперируют ими, пользуясь словесным описанием, числовыми данными, рисунками (умение 1-5, частично 6,7).
Информация о работе Методики развития проекционного мышления на уроках черчения