Влияние экономических потенциалов участников мирового хозяйства на МЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить степень влияния экономических потенциалов основных участников мирового хозяйства на взаимодействие стран.
- рассмотреть понятие и структуру экономических потенциалов участников мирового хозяйства;
- проанализировать роли экономических потенциалов во взаимоотношениях участников мирового хозяйства
- определить пути рационализации МЭО по экономическим потенциалам

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты экономических потенциалов участников мирового хозяйства …………………………………………………………………….......5
1.1 Субъекты мирохозяйственных связей……………………………….…….5
1.2 Понятие и структура экономического потенциала……………………….9
2 Анализ роли экономических потенциалов во взаимоотношениях участников мирового хозяйства ………………………………………………………..…...13
2.1 Анализ экономических потенциалов основных экономических полюсов мировой экономики …………………………………………………………….13
2.2 Международные экономические отношения основных участников мировой экономики……………………………………………………………...28
3 Пути рационализации МЭО по экономическим потенциалам….………..48
3.1 Участники мирового хозяйства с сильным потенциалом………………..
3.2 Участники мирового хозяйства со слабым потенциалом………………….
Заключение………………………………………………………………..….…46
Список использованных источников………………………………………….48

Файлы: 1 файл

геоэкономика.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

Неопределенность перспектив усугубляется хрупкостью финансового  сектора, в результате чего кредитование предприятий и потребителей остается вялым. Рост в еврозоне существенно замедлился с начала 2011 года, а обвал доверия, наблюдаемый по широкому спектру индикаторов, предсказывающих экономическую активность,  и показателей экономических настроений, предполагает дальнейшее замедление роста и, возможно, стагнацию в  конце 2011— начале 2012 года. Япония попала в новый кризис в  первой половине 2011 года, вызванный в основном, но не исключительно, последствиями мартовского землетрясения. Хотя после землетрясения факторы экономического восстановления, как ожидается, поднимут рост ВВП в Японии выше потенциального, примерно до 2 процентов в год в ближайшие два года, риски неблагоприятного развития событий остаются.

Важная задача заключается в нахождении оптимального сочетания и взаимодействия финансовых и денежно-кредитных стимулов при одновременном противодействии нежелательным международным побочным эффектам в виде трений и напряженности по поводу валютных курсов и нестабильных потоков краткосрочного капитала. Это потребует достижения соглашения на международном уровне по объемам, скорости и времени проведения мер по  смягчению монетарной политики в рамках более широких по целей по устранению глобальных дисбалансов. А это, в свою очередь, потребует более активного двустороннего и многостороннего надзора, в том числе и за счет более тщательной оценки побочных эффектов и системных рисков.

Кроме того, такие совместные скоординированные решения должны включать и более глубокие реформы (международного) финансового регулирования, в том числе и для устранения рисков за пределами традиционной банковской системы. Они должны быть дополнены более глубокими реформами глобальной системы валютных резервов, что позволит снизить зависимость от доллара как основной резервной валюты, в том числе за счет лучшего объединения резервов в международном масштабе. Кризис суверенного долга в Европе высветил необходимость создания значительно более сильной и скоординированной на международном уровне системы финансовых гарантий. Это может быть достигнуто путем увеличения ресурсов  Международного валютного фонда (МВФ) и более тесного взаимодействияа между МВФ и региональными механизмами финансового сотрудничества (не только в Европе, но и в Азии, Африке и Латинской Америке), а также за счет повышения роли специальных прав заимствования (СДР) в предоставлении международной ликвидности.

 

3.2 Участники мирового хозяйства со слабым потенциалом

 

50 стран Африки, Океании,  Латинской Америки. Имеют крайне  отсталую патриархальную экономику,  которая характеризуется низким  ВВП на душу населения (менее 350$). Доля обрабатывающей промышленности в ВВП составляет менее 10%. Грамотность взрослого населения не превышает 20%. Странами со слабым экономическим потенциалом являются Кыргызстан, Таджикистан, Кения, Бенин, Камбоджа, Коморские Острова, Бангладеш, Гаити,  Чад , Мали,  Гвинея-Бисау,  Танзания,  Уганда,  Центрально-Африканская Республика,  Зимбабве,  Гамбия,  Непал,  Мозамбик,  Мадагаскар,  Афганистан, Эфиопия, Нигер, Малави,  Демократическая,  Республика Конго и др. Это страны с небольшим природно-ресурсным потенциалом, с крайне низким уровнем научно-технического оснащения, с мало развитым производством, низким уровнем жизни.

В начале пути к созданию индустриального общества находятся страны, использующие примитивные технологии, основанные на широком применении ручного труда. Эти страны отличаются низким доходом на душу населения, низкой долей промышленного производства в ВНП, низким развитием человеческого потенциала (высокий уровень неграмотности). В начале 70-х гг. они были выделены учреждениями ООН в особую группу, получившую название наименее развитых стран. Число стран, входящих в эту группу, постоянно увеличивается. В начале 70-х гг. в нее входило 24 государства, в середине 90-х — более 40. В основном эта группа соответствует группе стран с низким уровнем дохода надушу населения. Показателем слабости их промышленности является низкий уровень потребления энергии, а также небольшой объем выброса в атмосферу двуокиси углерода промышленными предприятиями.

Сложность положения  наименее развитых стран состоит  в том, что они не обладают внутренним источником преодоления черты бедности. Крайне низкий уровень накопления исключает возможность осуществления необходимых инвестиций в развитие средств производства, в подготовку квалифицированной рабочей силы и совершенствование технологий. Следствием этого является низкий рост производительности труда, и в связи с этим — низкий доход надушу населения, низкий уровень потребления, низкий уровень накопления, т.е. возврат к исходной позиции. В итоге низкий уровень накопления является результатом нищеты и одновременно причиной ее сохранения.

В условиях, когда главная  проблема для человека — выжить, трудно ожидать, чтобы он думал о сбережениях. Те незначительные инвестиции, которые осуществляются, мало способствуют появлению современных технологий, развитию образования, науки, культуры. Низкий спрос даже на предметы первой необходимости не позволяет создавать специализированные серийные производства.

На уровень дохода на душу населения в этих странах  оказывают негативное влияние высокие темпы роста населения. Семьи стремятся иметь больше детей, чтобы большее число рабочих рук могло включиться в трудовую деятельность, привнося какой-то вклад в семейное благосостояние.

Характерным для экономики  наименее развитых стран является слабое развитие рыночного механизма. Местные предприниматели отдают предпочтение сфере торговли, как это было на заре развития капитализма в ныне развитых странах. Однако там купеческий капитал быстро переключился в промышленную сферу, поскольку нужно было удовлетворять растущий спрос на товары широкого потребления. В развивающихся же странах перелив капитала из коммерции в производство осуществляется крайне медленно и с большим трудом. Зарубежные инвесторы не видят стимулов для вложения средств в слаборазвитую экономику.

Поскольку наименее развитые страны находятся на начальном этапе  создания индустриального общества, их промышленность представлена в основном отраслями, занимающимися переработкой местного сырья и производящими товары повседневного спроса. В конце 80-х гг. пищевая и текстильная отрасли этих стран давали 56% всей промышленной продукции, производство напитков и табачных изделий — 14%, химическая — 9%, металлообработка и деревообработка — лишь 6%.

Одной из самых серьезных  проблем наименее развитых стран  является развитие сельского хозяйства, где сосредоточена основная масса  экономически активного населения. В таких странах как Бурунди, Малави, Руанда, Непал, Нигер, Уганда, Мали, Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Чад, Мадагаскар, Гвинея-Бисау, Гамбия, Центральная Африканская Республика, Гвинея доля занятых в сельском хозяйстве в 90-х гг. составляет более 80% всего работающего населения этих стран. Это более высокий уровень, чем было 100 лет назад в США.

Можно выделить наиболее важные факторы, сдерживающие сельскохозяйственное производство в наименее развитых странах.

  • Из – за того, что многие виды сельскохозяйственной продукции предназначены для экспорта, их производство зависит от цен на мировом рынке и от политики импортеров этой продукции.
  • С целью обеспечения доступа населения с низкими доходами к продовольствию государствами проводится политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию.
  • Из-за бедности большей части сельского населения его роль в накоплении весьма ограничена. В аграрном секторе капитал существует в основном в физической форме в виде земли, скота, построек и характеризуется низкой активностью и малой мобильностью.
  • Процесс разгосударствления экономики и государственной поддержки частного сектора в наименее развитых странах только начался.

На середине пути к  индустриальному обществу находится  большая часть развивающихся  стран, уже прошедших начальный этап индустриализации, но не накопивших еще достаточного потенциала для поддержания стабильного экономического роста. В основном это страны, которые отнесены к группе с доходами ниже среднего уровня.

В конце 60 — начале 70-х  гг. многие из стран с доходами ниже среднего уровня начали проводить политику импортозамещающей индустриализации. В дополнение к существовавшим ранее пищевой, текстильной промышленности, производству напитков, табачных изделий стали создаваться металлургическая, металлообрабатывающая отрасли, и другие. Многие производства создавались с участием иностранного капитала.

Сельское хозяйство  в этих странах продолжает играть важную роль как с точки зрения занятости, так и производства национального продукта. Именно в этой группе стран были проведены наиболее радикальные аграрные реформы, которые способствовали росту товарного производства в этой отрасли и расширению сферы действия рыночных механизмов. Особенно большое значение проведение этих реформ имело для латиноамериканских стран, которые подорвали господство латифундизма и создали основу для создания в сельском хозяйстве среднего класса

В странах рассматриваемой  группы созданы основы производственной и вспомогательной инфраструктуры, относительно развиты транспортные и энергетические сети, система связи. Во многих государствах появились коммерческие банки, заявившие о себе как о кредиторах национальной промышленности, торговли и сельского хозяйства.

Правительства стали  более эффективно использовать инструменты налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики. Они научились собирать налоги с доходов граждан, с владельцев недвижимости и земельных участков.

В последние годы во многих странах были проведены мероприятия по приватизации государственных предприятий, сыгравшие важную роль на начальном этапе становления национальной экономики.

После получения независимости  большая часть промышленных предприятий перешла под контроль государства. На начальном этапе становления национальной государственности это была необходимая мера. Она была нацелена на концентрацию экономических ресурсов в одних руках, чтобы решать не только экономические, но политические и социальные задачи, причем груз последних нередко возрастал. Во избежание социальных конфликтов правительства постоянно манипулировали ценами на продукцию государственных предприятий, которые часто вынуждены были продавать ее, не обеспечивая покрытия издержек производства. Нередко государственные предприятия из-за политических соображений ориентировались на заключение сделок с конкретным поставщиком сырья, хотя экономически это было невыгодно. В ряде стран на государственных предприятиях искусственно завышался контингент рабочей силы, чтобы ослабить давление безработных на рынок труда.

В большинстве стран  данной группы проведены серьезные мероприятия по либерализации внешних экономических связей. Отменены или снижены экспортные пошлины, снижены импортные пошлины, осуществляется постепенный переход от фиксированного к плавающему курсу национальной денежной единицы. Поэтому государству необходимо продолжать экономические преобразования, поощрять предпринимательство и производство, привлекать иностранные инвестиции, которые бы позволили данным странам увеличивать вложения в НИОКР, образование, производство.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Начало XXI века характеризуется динамичными изменениями в мировой экономике и мирохозяйственных связях: нарастают процессы глобализации и регионализации, усиливают свое влияние ТНК, налицо укрепление позиций таких стран как Китай, Индия, Бразилия, обостряются мировые финансовые и энергетические проблемы, не утрачивают своей актуальности уже известные глобальные вызовы – демографические, продовольственные, экологические и другие.

Позиции стран-участников мирового хозяйства в мировой экономике и системе мирохозяйственных связей определяются рядом факторов, важнейшим из которых является экономический потенциал страны. В свою очередь экономический потенциал страны, это потенциал, который при максимально рациональном использовании позволяет произвести максимальный валовый национальный продукт. Составляющими экономического потенциала страны являются ее природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический, экспортный потенциал.

Исходя из этого выделяются страны с высоким экономическим  потенциалом, к которым относятся в основном развитые страны США, Япония, Германия, Франция, Швейцария, Канада, так и некоторые развивающиеся : Китай, Индия, Россия, Сингапур, Южная Корея, Кувейт, Саудовская Аравия и др. И страны с низким экономическим потенциалом, к ним относятся наименее развитые страны с небольшими территориями, в основном с небогатым производственным и научно-техническим потенциалом. К примеру, странами со слабым экономическим потенциалом являются Кыргызстан, Таджикистан, Кения, Бенин, Камбоджа, Коморские Острова, Бангладеш, Гаити,  Чад , Мали,  Гвинея-Бисау,  Танзания,  Уганда,  Центрально-Африканская Республика,  Зимбабве,  Гамбия,  Непал,  Мозамбик,  Мадагаскар,  Афганистан, Эфиопия, Нигер, Малави,  Демократическая,  Республика Конго и др. Это страны с небольшим природно-ресурсным потенциалом, с крайне низким уровнем научно-технического оснащения, с мало развитым производством, низким уровнем жизни. Для увеличения экономического потенциала данных стран необходимы важные преобразования, как экономические, так и социальные. Важно развивать научно-технический потенциал данных стран, т.к он позволит рационально использовать природные ресурсы и перейти от сырьевой экономики к непосредственному производству товаров и услуг, это приведет к увеличению экспортного потенциала, что в свою очередь обеспечит инвестиционную привлекательность данных стран. Но невозможно обойтись одними экономическими преобразованиями. В данных странах очень низок уровень жизни населения, уровень образования, количество работоспособного населения, велика смертность населения, из-за всех этих минусов страдает трудовой потенциал слабо развитых стран, что несомненно тормозит экономического развития данных субъектов мирового хозяйства.

Информация о работе Влияние экономических потенциалов участников мирового хозяйства на МЭО