Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования – определить степень влияния экономических потенциалов основных участников мирового хозяйства на взаимодействие стран.
- рассмотреть понятие и структуру экономических потенциалов участников мирового хозяйства;
- проанализировать роли экономических потенциалов во взаимоотношениях участников мирового хозяйства
- определить пути рационализации МЭО по экономическим потенциалам
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты экономических потенциалов участников мирового хозяйства …………………………………………………………………….......5
1.1 Субъекты мирохозяйственных связей……………………………….…….5
1.2 Понятие и структура экономического потенциала……………………….9
2 Анализ роли экономических потенциалов во взаимоотношениях участников мирового хозяйства ………………………………………………………..…...13
2.1 Анализ экономических потенциалов основных экономических полюсов мировой экономики …………………………………………………………….13
2.2 Международные экономические отношения основных участников мировой экономики……………………………………………………………...28
3 Пути рационализации МЭО по экономическим потенциалам….………..48
3.1 Участники мирового хозяйства с сильным потенциалом………………..
3.2 Участники мирового хозяйства со слабым потенциалом………………….
Заключение………………………………………………………………..….…46
Список использованных источников………………………………………….48
История развития экономики говорит о том, что в любой экономической системе динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Необходимо для развития НТП не только покупать технологии за рубежом, но и создавать свои, вкладывая деньги в многонациональных исследовательские проекты.
Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, можно достичь мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, опять примером тому является Япония, она сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но не очень стремится развивать свою фундаментальную науку.
Другая картина, на мой взгляд, в нашей стране, если в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, то в России прослеживается прямо противоположная тенденция — к его разрушению.
Научно-технический потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.
Такая ситуация возникла ещё в бывшем Советском Союзе, где сама экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития. Невосприимчивость экономики к нововведениям была одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции деградации научно-технического потенциала
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний. Так, например, в начале 90-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее 82%, в Швейцарии — 75, Бельгии/Люксембурге — 73, Японии — 69, Швеции — 68, США — 68, Германии — 68, Великобритании — 63, Ирландии — 62, во Франции — 61%.1
В России в настоящее время финансирование науки на 95% осуществляется за счёт государственного бюджета, фактически отсутствуют ассигнования на эти цели со стороны коммерческих структур, что лишает страну важного источника сохранения и развития научно-технического потенциала.
Так же, как и для
всей экономики России, для науки
и научно-технической сферы
Сохранение и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.
Основой для этого
процесса служит сохраняющийся высокий
интеллектуальный потенциал нации.
И хотя по количеству Нобелевских
лауреатов в области
Для развития и сохранения научно – технического инновационного потенциала страны необходима, прежде всего, поддержка государства, а также законодательная база, фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Мировая практика показывает, что чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше результата.
Важнейшим элементом экономического потенциала является валовой национальный доход (ВНД) / Gross National Income (GNI) — совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт, ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из ключевых показателей экономического развития.
Валовой национальный доход на душу населения — это ВНД, деленный на численность населения страны. Этот показатель дает представление о количестве произведенных товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя государства, или, иными словами, о том, сколько получил бы каждый житель страны, если бы весь годовой национальный доход был распределен между всеми гражданами страны поровну. ВНД на душу населения также называют «доход на душу населения» или «душевой доход».
Страны и территории по размеру валового национального дохода на душу населения:
Таблица 7 - Страны и территории с высоким уровнем дохода на душу населения
Экономика |
Доход ($) |
Монако |
183,150 |
Лихтенштейн |
137,070 |
Норвегия |
84,290 |
Люксембург |
77,160 |
Швейцария |
71,530 |
Дания |
59,050 |
Швеция |
50,110 |
Нидерланды |
49,050 |
Сан-Марино |
50,400 |
Финляндия |
47,720 |
Соединенные Штаты Америки |
47,390 |
Андорра |
41,750 |
Австралия |
43,590 |
Канада |
43,270 |
Германия |
43,110 |
Франция |
42,390 |
Объединенные Арабские Эмираты |
41,930 |
Япония |
41,850 |
Ирландия |
41,000 |
Сингапур |
40,070 |
Великобритания |
38,370 |
Италия |
35,150 |
Макао |
34,880 |
Гонконг |
32,780 |
Исландия |
32,710 |
Южная Корея |
19,890 |
Мальта |
19,270 |
Оман |
18,260 |
Чехия |
17,890 |
Словакия |
16,830 |
Саудовская Аравия |
16,190 |
Бахрейн |
18,730 |
Тринидад и Тобаго |
15,380 |
Экваториальная Гвинея |
14,540 |
Эстония |
14,460 |
Хорватия |
13,870 |
Антигуа и Барбуда |
13,170 |
Венгрия |
12,850 |
Экономика |
Доход ($) |
Кыргызстан |
840 |
Таджикистан |
800 |
Кения |
790 |
Бенин |
780 |
Камбоджа |
750 |
Коморские Острова |
750 |
Бангладеш |
700 |
Гаити |
670 |
Чад |
620 |
Мали |
600 |
Гвинея-Бисау |
590 |
Танзания |
530 |
Уганда |
500 |
Центрально-Африканская |
470 |
Зимбабве |
460 |
Гамбия |
450 |
Непал |
440 |
Мозамбик |
440 |
Мадагаскар |
430 |
Афганистан |
410 |
Гвинея |
400 |
Эфиопия |
390 |
Нигер |
370 |
Малави |
330 |
Демократическая Республика Конго |
180 |
Универсальным индикатором оценки экономического потенциала страны выступает валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий не только нынешний уровень развития национальной экономики, но и специфику ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, меру вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т. п.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это обобщающий экономический показатель статистики, выражающий совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), произведенного в течение года внутри страны в рыночных ценах с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
Принято считать, что показатель ВВП характеризует уровень благосостояния граждан страны и эффективность экономики. В то же время, основываясь только на результатах рейтинга, делать однозначные выводы нельзя, поскольку в разных странах сформировались различная структура экономики, различная природа роста ВВП, различная структура затрат. Но составить некоторое суждение о позициях тех или иных стран вполне возможно.
Рисунок 1 – ВВП на душу населения в 2011 году
Как видно из рисунка 1, наиболее богатыми странами мира являются Катар, Люксембург и Сингапур, где на каждого жителя приходится 88 559, 81 383 и 56 522 доллара национального богатства. Крупнейшая экономика мира – США находится на 7 месте с 47 284 долларами ВВП на каждого жителя страны.
По сравнению с 2009 годом существенных изменений позиций стран в рейтинге не произошло. Максимальный рост составил 5 позиций и наблюдался у трех стран: Бразилии, Южной Кореи и Парагвая. Наиболее существенное снижение в рейтинге продемонстрировала Латвия (4 позиции), заняв по итогам 2010 года 58 место. Россия сдала одну позицию в рейтинге и расположилась недалеко от Латвии – на 52 месте. На каждого жителя России, по данным МВФ, приходится 15 837 долларов ВВП. При этом по абсолютному объему ВВП наша страна занимает 6 место. Таким образом, потенциал повышения эффективности экономики России и благосостояния граждан огромен.
Наш ближайший сосед, Беларусь, занимает в рейтинге 62 место, с показателем 13 909 долларов на человека, опережая Казахстан, находящийся на 66-м месте (12 603 долларов на человека). При этом Беларусь и Казахстан в 2010 году поднялись в рейтинге на 1 и 4 позиции соответственно.
Страны PIIGS (Португалия, Италия, Ирландия, Греция и Испания) закономерно снизили свои позиции в рейтинге по сравнению с 2009 годом. Причем лидером по снижению стала Греция, сдавшая 3 позиции.
2.2 Международные экономические отношения основных участников мировой экономики
Международные экономические отношения (в основном, торговые) существовали и до возникновения мирового хозяйства. Например, международные экономические отношения между отдельными европейскими государствами, в рамках отдельных регионов (Европа - Северная Африка; Европа - Ближний Восток и др.). Эти отношения носили межстрановый, узкорегиональный характер. С возникновением и развитием мирового хозяйства, МЭО расширяют и углубляют сферу своего существования, приобретают глобальный характер. Основываясь на специализации экономик отдельных государств или мировой экономике, МЭО в большой степени зависимы от них. Однако, реализуясь, МЭО становятся самостоятельным явлением, подчиняющимся собственным законам. Международные экономические отношения являются формой существования и развития мирового хозяйства, его внутренним механизмом.
Также в международной практике выделяют ведущие высокоразвитые страны (США, Германия, Япония), высокодоходные нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт), новые индустpиaльные страны (Южная Корея, Мексика, Сингапур, Гонконг, Бразилия), наиболее бедные страны мира (Чад, Бангладеш, Эфиопия), различные региональные союзы государств и интеграционные группировки (например, Европейское сообщество или образовавшийся на развалинах СССР Союз Независимых Государств).
Все разнообразные и самобытные национальные экономики стягиваются в единое пространство силовым полем взаимной экономической зависимости. Попытки развития в условиях автаркии, то есть полной национальной или групповой самоо6еспеченности, предпринятые в тоталитарных странах (Куба, Албания, отчасти СССР), оказались бесперспективными и потерпели провал.
Информация о работе Влияние экономических потенциалов участников мирового хозяйства на МЭО