Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования – определить степень влияния экономических потенциалов основных участников мирового хозяйства на взаимодействие стран.
- рассмотреть понятие и структуру экономических потенциалов участников мирового хозяйства;
- проанализировать роли экономических потенциалов во взаимоотношениях участников мирового хозяйства
- определить пути рационализации МЭО по экономическим потенциалам
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Теоретические аспекты экономических потенциалов участников мирового хозяйства …………………………………………………………………….......5
1.1 Субъекты мирохозяйственных связей……………………………….…….5
1.2 Понятие и структура экономического потенциала……………………….9
2 Анализ роли экономических потенциалов во взаимоотношениях участников мирового хозяйства ………………………………………………………..…...13
2.1 Анализ экономических потенциалов основных экономических полюсов мировой экономики …………………………………………………………….13
2.2 Международные экономические отношения основных участников мировой экономики……………………………………………………………...28
3 Пути рационализации МЭО по экономическим потенциалам….………..48
3.1 Участники мирового хозяйства с сильным потенциалом………………..
3.2 Участники мирового хозяйства со слабым потенциалом………………….
Заключение………………………………………………………………..….…46
Список использованных источников………………………………………….48
B современных условиях
экономика каждой страны
Сейчас отдельное государство практически не может существовать обособленно от других стран, не вступая c ними в разнообразные взаимосвязи. Экономические отношения между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен. Эти связи являются формами международных экономических отношений, о которых будет говориться ниже.
Международные экономические отношения представляют собой обширный комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности. То есть международные экономические отношения – это система хозяйственных отношений между странами мира.
Система устойчивых мирохозяйственных связей за более чем столетнюю историю своего существования претерпела заметные изменения. Так, первоначально наиболее распространенным каналом их существования являлась мировая торговля.
Современным международным экономическим отношениям присущи новые количественные и качественные характеристики.
В настоящее время
международные экономические
1. Международная торговля товарами и услугами.
2. Международное движение капиталов.
3. Международная миграция рабочей силы.
4. Международный обмен технологиями.
5. Международные валютно-
6. Международная экономическая интеграция.
Одно из ключевых мест в международных экономических отношениях занимает международная торговля. Важным фактором формирования мирового хозяйства и его функционирования является международный торговый обмен. Он прошел путь от единичных торговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово–экономического сотрудничества. Именно поэтому международная торговля на современном этапе приобретает первостепенно значение. Являясь ключевым звеном в торговых мирохозяйственных связях, в ней участвуют различные юридические лица – корпорации, государственные органы и организации, отдельные фирмы. Большая часть международной торговли приходится на основные промышленно развитые страны. Увеличение размаха товарооборота постоянно на современном этапе и является одной из особенностей на современном этапе. Это обусловлено либерализацией торговых, а также политических режимов и с деятельностью различных международных организаций.
В период 2000-2011 гг. товарная структура мирового экспорта претерпела существенные изменения: снизилась доля сырья, топлива и продовольствия, возросла доля готовых изделий и полуфабрикатов, а также прочих товаров.
Мировой экспорт готовых изделий и полуфабрикатов отличается наиболее динамичными темпами роста. Стоимостной объем составил 7312 млрд долл. в 2011 г., увеличившись по сравнению с 2000г. (2391,2 млрд долл) в 2,75 раза.
Удельный вес рассматриваемых товаров в мировом экспорте снизился с 73,8% в 2000г. до 72,4% в 2011 г. В качестве основных причин роста доли готовых изделий и полуфабрикатов в мировом экспорте можно выделить: (1) более динамичные темпы роста обрабатывающей промышленности в мире, (2) углубление специализации и кооперации производства под влиянием НТП; (3) сокращение срока морального износа машин и оборудования; (4) появление новых модификаций машин и оборудования и их производство в ограниченном количестве стран, выступающих в качестве ведущих экспортеров; (5) повышение среднедушевых ВВП, а значит, и спроса населения.
Основная товарная группа готовых изделий и полуфабрикатов – машины, оборудование и средства транспорта, доля которой в мировом экспорте за 2000-2011 гг. несколько снизилась с 41,8% до 37,9%, а стоимостной объем составил 3851 млрд долл. Следует выделить такие товарные позиции, как офисное и телекоммуникационное оборудование (за 2000-2011 гг. доля возросла с 12,1% до 15,4%, но в 2011 г. снизилась до 12,6%) и автомобили (доля уменьшилась с 9,2% до 9,0% за 2000-2011 гг.).
Экспорт офисного и телекоммуникационного оборудования возрос с 298,6 млрд долл в 2000 г. до 1275 млрд долл.в 2011 г.. В 2000-е гг. эта группа была самой динамичной в мировом экспорте, а в 2005 гг. темпы роста снизились до 6% (за 2000-2005 гг.). Основные экспортеры в мире – ЕС (доля 27,9%), КНР (15,2%), США (10,7%), Япония (9,0%).
Экспорт автомобилей увеличился с 318,96 млрд долл в 2005 г. до 914 млрд долл. в 2010 г. при темпе прироста в 10%.Ведущие экспортеры – страны ЕС, на которые приходится 55,6% мирового экспорта, Япония – 13,7%, США – 9,0%, Канада – 7,5%, Республика Корея – 3,8%, Мексика – 3,7%.
Динамично растет экспорт чугуна и стали, стоимостной объем которого составил 318 млрд долл. в 2011 г. В 2005-2011 гг. среднегодовой темп прироста экспорта оценивался на уровне в 17,0%, а на долю чугуна и стали приходится 3,1% мирового экспорта товаров.
Ведущими странами-экспортерами чугуна и стали являются страны ЕС (44,6%), Япония (8,8%), Россия (6,5%), КНР (5,2%), Республика Корея (4,4%).
Из других готовых товаров следует отметить рост удельного веса химической продукции (с 9,7% до 10,9%), снижение доли текстиля (с 3,0% до 2,0%) и одежды (с 3,2% до 2,7%) в мировом экспорте за 2000-2010 гг..
При среднегодовых темпах прироста в 14,0% стоимостной объем экспорта химической продукции увеличился до 1104 млрд долл. в 2011 г. Основными экспортерами являются страны ЕС (56,3%), КНР (15,2%), США (10,7%), Япония (9,0%). Наиболее динамичными темпами растет экспорт фармацевтической продукции.
Стоимостной объем экспорта текстильной продукции увеличился с 104,4 млрд. долл в 2005 г. до 203 млрд долл в 2011 г. при среднегодовом темпе прироста в 5% за 2005-2011 гг. Около 70% мирового экспорта данной продукции приходится на страны ЕС (36,6%), КНР (17,2%), Гонконг (7,3%), США (6,2%), Республику Корея (5,6%).
Экспорт одежды увеличился с 108,1 млрд долл до 276 млрд долл. за 2005-2011гг. Основные экспортеры данной продукции – ЕС (29,0%), КНР (24,0%), Гонконг (9,7%), Турция (4,3%), Мексика (2,8%).
В целом, за последние 20 лет наиболее динамично растет экспорт трех товарных групп: (1) продукции электроники и электротехники, включая
комплектующие и составляющие (офисное и телекоммуникационное оборудование,оптические инструменты); (2) товаров с высокой долей расходов на НИОКР; (3) трудоемких товаров (одежда, туристические и спортивные товары, бумага и изделия из нее, игрушки). Их основными производителями и экспортерами являются развивающиеся страны.
Ведущими экспортерами готовых изделий и полуфабрикатов являются страны ЕС (45,9% мирового экспорта), США (10,2%), КНР (8,3%). В группу лидеров мирового экспорта готовой продукции (это - 15 государств, на совокупную долю которых приходится 91,9% мирового экспорта) входят 10 развивающихся стран (помимо перечисленных – Республика Корея, Тайвань, Мексика, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индия, Турция).
Мировой экспорт сырья, топлива и продовольствия увеличился до 2600 млрд долл. в 2010 г.. При этом удельный вес сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте сократился с 44,1% до 25,6% за 2005-2011 гг. (последние несколько лет наблюдается рост доли).
Причины падения удельного веса сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте связаны с действием таких факторов, как: (1) под влиянием НТП началось производство искусственных волокон, пластических масс и пр., которые дешевле, долговечнее и качественнее натуральных аналогов; (2) расширение переработки вторичного сырья под влиянием НТП; (3) внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; (4) индустриализация экономики развивающихся стран в рамках политики импортозамещения; (5) внедрение новых средств связи; (6) более активное использование многими странами иных видов топлива (в частности, дизельного); (7) геологоразведочные изыскания национальных энергоресурсов в ряде развитых государств (особенно во второй половине 1970-х гг. с целью разрешенияпоследствий энергосырьевого кризиса). Например, в результате были открыты месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря; (8) более широкое использование новых видов топлива и энергии (ядерной, солнечной, энергии ветра); (9) реализация политики продовольственного самообеспечения; (10) влияниеаграрного протекционизма на торговлю продовольствием.
Мировой экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья составил по стоимости 852 млрд долл. в 2011 гг., тогда как в 2007 г. - 414,7 млрд долл. Удельный вес продовольствия в мировом экспорте снизился с 9,3% в 1990г. до 8,4% в 2011 г.
Период 2005-2011гг. отличается ростом среднегодовых темпов прироста, составивших 9,0%. Из числа ведущих экспортеров рассматриваемой товарной группы следует выделить: ЕС (44,0%), США (10,2%), Канаду (5,1%), Бразилию (3,1%), КНР (3,1%).
Мировой экспорт промышленного сырья составил 348 млрд долл в 2011 г. В 2005-2011 гг. среднегодовой темп прироста оценивался в 17%. Удельный вес промышленного сырья в мировом экспорте снизился с 6,6% в 1990г. до 3,4% 2010 гг.
Основные экспортеры промышленного сырья в региональном распределении: Западная Европа (24,2%), Ближний Восток (18,2), Азия (16,5%).
Мировой экспорт топлива возрос до 1400 млрд долл. в 2011г., доля топлива возросла до 13,8% (при среднегодовом темпе прироста в 16% за 2005-2011 гг.).
Основной фактор, влияющий на динамику экспорта – ценовой. Ведущие экспортеры нефти в мире – Саудовская Аравия, Россия.
Мировой экспорт прочих товаров (в том числе вооружение, немонетарное золото, нетоварные поставки) составил 247 млрд.долл.в 2011г. (за последниенесколько лет произошло сокращение и стоимостного объема и доли прочих товаров до 2,0%).
Товарная структура мирового импорта также претерпела существенные изменения: падение доли сырья, топлива и продовольствия и рост удельного веса готовой продукции и полуфабрикатов. За 2005-2011 гг. доля продовольствия снизилась с 9,3% до 7,3%, сельскохозяйственного сырья - с 3,0% до 1,8%, минерального сырья - с 3,6% до 2,7%, топлива - с 11,0% до 9,8%., удельный вес промышленной продукции увеличился с 70,5% до 75,5%.
Претерпела существенные изменения географическая структура мировой торговли за счет роста доли развивающихся стран, существенного сокращенияудельного веса стран Центральной и Восточной Европы и СНГ при сохранении доминирующей доли развитых стран. Причина подобных изменений связана с неодинаковыми темпами роста экспорта из отдельных групп стран.
Развитые страны. Стоимостной объем экспорта данной группы стран увеличился с 1326,9 млрд. долл. в 2000 г. до 7985,0 млрд.долл. в 2009 г., т.е. в раза,объем импорта – с 1470,3 млрд долл. до 7913,8 млрд долл., или в раза. Удельный вес в мировом экспорте несколько снизился с 65,3% в 2000г. до 59,1% в 2009 г., в мировом импорте – с 70,8% до 64,8% соответственно.
Развивающиеся страны отличаются активизацией участия в международном разделении труда. Их совокупный экспорт увеличился с 599,1 млрд долл. в 2000 г. До 4408,95 млрд долл. в 2005г., т.е. в раза, а импорта – с 498,0 млрд долл. до 3915,4 млрд долл., т.е. в раза. За 2005-2011 гг. их доля в мировом экспорте возросла с 29,5% до36,8%, в мировом импорте – с 24,0% до 32,1%.
Страны ЕС и СНГ. За 2005-2011 гг. экспорт стран ЕС и СНГ увеличился с 107,0 млрд долл. до 488,96 млрд долл., или в раза, совокупный импорт – с 107,1 млрд долл. до 374,2 млрд долл., или в раза. Доля стран ЕС и СНГ за 2005-2011 гг. в мировом экспорте снизилась с 5,2% до 4,1%, в импорте – с 5,2% до 3,1%.
Основные тенденции развития международной торговли услугами:
• Более динамичные темпы роста мировой торговли услугами в 2000-2010 гг. по сравнению с торговлей товарами и другими макроэкономическими показателями мировой экономики.
• Товарная структура торговли услугами отличается наиболее динамичным ростом торговли прочими коммерческими услугами, удельный вес которых растет, тогда как доля транспортных и туристических услуг падает.
В 2010г. мировой экспорт прочих коммерческих услуг составил 1160
млрд.долл., а его доля в совокупном экспорте услуг увеличилась с 38,0% в 2000 г. до 48,1% в 2009г. благодаря наиболее динамичным темпам прироста (11% в среднем ежегодно в течение 2000-2010гг.).
В группе прочих коммерческих услуг следует выделить платежи роялти и лицензионные вознаграждения (13%), финансовые услуги (11%), компьютерные и информационные услуги (8%), страховые услуги (6%), строительные услуги (5%), услуги связи (5%), персональные, культурные и рекреационные услуги (3%), на которые приходится половина всех услуг данной группы и которые отличаются наиболее динамичными темпами роста.
Основными экспортерами прочих коммерческих услуг являются США (16,7%), Великобритания (11,8%), Германия (7,3%), Япония (5,2%), Франция (4,3%). В число пятнадцати экспортеров мира входят и три развивающихся государства – Индия, Гонконг (КНР) и КНР.
Мировой экспорт туристических услуг оценивался в 685 млрд долл. в 2011г., а доля снизилась с 33,7% до 28,4% за 2000-2010 гг. из-за более низких темпов прироста (8% в среднем ежегодно в период 2000-2010 гг.). Из числа ведущих экспортеров следует выделить США (15,3%), Испанию (7,4%), Францию (6,5%), Италию (5,7%), Германию (4,4%). Из развивающихся стран – КНР, Турцию, Грецию, Мексику, также входящих в группу пятнадцати экспортеров мира поданным услугам.
Мировой экспорт транспортных услуг равнялся 570 млрд долл. в 2011 г., удельный вес снизился с 28,4% до 23,6% за 2000-2011 гг. (при среднегодовом темпе прироста в 12% в 2000-2011гг.). Основные экспортеры этих видов услуг – США (11,2%), Германия (6,6%), Япония (6,5%), Великобритания (5,4%), Франция (5,1%), а также развивающиеся страны – Республика Корея, Гонконг (КНР), Греция, Сингапур.
• В региональном разрезе основными экспортерами услуг являются Европа (экспорт составил 1113,0 млрд. долл. в 2004 г.), Азия (486,0 млрд. долл.),Северная Америка (397,6 млрд. долл.).
Информация о работе Влияние экономических потенциалов участников мирового хозяйства на МЭО