Регулирование трудовой эфиграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире. Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов.
Трудовая эмиграция из России в течение последних 15 лет была достаточно стабильной. Российским трудовым эмигрантам свойственны многие позитивные черты: трудолюбие, хорошая профессиональная подготовка, высокая мобильность, целеустремленность и успешная адаптация.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………..…2
1. Положительные и отрицательные черты эмиграции………………………..3
2. Направление эмиграционной политики государств……………………....4
3. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран…………………………………………………………………………….….5
4. Стратегии России по регулированию международной трудовой миграции.6
5. Состояние нормативной базы…………………………….………………….10
Заключение…………………………………………………………………...…..13
Список используемых источников……………………………………………..14

Файлы: 1 файл

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ЭМИГРАЦИИ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

- совершенствование деятельности  российских частных агентств  занятости (путем объединения усилий по выходу на международный рынок труда,  в организованной и легальной форме, развитие серьезных партнерских отношений с иностранными работодателями и официальными органами стран назначения россиян);

-  осуществление трудоустройства  россиян за рубежом в качестве

высококвалифицированных специалистов (необходимо добиться признания российского диплома и квалификации в странах ЕС,  работать с профессиональными ассоциациями принимающих стран);

- необходима также  адаптация российского трудового  потенциала к требованиям международного рынка труда ( участие россиян в программах, позволяющих совместить процесс обучения со стажировкой или работой на зарубежных предприятиях );

- публикация достоверной и полной информации по вопросам международной трудовой миграции и своевременное ее предоставление российским частным лицам и организациям ( проведение информационных кампаний о легальном трудоустройстве и о негативных последствиях незаконной миграции).

Трудовая эмиграция российских граждан за рубеж,  это сложное явление,  которое требует к себе пристального внимания Российских властей не только с целью улучшения условий труда и совершенствования практики легального найма российских работников,  но,  прежде всего,  с целью создания условий внутри страны, для сокращения эмиграции российских граждан.[3]

 

 4. Нормативная база

На федеральном уровне приняты важные законы, закладывающие фундамент миграционной политики, - "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан".

В этих законах разграничиваются понятия гражданина, длительно проживающего в стране иностранца (резидента) и временно проживающего лица. Иностранец, прожив один год в России, может получить вид на постоянное жительство на пять лет и затем, при желании, его неоднократно продлевать. Прописана новая процедура получения гражданства РФ. Существует также миграционная карта, которую обязан заполнить каждый, пересекающий границу России. На основе карты предполагается осуществлять контроль за иммиграцией и иммигрантами.

Процедура оформления иммигрантов  еще более усложняется, становится более длительной и громоздкой, трудновыполнимой. В особенности это касается найма на работу. Так, разрешение на трехмесячный найм требует согласования в 6 инстанциях (органы безопасности, прокуратура, налоговые органы, органы социального обеспечения, здравоохранения), которые должны подтвердить свое согласие в удовлетворении просьбы иммигранта, либо, в случае отказа, сообщить почему они отказывают. Поэтому закон определяет минимум двухмесячный срок для рассмотрения заявлений о пребывании и принятии окончательного решения, что, конечно, слишком долго. Если учесть, что значительная часть мигрантов прибывает для относительно краткосрочных работ. [1]

Миграция является сегодня  важным компонентом демографического развития страны, одним из источников компенсации демографических потерь и дефицита трудовых ресурсов. 13 июня 2012 г. Президент В.В.Путин утвердил концепцию государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г.

Первое. Государство признало, что «переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития».

Второе. Впервые государство четко заявляет о необходимости развития внутренней миграционной подвижности российского населения: «Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается низкой территориальной мобильностью в сравнении с другими странами». Концепция предлагает целый блок направлений, которые позволят стимулировать внутренние миграции. Они носят характер снятия административных барьеров по регистрации и оформлению работников, предусматривают экономические инструменты стимулирования внутренних миграций, развитие транспортной инфраструктуры и рынка жилья.

Третье. Концепция миграционной политики поднимает вопрос интеграции мигрантов в российское общество. «Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации является создание условий для адаптации и интеграции мигрантов…». Привлечение эммигрантов — это только половина дела, вторая часть вопроса — как их интегрировать в социальную и культурную среду, как ликвидировать культурную дистанцию и снизить напряженность в отношениях между местным населением и эммигрантами.

Инфраструктура интеграции иммигрантов в стране пока практически  не развита. В отличие от других стран мира, Россия не имеет в достаточном количестве курсов русского языка, культурно-адаптационных центров, консультационных пунктов, клубов по месту жительства мигрантов и пр.

Четвёртое Ключевой проблемой для России становится эмиграция. В новой концепции, к сожалению, эта проблема вообще не рассматривается, только сообщается одним предложением в пункте 9 раздела II, что «продолжается эмиграционный отток из страны». Конечно, важно привлекать в Россию иммигрантов, но нельзя ничего не делать с эмиграционным оттоком. Начиная с 1989 г., из России в страны дальнего зарубежья выехало более 1,2 млн человек. Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья носит характер утечки умов: каждый пятый эмигрант имеет высшее образование.

Эмиграционный потенциал  среди ученых и высококвалифицированных  специалистов в России остается очень высоким. По примерным оценкам, 200-250 тыс. российских программистов хотят эмигрировать из России. Около 10% российских ученых ищут рабочее место за границей, 40% работают с зарубежными организациями и фондами, 20% ориентируются на временную трудовую эмиграцию за рубеж. Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы и др.

Принятие новой концепции  миграционной политики можно считать, безусловно, прогрессивным шагом  для России. Главное достижение документа — его идеологическая направленность: «миграция как ресурс развития страны». Наряду с традиционными направлениями впервые поставлены на уровень государственного понимания совершенно новые проблемы, которые миграционная политика России ранее просто не замечала. Прежде всего, это адаптация и интеграция иммигрантов, миграция инвесторов и предпринимателей, образовательная иммиграция. Вместе с тем, остаются противоречия между концепцией и практикой регулирования миграционных процессов; властям и обществу предстоит еще много работы в этом направлении.[2]

 

Заключение

Исследование процессов  международной миграции рабочей  силы на современном этапе развития мировой экономики дает возможность  сделать некоторые выводы.

Проделанная работа в  области теоретических аспектов международной трудовой миграции показала, что

·  основными причинами трудовой миграции являются экономические причины;

·  точками притяжения наибольших потоков мигрантов являются такие страны как США, Канада, Австралия и страны Зарубежной Европы;

·  иммиграция в большей степени положительно влияет на экономику принимающих стран, в то время как эмиграция напротив – оказывает, в основном, негативное воздействие. Это можно объяснить тем, что основным направлением иммиграции являются развитые страны, а источником эмиграции – развивающиеся.

Изучение методов целей, задач и методов государственного регулирования позволило сделать  выводы о том, что

·  государственное регулирование трудовой миграции является необходимым элементом экономической политики любой страны и проявляется в виде иммиграционной или эмиграционной политики;

·  существует четыре основных направления эмиграционной политики: стимулирование трудовой миграции, ограничение трудовой миграции, создание условий для реэмиграции и создание условий для адаптации реэмигрантов на родине;

·  регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба.

Итогом данной работы является определение международной миграции рабочей силы как основы функционирования мирового рынка труда и одного из наиболее сложных элементов международных экономических отношений.

 

Список использованных источников:

 

  1. Государство и антропоток: доклад Центра стратегических исследовании Приволжского федерального округа. [Электронный  ресурс] - Режим доступа к уч.: http://www.antropotok.archipelag.ru/
  2. Новая концепция регулирования миграции в России 4.01.13 [Электронный ресурс]  - Режим  доступа.: http://www.mgimo.ru/news/experts/document234490.phtml
  3. Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски,решения

2012г. [Электронный  ресурс] - Режим  доступа к  уч.: http://portal.tpu.ru/science/konf/migration/TPU%20Migration%20Conference%20proceedings.pdf

  1. [Электронный  ресурс] - Режим  доступа.: http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook006/book/index/index.html?go=part013*page.htm

 

 

 




Информация о работе Регулирование трудовой эфиграции