Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:19, контрольная работа
Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире. Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов.
Трудовая эмиграция из России в течение последних 15 лет была достаточно стабильной. Российским трудовым эмигрантам свойственны многие позитивные черты: трудолюбие, хорошая профессиональная подготовка, высокая мобильность, целеустремленность и успешная адаптация.
Введение………………………………………………….……………………..…2
1. Положительные и отрицательные черты эмиграции………………………..3
2. Направление эмиграционной политики государств……………………....4
3. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран…………………………………………………………………………….….5
4. Стратегии России по регулированию международной трудовой миграции.6
5. Состояние нормативной базы…………………………….………………….10
Заключение…………………………………………………………………...…..13
Список используемых источников……………………………………………..14
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ЭМИГРАЦИИ
Содержание:
Введение………………………………………………….……
1. Положительные и
отрицательные черты эмиграции…
4. Стратегии России
по регулированию
Заключение……………………………………………………
Список используемых
источников……………………………………………..
Введение
Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире. Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов.
Трудовая эмиграция из России в течение последних 15 лет была достаточно стабильной. Российским трудовым эмигрантам свойственны многие позитивные черты: трудолюбие, хорошая профессиональная подготовка, высокая мобильность, целеустремленность и успешная адаптация.
Российские власти с недавних пор стали уделять особое внимание развитию миграционной политики и миграционного законодательства России.
Государственное регулирование трудовой эмиграции направлено на согласование интересов различных субъектов, участвующих в этом процессе на различных уровнях: страны-донора, стран-реципиентов, непосредственных работодателей, посреднических фирм и самих трудящихся-мигрантов. Общие цели и ориентиры политики государственного регулирования в сфере трудовой миграции представляются достаточно ясными, но формулировка задач на более конкретных уровнях, а также выбор наиболее эффективных методов и инструментов могут быть связаны со значительными трудностями. Сложность возникающих здесь проблем объясняется прежде всего невозможностью прямых оценок социально-экономических последствий как самого процесса трудовой эмиграции, так и результатов регулирующего воздействия.
1. Положительные и отрицательные черты эмиграции.
Неоднозначны последствия миграционных процессов для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:
Вместе с тем эмиграция
наносит своим странам и
Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.
Государственная миграционная
политика — это политика государства,
направленная на регулирование экспорта/
В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.[4]
Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:
- стимулирование трудовой миграции;
- ограничение трудовой миграции;
- создание условий для реэмиграции;
- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
1. жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
2. лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;
3. проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;
4. проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;
5. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
6. выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;
7. выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:
-Международная организация труда (МОТ)
устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная
плата, продолжительность рабочего дня,
условия труда, социальное страхование
и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;
- Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации
межстрановой миграции, регулир
- Комиссия ООН по народонаселению располагает
определенным фондом, часть которого используется
на субсидирование национальных программ
в области миграции населения;
- Форум мигрантов, созданный при Комиссии
ЕС, осуществляет контроль за обустройством
жизни иммигрантов в принимающих странах.
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей.
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.
- Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ).
Одним из важных методов наднационального регулирования эмиграции работников является заключение международных двух и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.[3]
3. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран.
Положительным в странах-донорах является то, что:
Вместе с тем, эмиграция
наносит своим странам и
4. Стратегии России по регулированию международной трудовой миграции
Миграционная политика принимающих и посылающих стран в большинстве своем является неэффективной и формируется методом проб и ошибок.
Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой – Конституция Российской Федерации, и иных нормативных правовых актах, определяющие порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.
Для реализации миграционной политики созданы и функционируют Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической казуистики названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года».
Наиболее важными аспектами
российской миграционной полити
- реализация гражданами Российской Федерации
прав на свободу перемещения;
- гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов
за рубежом;
- обеспечение беспрепятственного возвращения
на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером,
и страной - экспортером рабочей силы.
В связи с этим при разработке российской миграционной полити
Россия как страна - импортер рабочей силы проводит
миграционную политику, направленную
на обеспечение защиты национальной экономики
от избыточного притока трудящихся-мигрантов
из других стран; разработку мер по регулированию количественны
Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Стратегия действий российского правительства в сфере регулирования
международной трудовой миграции из страны должна заключаться в следующих направлениях: создавать социально-экономические условия для сокращения выезда за границу путем повышения оплаты труда внутри страны, совершенствовать нормативно-законодательную базу и механизмы защиты российских трудовых мигрантов на основе соглашений со странами приема; привлекать россиян, работавших за рубежом на родину и использовать их навыки в российской экономике. Для успешной реализации эмиграционной политики России, целесообразны следующие действия:
- разработка и применение
эффективного механизма
миграции из России в новые страны, в том числе путем заключения двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений в области трудовой миграции на трех стадиях миграционного процесса (организация выезда, переезд, размещение и адаптация россиян в странах назначения);