Регулирование трудовой эфиграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире. Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов.
Трудовая эмиграция из России в течение последних 15 лет была достаточно стабильной. Российским трудовым эмигрантам свойственны многие позитивные черты: трудолюбие, хорошая профессиональная подготовка, высокая мобильность, целеустремленность и успешная адаптация.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………………..…2
1. Положительные и отрицательные черты эмиграции………………………..3
2. Направление эмиграционной политики государств……………………....4
3. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран…………………………………………………………………………….….5
4. Стратегии России по регулированию международной трудовой миграции.6
5. Состояние нормативной базы…………………………….………………….10
Заключение…………………………………………………………………...…..13
Список используемых источников……………………………………………..14

Файлы: 1 файл

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ЭМИГРАЦИИ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ЭМИГРАЦИИ 

Содержание:

 

Введение………………………………………………….……………………..…2

1.  Положительные и  отрицательные черты эмиграции………………………..3

2.  Направление эмиграционной политики государств……………………....4

3. Последствия  трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран…………………………………………………………………………….….5

4. Стратегии России  по регулированию международной  трудовой миграции.6

5. Состояние нормативной базы…………………………….………………….10

Заключение…………………………………………………………………...…..13

Список используемых источников……………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международная трудовая миграция стала достаточно значительным явлением в современном мире.  Перемещение рабочей силы в настоящее время затрагивает интересы не только отдельных стран, но и целых регионов.

Трудовая эмиграция  из России в течение последних 15  лет была достаточно стабильной. Российским трудовым эмигрантам свойственны многие позитивные черты:  трудолюбие,  хорошая профессиональная подготовка,  высокая мобильность,  целеустремленность и успешная адаптация.

Российские власти с  недавних пор стали уделять особое внимание развитию миграционной политики и миграционного законодательства России.

Государственное регулирование  трудовой эмиграции направлено на согласование интересов различных субъектов, участвующих в этом процессе на различных уровнях: страны-донора, стран-реципиентов, непосредственных работодателей, посреднических фирм и самих трудящихся-мигрантов. Общие цели и ориентиры политики государственного регулирования в сфере трудовой миграции представляются достаточно ясными, но формулировка задач на более конкретных уровнях, а также выбор наиболее эффективных методов и инструментов могут быть связаны со значительными трудностями. Сложность возникающих здесь проблем объясняется прежде всего невозможностью прямых оценок социально-экономических последствий как самого процесса трудовой эмиграции, так и результатов регулирующего воздействия.

 

 

 

 

 

 

1. Положительные и отрицательные черты эмиграции.

 

Неоднозначны последствия миграционных процессов для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

  • эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
  • после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
  • для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция  наносит своим странам и экономический  ущерб:

  • потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
  • теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
  • отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.
  • вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние  на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя  экономическую политику, не может  не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта  рабочей силы из данной страны или  в нее.

В промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.[4]

 2. Направление эмиграционной политики государств.

 

Можно выделить следующие  направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой  миграции;

- ограничение трудовой  миграции;

- создание условий  для реэмиграции;

- создание условий  для адаптации реэмигрантов на  родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

1.  жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

2.  лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы после завершения образования за государственный счет;

3.  проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

4.   проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-мигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;

5.  разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

6.  выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;

7.  выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Для регулирования  миграционных процессов на международном уровне создано  несколько  организаций:

-Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение,  оплачиваемый  отпуск,  охрана  труда; 
- Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев; 
- Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения; 
- Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей.

- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) — служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

- Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ).

Одним из важных методов  наднационального регулирования эмиграции работников является заключение международных двух и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.[3]

 

 3. Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран.

 

             Положительным в странах-донорах является то, что:

    • эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
    • после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
    • для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

 

Вместе с тем, эмиграция  наносит своим странам и экономический  ущерб.

 

  • Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения.
  • Теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов.
  • Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. [4]

 

 

 

4. Стратегии России по регулированию международной трудовой миграции

Миграционная политика принимающих и посылающих стран  в большинстве своем является неэффективной и формируется методом проб и ошибок.

Выход России на внешние  рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, в основе которой – Конституция Российской Федерации, и иных нормативных правовых актах, определяющие порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Для реализации миграционной политики созданы и функционируют  Правительственная комиссия по миграционной политике и Межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации. Наконец, «одобрена» концепция миграционной политики, в силу бюрократической казуистики названная «Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации». Минтруда России принять «Концепцию демографического развития Российской Федерации до 2016 года».

Наиболее важными аспектами  российской миграционной политики являются: 
- реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения; 
- гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом; 
- обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации  мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные  задачи.

Россия как  страна - импортер рабочей  силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как  страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Практическому претворению  в жизнь конституционных и  законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

Стратегия действий российского  правительства в сфере регулирования

международной трудовой миграции из страны должна заключаться  в следующих направлениях:  создавать социально-экономические условия для сокращения выезда за границу путем повышения оплаты труда внутри страны, совершенствовать нормативно-законодательную базу и механизмы защиты российских трудовых мигрантов на основе соглашений со странами приема; привлекать россиян, работавших за рубежом на родину и использовать их навыки в российской экономике.  Для успешной реализации эмиграционной политики России, целесообразны следующие действия:

-  разработка и применение  эффективного механизма легальной  трудовой

миграции из России в  новые страны,  в том числе  путем заключения двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений в области трудовой миграции на трех стадиях миграционного процесса (организация выезда,  переезд,  размещение и адаптация россиян в странах назначения);

Информация о работе Регулирование трудовой эфиграции