Отношения России и Латвии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 23:39, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена рассмотрению российско-латвийских взаимоотношений, а также различных конфликтов, причин их возникновения и перспектив развития. Необходимо отметить, что страны Балтии (Латвия, Литва и Эстония), в принципе, проводят сегодня схожую политику в отношении Российской Федерации, однако, не представляется возможным в данной работе проанализировать весь спектр проблем по линии Россия-Прибалтика. Поэтому представляется уместным остановиться на исследовании только одной из стран прибалтийского блока, а, именно, Латвии, как наиболее ярко выраженного примера антироссийского политического курса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...………3
1.Проблемы взаимоотношений России и Прибалтики…………………..4
2.Итоги развития постсоветских отношений России и Латвии…………12
3.Приграничное сотрудничество российско-латвийских отношений…22
Заключение………………………………………………………………………28
Список используемой литературы……………………………………………29

Файлы: 1 файл

реферат готовый.docx

— 57.36 Кб (Скачать)

Так можно прийти к одной из существенных проблем, выявившейся в ходе постсоветского развития. При этом создается впечатление, что она осталась незамеченной или, во всяком случае, недооцененной. Иначе трудно понять, почему западных политиков и аналитиков из еще непреодоленных новыми государствами недостатков больше всего занимает проблема коррупции, безусловно, очень болезненная, но все же, относящаяся не к причинам, а к последствиям. Перемены в Советском Союзе начались как движение в сторону демократии. Однако очень скоро выяснилось, что ново-старая властная элита вполне справляется с демократической митинговой фразеологией, тогда как необходимость вовлекать общество в святая святых - разработку и принятие решений представляется ей не только утомительной, но, главное, - абсолютно излишней. В этом довольно быстро убедились и большинство вошедших во власть представителей бывшей оппозиции (те, кто этого не понял, также быстро куда-то исчезли из власти). Процесс принятия решений сильно упростился и стал куда более удобней и приятней. Требуемые по западным стандартам демократические законы в общем и целом были приняты. Однако с демократическими процедурами и механизмами, без которых законы, как известно, не работают (кроме, разве что, системы выборов), все пошло "через пень-колоду", да так и идет по сию пору... Что делать, если народ такой темный и ничего не понимает в сложных вопросах современной жизни? Тут и представителям элиты трудно приходится. В результате отчуждение общества от власти все продолжает расти, а доверие к ней вообще приближается к нулю. Еще хуже то, что абсолютное большинство граждан, не говоря уже о негражданах, уверено, что от них ничего не зависит. Поэтому люди не чувствуют никакой ответственности за происходящее, в том числе и за избранных ими депутатов; не вникают ни в какие проблемы, если они только их впрямую не касаются, и то обычно после того, как решение уже принято. Получается, что правы власть имущие: народ-то, действительно, ничего не знает и не понимает. Зато быстро поддается популистской демагогии и легко управляем[1, c.11].

Западные политики и представители  общественных наук часто и справедливо выражают свою озабоченность слабостью в постсоветских государствах среднего класса и негосударственных организаций. Более того, прилагается немало усилий и средств, чтобы поддержать НГО. Но все эти труды мало что меняют, если не сопровождаются целеустремленной деятельностью, в том числе на межгосударственном уровне, способствующей внедрению демократических механизмов и процедур в управление государством. Чтобы само собой разумеющимся принципом стало вовлечение в процесс разработки и принятия решений тех, кому этот закон или решение нужно будет проводить в жизнь. Для успешного функционирования демократии необходимо, прежде всего добиться, чтобы каждый человек чувствовал, что он что-то в этой стране значит и от него в ней что-то зависит. Тогда придет конец популистской национально-радикальной демагогии, а отношения между государствами будут строиться на основе подлинных интересов народов этих стран. Властные элиты постсоветских государств пока мало что делают в данном направлении, если делают вообще.

При этом создается впечатление, что и в дружественных странах - бывших республиках СССР отсутствие активного движения в сторону демократии тоже не вызывает особой тревоги. Разве не стоит задуматься над тем, почему в разной интерпретации демократии, существующей во взглядах Европы и США, для постсоветских, вообще - постсоциалистических государств американская точка зрения явно ближе и понятнее? Почему в них столь устойчиво популярна мечта о "сильной руке" — "хозяине, который, наконец, наведет порядок"? Может быть, дело в том, что в большинстве этих стран и власти, и общество имеют довольно смутное представление о подлинной демократии, а последнее десятилетие, к сожалению, мало что в этом вопросе прояснило, скорее даже еще больше запутало и вызвало разочарование? Однако у людей имеется огромный опыт приспособления к тоталитарному способу существования, и этот опыт, к сожалению, все еще слишком часто оказывается успешным на практике[5, c.45].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приграничное сотрудничество  российско-латвийских отношений

 

Как известно, последние  несколько лет характеризуются  заметной активизацией межгосударственного  диалога между Россией и Латвией. После длительного периода «заморозков» на протяжении последних 2 лет до 8 августа 2008 года наступила оттепель, наблюдалась  явная тенденция налаживания  прагматичного и взаимовыгодного  сотрудничества.

Наиболее чутко и оперативно на изменение климата в межгосударственных отношениях обычно реагирует именно экономика, ведь бизнес приходит туда, где ему выгодно, а инвестиции – туда, где наблюдаются минимальные  риски, в том числе политические. Так и в российско-латвийских отношениях вслед за возобновлением межгосударственного политического  диалога наметилась существенная тенденция  роста показателей двустороннего  торгово-экономического сотрудничества[3, c.135].

Рост товарооборота между  Россией и Латвией в 2007 году составил 47%, и его объем превысил 3 млрд. долл. США. В первом полугодии текущего года, по данным российской таможенной статистики, эта тенденция не только сохранилась, но и достигла, можно  сказать, рекордных показателей. За первые 7 месяцев 2008 года товарооборот между нашими странами увеличился почти  в 4 раза (по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года) и достиг 4,7 млрд. долл., уже превысив годовой  объем прошлого года. В настоящее  время Россия входит в первую тройку внешнеторговых партнеров Латвии.

Одним из основных направлений  российско-латвийского сотрудничества продолжает оставаться транзит российских грузов через территорию Латвии. Через  морские порты страны проходит около 40 млн. тонн российских грузов, что составляет приблизительно 70 % от общих объемов  перевалки.

Отдельного внимания заслуживает  инвестиционное сотрудничество. Россия входит в первую пятерку крупнейших инвесторов Латвии. Объем накопленных  российских инвестиций в экономике  страны составляет 590 млн. долл. США. Общий  объем латвийских инвестиций в России приближается к 100 млн. долл., где доминирует приграничная Псковская область. Российские инвестиции направляются, в основном, в энергетику, транспорт, финансы  и недвижимость. Инвесторы Латвии отдают предпочтение промышленным и  транспортным предприятиям, торговле и недвижимости. Для примера можно привести хотя бы одну цифру: за последние три года количество латвийских инвестиций в Псковскую область возросло в 14 раз. В настоящее время в Псковской области зарегистрировано более двухсот совместных российско-латвийских предприятий, которые в основном действуют в сфере услуг, деревопереработки и транспорта. Подписаны договоры о сотрудничестве между отдельными районами Псковской области и латвийским городами Даугавпилсом, Резекне, Лудзой. Готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве между Псковской областью и Латвийской Республикой.

Успешно развивается сотрудничество в сфере туризма. В 2006 г. Латвию посетили 271 тыс. российских туристов, в 2007 г. –  уже 343 тыс. В 2008 году ожидается рост этих показателей еще примерно на 30 %. Что касается встречного направления, то Россию в 2006 г. посетило 305 тыс. латвийцев, а в 2007 г. -  около 450 тыс. Положительная  динамика сохранится и в этом году.

Можно сразу отметить, что подобное стремительное развитие двустороннего сотрудничества является результатом осознанного движения двух стран навстречу друг другу в политической плоскости. В последние годы были заключены двусторонние соглашения об экономическом сотрудничестве, о взаимодействии торгово-промышленных палат двух стран, созданы и начали работу российско-латвийские Межправительственная комиссия и Деловой совет, наметились конкретные совместные инвестиционные проекты, определились приоритеты развития двусторонней договорно-правовой базы. Апогеем этого взаимодействия стало подписание в декабре 2007 года в Риге исторического Договора о границе между Россией и Латвией, а также договоров о сотрудничестве в области социального обеспечения и статусе захоронений[11].

Что ждет впереди?

Работа по совершенствованию  двусторонней нормативно-правовой базы продолжается. На финишную прямую вышел  Договор о сотрудничестве в области  социального обеспечения, который  вынесен на ратификацию Государственной  думы России. Готово к подписанию Соглашение о сотрудничестве в области туризма. Продвигается работа по подготовке и  подписанию таких важных для развития торгово-экономического сотрудничества соглашений, как договоры о взаимной защите инвестиций и об избежании  двойного налогообложения и неуплаты налогов. Данные соглашения, равно как и соглашение о сотрудничестве в области науки и образования, могут быть готовы к подписанию уже в текущем году.

Ожидаются новые инвестиционные проекты от созданного в 2007 г. российско-латвийского Делового совета. Даже при непростых межгосударственных отношениях, инициатива предпринимателей вполне может способствовать развитию межрегионального сотрудничества. С учетом актуальности этой темы для двусторонних отношений в мае 2009 Деловой совет уже провел в Пскове выездное заседание по приграничному сотрудничеству.

Немаловажным является также  содействие человеческим контактам. В  настоящее время проходит согласование с Евросоюзом проекта российско-латвийского  Соглашения об упрощенном порядке пересечения  российско-латвийской границы жителями приграничных территорий России и Латвии, которое предусматривает упрощенный режим пересечения границы лицами, проживающими в пределах 30 –и километровой приграничной зоны.

В последнее время наблюдается  тенденция увеличения числа занятых  латвийских граждан в Псковской  области, что актуализировало вопрос о необходимости увеличения квот на трудоустройство в этом регионе  России иностранных граждан. Первые шаги в данном направлении уже  сделаны: приказом Министерства здравоохранения  и социального развития России с 20 июля 2008 года первоначальная квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам в Псковской области была почти удвоена.

Среди тех вопросов, которые  требуют постоянного внимания и  все еще не решены окончательно, остается проблема пересечения грузовым автотранспортом российско-латвийской границы. В настоящее время близки к завершению два плотных проекта по оптимизации схемы таможенного контроля на международном автомобильном пункте пропуска Бурачки в Псковской области, а также проект по введению системы предварительного информирования о движении транзитных грузов, которые составляют 90 % от общего грузопотока. Кроме того, принимаются меры по активному подключению российских и латвийских железных дорог к латвийским морским портам по контейнерным перевозкам, что ослабит нагрузку на автомобильные пункты пропуска. Если при этом консолидированными усилиями будут переориентированы зарегистрированные в Польше и Литве автомобили, следующие в Россию, с латвийского на белорусское направление, то эта проблема будет минимизирована. К вопросам развития приграничного сотрудничества подключены многие российские ведомства. Скорейшее запланированное открытие в Риге региональных представительств Торгово-промышленной палаты и Федеральной таможенной службы России будет содействовать эффективной работе бизнеса, решению транспортных и таможенных проблем.

Совершенствуется и нормативно-правовая база с российской стороны. Правительством России утверждена «Концепция приграничного  сотрудничества Российской Федерации». В Совете Федерации подготовлен  проект специального федерального закона «О приграничном сотрудничестве Российской Федерации». Это уникальный документ, который может создать   необходимые условия для развития на региональном уровне соответствующей правовой базы, а также будет содействовать решению проблем социально-экономического развития приграничных регионов России. Упомянутый законопроект определяет целый ряд направлений сотрудничества: приграничная торговля, совместные инвестиционные проекты, сотрудничество в сфере транспорта, медицины и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Такое внимание к данному вопросу вызвано тем, что приграничное сотрудничество – это, несомненно, одна из важнейших составляющих взаимодействия между сопредельными государствами.

Россия заинтересована в продолжение этой положительной тенденции в отношениях с Латвией и ЕС в целом. В частности, это зафиксировано в новой Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Д.Медведевым 12 июля 2009.

Россия всегда выполняла  свои международные обязательства, в том числе в торгово-экономической  сфере. Звучащие порой опасения относительно угроз энергетической безопасности в связи с зависимостью от России выглядят, по меньшей мере несерьезно. Например, за последние 18 лет в российско-латвийских отношениях были различные периоды, в том числе и не особо теплые, однако Россия ни разу не дала повода сомневаться в ее готовности выполнять свои обязательства по имеющимся договоренностям в энергетической сфере.

В российско-латвийских отношениях уже были 15 лет упущенных возможностей. Многие страны завидуют уникальному  географическому положению Латвии, ее соседству с Россией, обладающей энергетическим потенциалом и огромным рынком. Не многим известно, что подписание договора о строительстве трубопровода «Северный поток» по дну Балтийского  моря означало отказ от альтернативного  проекта, который предусматривал прокладку  транзитной ветки через Латвию с  небольшой морской «перемычкой» для соединения с Германией. Этот проект серьезно прорабатывался научными организациями и считался особо выгодным благодаря возможности использовать латвийские мощности подземного хранения газа. Однако, как известно, для реализации подобных крупных инвестиционных проектов требуется благоприятный политический фон, которого, к сожалению, не было. В результате осложнение межгосударственных отношений обернулось для Латвии упущенными экономическими возможностями, которые по примерным подсчетам ежегодно могли приносить в бюджет страны около 380 млн. долл. США.

Географическое положение  стран Балтии как «регионального перекрестка» экономических и культурных связей евроазиатского континента имеет  все предпосылки для построения «коммуникационного моста» между Востоком и Западом. Это будет способствовать и быстрому развитию приграничных регионов, по которым проходят ежегодно возрастающие торговые и грузовые потоки, позволит им решить свои социально-экономические  проблемы. И здесь же очень наглядно звучат высказывания посла России А.А. Вешнякова: «Надеюсь, что предстоящие дискуссии позволят найти подходы к эффективному использованию огромного потенциала сотрудничества России и Евросоюза, в том числе в приграничном формате. Мы объединены единой историей и многими общими социально-культурными традициями. А главное - мы не просто партнеры, а соседи»[11].

Информация о работе Отношения России и Латвии