Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:28, реферат
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.
Введение. 3
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Заключение. 23
Список использованных источников 24
При внешнем сходстве между двумя этими понятиями существуют важные отличия. Если империя – как Российская, так и советская – заботилась не столько о процветании метрополии (ее как таковой в России не было, если не считать столицы – Петербург, а затем Москву), сколько о поддержке и развитии окраин и подконтрольных стран, то великая держава сосредоточена прежде всего на укреплении собственной мощи и влияния во внешнем мире.
Знаковым событием в этом смысле стало прекращение в 2005 г. дотирования поставок российских энергоносителей в страны СНГ. Политика «Газпрома», направленная на максимизацию прибыли, была полностью поддержана российским государством. Результатом стал демонтаж «имперских преференций» в экономических отношениях России с бывшими республиками. Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения и Грузия – при всем различии политических отношений между каждой из этих стран и Россией – перестали быть «ближним зарубежьем» и стали для Москвы «просто» заграницей.
Несмотря на безусловное признание
независимости бывших окраин и первостепенное
внимание к экономическим вопросам,
российское руководство стремилось
исключить где-либо на пространстве
СНГ преобладающее влияние
Наиболее серьезным испытанием
для российской внешней политики
в странах СНГ в 2000-е гг. стали
т.н. цветные революции в Грузии
(2003 г.), Украине (2004 г.) и Киргизии (2005
г.). «Цветные» революции виделись
из Москвы в виде заговоров США
и местных проамериканских сил
с целью смены режимов в
странах СНГ и замены прежних
правителей активными прозападными
деятелями. Как минимум, такие перевороты
сокращали объем влияния РФ в
странах СНГ; как максимум, они
расценивались как репетиции
для «главной» цветной
«Тюльпановая» революция в Киргизии
открыла перспективу
«Оранжевая» революция в Украине
открыла перед Москвой другую
перспективу – расширения НАТО вплоть
до границ РФ. В начале 2008 г. украинское
руководство при поддержке США
обратилось с просьбой о предоставлении
Киеву т.н. Плана действий по членству
в НАТО. Хотя на Бухарестском саммите
альянса благодаря позиции
Наконец, «революция роз» в Грузии привела уже в 2004 г. к применению грузинской стороной силы в конфликтных ситуациях, в которых Москва выступала в качестве главного миротворца. К лету 2008 г. – на фоне бухарестского решения - напряженность вокруг Южной Осетии и Абхазии достигла пика. Попытка президента Грузии Михаила Саакашвили – при фактическом попустительстве администрации Джорджа Буша в Вашингтоне - силовым путем решить грузино-осетинский конфликт привел к войне между Россией и Грузией.
Пятидневная августовская война стала
самым опасным событием на постсоветском
пространстве с момента распада
СССР: открылась перспектива
Нового противостояния, однако, не
последовало. В сентябре 2008 г. мировой
финансово-экономический кризис переключил
внимание всех государств на проблемы
экономики. На президентских выборах
в США в ноябре победил кандидат
демократов Барак Обама, резко критиковавший
внешнюю политику Дж.Буша. В 2009 г. в
российско-американских отношениях произошла
т.н. перезагрузка, позволившая ослабить
напряженность и перейти к
практическому сотрудничеству в
зонах совпадающих интересов. Ситуацию
на Кавказе, где Москва вскоре после
войны с Грузией признала независимость
Абхазии и Южной Осетии, удалось
вывести за скобки в отношениях между
РФ, с одной стороны, и США, НАТО
и ЕС, с другой. В Украине на
президентских выборах 2010 г. победил
кандидат Партии регионов Виктор Янукович,
который в законодательном
В начале третьего десятилетия (2010-е
гг.) руководство России сочло возможным
перейти к шагам по реальной интеграции
с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал
Таможенный союз трех стран – Белоруссии,
Казахстана и РФ. С 2012 г. экономики
этих стран образуют Единое экономическое
пространство. Интеграционные усилия
в рамках ТС оказались не бесплодными,
так как основываются на реальных
экономических интересах. Создание
ЕЭП, однако, предполагает такую степень
открытости национальных экономик, свободы
передвижения капиталов и гарантий
прав частной собственности, которая
до сих пор отсутствует в
В России существуют планы еще более глубокой интеграции – формирования на базе ТС и ЕЭП Валютного союза, в рамках которого российский рубль становился бы региональной валютой, обслуживающей огромное пространство между Евросоюзом и Китаем.
Есть стремление двигаться не только
вглубь, но и вширь, постепенно включая
в зону интеграции страны Евразийского
экономического сообщества (ЕврАзЭС) –
т.е., помимо трех стран «интеграционного
ядра» (Белоруссии, Казахстана и России),
также Армению, Киргизию и Таджикистан.
Предпринимаются попытки
Экономическая интеграция сочетается
с интеграцией в сфере
Осенью 2011 г. Владимир Путин выдвинул
идею т.н. Евразийского союза. Речь идет
о создании на большей части пространства
СНГ центра силы с интегрированной
экономикой, единой системой обороны
и безопасности и общим гуманитарным
пространством. Моделью Евразийского
интеграционного проекта
Помимо полноформатной интеграции со странами СНГ, России требуются экономическая интеграция с Европейским союзом, политическое сотрудничество с ним, а также формирование единого пространства безопасности в Евро-Атлантике, т.е. прежде всего демилитаризация отношений с США, тесное и сбалансированное сотрудничество с Китаем и реализация себя в качестве Евро-Тихоокеанской державы. В XXI веке у российской внешней политики много дел.
В сферу стратегических интересов
России входят независимые государства
СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное
значение как в политико-экономической,
так и в военной сферах. В
странах СНГ Россия имеет освоенные
рынки, где промышленная продукция
и технический опыт РФ могут найти
наибольший спрос и сбыт. Кроме
того, Россия ощущает потребность
в максимально возможной
В долговременной перспективе
с учетом российских
Информация о работе Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ