Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:28, реферат

Краткое описание

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.

Оглавление

Введение. 3
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Заключение. 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

геополитика.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

При внешнем сходстве между двумя  этими понятиями существуют важные отличия. Если империя – как Российская, так и советская – заботилась не столько о процветании метрополии (ее как таковой в России не было, если не считать столицы – Петербург, а затем Москву), сколько о поддержке и развитии окраин и подконтрольных стран, то великая держава сосредоточена прежде всего на укреплении собственной мощи и влияния во внешнем мире. 

Знаковым событием в этом смысле стало прекращение в 2005 г. дотирования  поставок российских энергоносителей  в страны СНГ. Политика «Газпрома», направленная на максимизацию прибыли, была полностью поддержана российским государством. Результатом стал демонтаж «имперских преференций» в экономических  отношениях России с бывшими республиками. Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения  и Грузия – при всем различии политических отношений между каждой из этих стран и Россией – перестали  быть «ближним зарубежьем» и стали  для Москвы «просто» заграницей.  

Несмотря на безусловное признание  независимости бывших окраин и первостепенное внимание к экономическим вопросам, российское руководство стремилось исключить где-либо на пространстве СНГ преобладающее влияние третьих  держав.

Наиболее серьезным испытанием для российской внешней политики в странах СНГ в 2000-е гг. стали  т.н. цветные революции в Грузии (2003 г.), Украине (2004 г.) и Киргизии (2005 г.). «Цветные» революции виделись из Москвы в виде заговоров США  и местных проамериканских сил  с целью смены режимов в  странах СНГ и замены прежних  правителей активными прозападными деятелями. Как минимум, такие перевороты сокращали объем влияния РФ в  странах СНГ; как максимум, они  расценивались как репетиции  для «главной» цветной революции  – в самой России. Такие опасения были особенно сильны в Москве в  начале 2005 г. В то же время каждая «цветная» революция имела собственные  геополитические последствия. 

«Тюльпановая» революция в Киргизии открыла перспективу дестабилизации не только этой небольшой страны, но и всего региона Центральной  Азии. Вскоре после свержения лояльной Москве власти в Бишкеке произошел  мятеж в Андижане, угрожавший «взорвать» Ферганскую долину и воодушевить  радикал-экстремистов, выступления  которых в Узбекистане и Киргизии были с большим трудом подавлены  местными силовиками в 1999-2000 гг.  

«Оранжевая» революция в Украине  открыла перед Москвой другую перспективу – расширения НАТО вплоть до границ РФ. В начале 2008 г. украинское руководство при поддержке США  обратилось с просьбой о предоставлении Киеву т.н. Плана действий по членству в НАТО. Хотя на Бухарестском саммите  альянса благодаря позиции Германии и Франции такой план Украине (и Грузии) предоставлен не был, страны НАТО официально пообещали Киеву  и Тбилиси место в своих  рядах. Это решение спровоцировало опасный рост напряженности в  отношениях России и США, а также  между РФ и Украиной. 

Наконец, «революция роз» в Грузии привела уже в 2004 г. к применению грузинской стороной силы в конфликтных  ситуациях, в которых Москва выступала  в качестве главного миротворца. К  лету 2008 г. – на фоне бухарестского  решения - напряженность вокруг Южной  Осетии и Абхазии достигла пика. Попытка президента Грузии Михаила  Саакашвили – при фактическом  попустительстве администрации  Джорджа Буша в Вашингтоне - силовым  путем решить грузино-осетинский конфликт привел к войне между Россией  и Грузией.

Пятидневная августовская война стала  самым опасным событием на постсоветском  пространстве с момента распада  СССР: открылась перспектива конфликта  в Крыму и даже прямого столкновения между РФ и США. В Москве на высшем уровне было заявлено о готовности к новой «холодной войне», при  этом страны СНГ были обозначены как  сфера привилегированных интересов  Российской Федерации.

Нового противостояния, однако, не последовало. В сентябре 2008 г. мировой  финансово-экономический кризис переключил внимание всех государств на проблемы экономики. На президентских выборах  в США в ноябре победил кандидат демократов Барак Обама, резко критиковавший  внешнюю политику Дж.Буша. В 2009 г. в  российско-американских отношениях произошла  т.н. перезагрузка, позволившая ослабить напряженность и перейти к  практическому сотрудничеству в  зонах совпадающих интересов. Ситуацию на Кавказе, где Москва вскоре после  войны с Грузией признала независимость  Абхазии и Южной Осетии, удалось  вывести за скобки в отношениях между  РФ, с одной стороны, и США, НАТО и ЕС, с другой. В Украине на президентских выборах 2010 г. победил  кандидат Партии регионов Виктор Янукович, который в законодательном порядке  закрепил внеблоковый статус Украины. Как и в отношении Грузии после  войны 2008 г., вопрос о членстве Украины  в НАТО утратил актуальность.

В начале третьего десятилетия (2010-е  гг.) руководство России сочло возможным  перейти к шагам по реальной интеграции с отдельными странами СНГ. В 2010 г. заработал  Таможенный союз трех стран – Белоруссии, Казахстана и РФ. С 2012 г. экономики  этих стран образуют Единое экономическое  пространство. Интеграционные усилия в рамках ТС оказались не бесплодными, так как основываются на реальных экономических интересах. Создание ЕЭП, однако, предполагает такую степень  открытости национальных экономик, свободы  передвижения капиталов и гарантий прав частной собственности, которая  до сих пор отсутствует в Белоруссии. Это обстоятельство может стать  серьезным тормозом или даже непреодолимым  препятствием в процессе интеграции Белоруссии в ЕЭП.

В России существуют планы еще более  глубокой интеграции – формирования на базе ТС и ЕЭП Валютного союза, в рамках которого российский рубль  становился бы региональной валютой, обслуживающей  огромное пространство между Евросоюзом и Китаем.

Есть стремление двигаться не только вглубь, но и вширь, постепенно включая  в зону интеграции страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) –  т.е., помимо трех стран «интеграционного ядра» (Белоруссии, Казахстана и России), также Армению, Киргизию и Таджикистан. Предпринимаются попытки вовлечь  в Таможенный Союз Украину.

Экономическая интеграция сочетается с интеграцией в сфере безопасности. Еще в 1999 г. Договор о коллективной безопасности стран СНГ, подписанный  в 1992 г. в Ташкенте с целью главным  образом упорядочения раздела военного наследства СССР, был преобразован в Организацию (ОДКБ). В ОДКБ вошли  практически те же страны, что участвуют  в процессе экономической интеграции: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Узбекистан то выходил  из ОДКБ, то возвращался в его  состав, но и в этом случае занимал  в Организации особое положение. С 2010-х гг. стали предприниматься  целенаправленные шаги с целью создания в рамках ОДКБ «союза безопасности»  для тесной координации политики в соответствующих областях и  создания интегрированных сил для  действия в различных ситуациях.

Осенью 2011 г. Владимир Путин выдвинул идею т.н. Евразийского союза. Речь идет о создании на большей части пространства СНГ центра силы с интегрированной  экономикой, единой системой обороны  и безопасности и общим гуманитарным пространством. Моделью Евразийского интеграционного проекта называется Европейский союз. В этой связи  планируется создание наднациональных  органов управления, начиная с  экономической области.

Помимо полноформатной интеграции со странами СНГ, России требуются экономическая  интеграция с Европейским союзом, политическое сотрудничество с ним, а также формирование единого  пространства безопасности в Евро-Атлантике, т.е. прежде всего демилитаризация  отношений с США, тесное и сбалансированное сотрудничество с Китаем и реализация себя в качестве Евро-Тихоокеанской  державы. В XXI веке у российской внешней  политики много дел.  

 

Заключение.

 

В сферу стратегических интересов  России входят независимые государства  СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. В  странах СНГ Россия имеет освоенные  рынки, где промышленная продукция  и технический опыт РФ могут найти  наибольший спрос и сбыт. Кроме  того, Россия ощущает потребность  в максимально возможной синхронизации  процессов реформ в РФ и странах  ближнего зарубежья как предпосылки  для возрождающейся интеграции.

 В долговременной перспективе  с учетом российских стратегических  интересов экономический союз  этих стран оказался более  выгоден, чем сепаратизм. Расширение  военной интеграции в рамках  СНГ, подтвержденное Договором  о коллективной безопасности  от 15 мая 1992 г., рассматривается как  одно из важнейших элементов  укрепления национальной обороны  и безопасности.  Но на сегодня  остаются нереализованными многие  важные инициативы интеграции  стран СНГ, в том числе по  проекту евроазиатского экономического  союза, Сообщества Суверенных  Республик и др. Разные экономические  возможности, социально-политические  системы, национальные интересы  служат серьезным препятствием  на пути провозглашенного Содружества  независимых республик. 

К настоящему времени странами СНГ выработаны согласованные взгляды  на будущее сотрудничества в экономической  сфере. Они отражены в Концепции  дальнейшего развития СНГ и Стратегии  экономического развития СНГ на период до 2020 года. Разработаны и планы  мероприятий, определяющие приоритетные направления и совместные проекты.

 

Список использованных источников

 

    1. Протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 г. в г. Минске Республикой Беларусь, РСФСР, Украиной // Известия. - 1991. - 23 декабря.
    2. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
    3. Устав Содружества Независимых Государств // Российская газета. - 1993.
    4. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности. М.: Наука, 2009. С. 387.
    5. Цыганок А.: Наследники империи. Военное сотрудничество стран СНГ (анализ). 2008
    6. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
    7. Таможенное регулирование в рамках СНГ // Таможенная служба. – 2007. - № 4.
    8. Чернышев С.В. "Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ", Федеральный справочник, № I-VI (январь-июнь) 2009 г.
    9. Тренин Д. Россия и страны СНГ: «взросление» отношений. РСМД. – 2012.

 

 


Информация о работе Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ