Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:28, реферат
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.
Введение. 3
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Заключение. 23
Список использованных источников 24
- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.
Объективная необходимость в интеграционном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в миграционной политике обусловлена рядом системообразующих факторов.
Во-первых, общностью стран Содружества, основанной на существовавших длительное время и сохранившихся в современный период исторических, экономических, культурных, социальных др. связях между постсоветскими государствами.
Во-вторых, это сотрудничество стран СНГ, основу которого составляют единые цели экономического развития и проблемы демографии и занятости населения.
В-третьих, это создание и совершенствование правовых и институциональных механизмов межгосударственного сотрудничества в данной сфере.
Эти факторы в целом
определяют движение миграционных потоков
на постсоветском пространстве, где
основная доля иммигрантов являются
выходцами из государств СНГ и
только около 10% прибывают в регион
из стран так называемого «
Базовой движущей силой миграции
на территориях государств –
Именно трудовая миграции, имеющая широкомасштабный характер, оказывает заметное влияние на социально-экономическое и политическое развитие государств – участников СНГ и затрагивает практически все слои общества.
В настоящее время ситуация такова, что основные потоки мигрантов на территории Содружества устремлены в Российскую Федерацию. В докладе ООН "Мониторинг населения мира" отмечается, что Россия, в которой сейчас проживает 12,1 млн. иммигрантов, находится по этому показателю на втором месте после США.
Основными факторами, определяющими высокую миграционную привлекательность Российской Федерации, являются:
- выгодное географическое
положение Российской
- высокий уровень контактности
большинства участков
- наличие на территории
Российской Федерации регионов,
имеющих сходные с рядом
- относительно благоприятная
визовая политика, реализуемая Российской
Федерацией, действующий безвизовый
и упрощенный порядок въезда
на ее территорию для граждан
и лиц без гражданства из
большинства государств –
- исторически сложившаяся
социокультурная близость
- сложная социально – политическая обстановка и экономические проблемы (высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда и т. д.) в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР;
- большая емкость рынка труда иностранной рабочей силы в ряде отраслей экономики Российской Федерации из-за естественной убыли собственного трудоспособного населения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Единую таможенную территорию
таможенного союза составляют территории
Республики Беларусь, Республики Казахстан
и Российской Федерации, а также
исключительные экономические зоны
и континентальные шельфы государств-участников
таможенного союза, искусственные
острова, установки, сооружения и иные
объекты, в отношении которых
государства-участники
Пределы таможенной территории
таможенного союза, включая пределы
находящихся в исключительных экономических
зонах и на континентальных шельфах
государств-участников таможенного
союза искусственных островов, установок,
сооружений и иных объектов, в отношении
которых государства-участники
Возглавляет и направляет
работу по осуществлению взаимодействия
таможенных служб стран СНГ специально
для этого созданный орган
— Совет руководителей
Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.
К настоящему времени создана
договорно-правовая база в отношении
обмена предварительной информацией.
В частности, Российской Федерацией
подписаны двусторонние протоколы
с Республикой Узбекистан, Украиной
и Республикой Молдова, с таможенными
службами которых разработаны и
подписаны необходимые
Лидирующая роль Российской Таможенной службы сохраняется в профильной подготовке кадров для таможенных служб на пространстве СНГ на базе Российской таможенной академии, которая осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации таможенных работников от 23 ноября 1994 года. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ.
Россия в последние годы стремиться расширить военные контакты со странами, входящими в ОДКБ и развивать двусторонние отношения с остальными странами на постсоветском пространстве. Здесь у России есть преимущества перед США, ЕС и НАТО. Западные страны готовы выделять средства только стабильным режимам, где расход денег будет строго контролироваться. Многие постсоветские страны этого гарантировать не хотят, а возможно и не могут. Россия, хорошо зная ситуацию в соседних странах, находит решения по укреплению военного сотрудничества, которое отвечают ее интересам и интересам партнеров.
Разумеется, особое значение
в плане военно-технического сотрудничества
для России имеют контракты со
странами, входящими в ОДКБ. Контакты
с этими странами позволили сохранить
кооперационные связи между оборонно-
Для решения антитеррористических задач и при вторжении крупных банд применяются коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) в Центрально-Азиатском регионе. К настоящему времени в составе коллективных сил числятся девять батальонов от России, Казахстана и Киргизии, численность которых составляет около 4 тысяч человек.
Россия, наряду с Китаем и США, в настоящее время останется одной из стран с развитым ОПК, которая самостоятельно производит и продает практически все системы вооружений. При этом российский ОПК участвует в нескольких международных проектах. Примером тому является участие совместно с Украиной в разработке военно-транспортного самолета Ан-70, совместно с Индией в производстве противокорабельных ракет "БраМос" и создании самолета пятого поколения. Есть также соглашение по кооперационной программе между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Роскосмосом по созданию многоразового космического корабля "Клипер", полномасштабный макет которого был представлен на салоне МАКС-2005.
Расширение взаимодействия
между странами СНГ позволило
сделать значительные шаги в деле
военного сотрудничества стран Черноморского
бассейна. В апреле 2001 года в Стамбуле
представители шести государств
региона – Болгарии, Грузии, России,
Румынии, Турции и Украины – заключили
соглашение о создании Черноморской
военно-морской группировки
В целом Россия за последние годы упрочила свои позиции на постсоветском пространстве и оптимизировала многосторонние и двусторонние контакты в военной и военно-технической сфере.
Распад СССР произошел мирно и добровольно. Представители республик, составивших в 1922 г. Советский Союз, договорились в Беловежской пуще о роспуске союза. Президент СССР вскоре после этого добровольно подал в отставку. Он передал символы верховной власти – ядерный чемоданчик и Кремлевскую резиденцию - президенту России.
Российская Федерация с самого
начала признала новые государства
в границах, совпадавших с
В первое десятилетие становления новой России (1990-е гг.) страна была сосредоточена на решении своих внутренних проблем, а во внешней политике – на выстраивании отношений с Западом. Российской Федерации было крайне важно сохранить правопреемство по отношению к СССР (и Российской империи), место в Совете Безопасности ООН, полный контроль над ядерным потенциалом СССР. Для того, чтобы занять на международной арене нишу бывшего СССР, Москва приняла на себя ответственность за долги Союза и взяла под контроль его активы и воинские формирования, расположенные за рубежом.
Государства, возникшие на месте бывшего СССР, оставались реально на периферии внешней политики РФ. Появившийся в момент распада СССР термин «ближнее зарубежье» обозначал не временный характер независимости новых государств, как подозревали на Западе, а отражал переход от отношения к бывшим республикам как к окраинам единой страны к отношению к ним как к подлинно суверенным государствам. Политическая и психологическая адаптация потребовала нескольких лет. Поворотным пунктом стал «большой договор» с Украиной (1997 г.), закрепивший нынешнюю российско-украинскую границу. Фактически этот договор стал окончательным признанием со стороны Москвы независимости Украины.
Созданное в момент роспуска СССР
Содружество независимых
СНГ способствовал смягчению – в том числе в общественном сознании – шока от распада СССР. Между бывшими республиками сохранялась открытость границ. Вплоть до 1993 г. денежной единицей стран СНГ являлся российский рубль. Сохранялись значительные российские дотации на энергоносители и сырье, поставляемые новым независимым государствам. Россия использовала механизмы СНГ для тушения – силами российской армии и усилиями российской дипломатии - этнических конфликтов, вспыхнувших в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Карабахе, в Таджикистане. В то же время эффективность собственно структур СНГ, исполняемость решений организации оставались крайне низкими.
Во втором десятилетии (2000-е гг.) Россия стала проводить более прагматический курс в отношении соседей. Термин «ближнее зарубежье» выпал из оборота. Москва сосредоточилась в основном на содействии экспансии российского капитала, проецировании политического влияния, закреплении культурного присутствия на территории новых государств. На смену идеи империи пришла идея России - великой державы.
Информация о работе Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ