Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:28, реферат

Краткое описание

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.

Оглавление

Введение. 3
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Заключение. 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

геополитика.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

- приступить к разработке и реализации крупных инвестиционных проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта,  исследований космоса, нацеленных на реализацию конкурентных преимуществ России и государств-участников СНГ. Обозначить лидирующую роль России в их финансировании.

2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции.

 

Объективная необходимость  в интеграционном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в миграционной политике обусловлена рядом системообразующих факторов.

Во-первых, общностью стран Содружества, основанной на существовавших длительное время и сохранившихся в современный период исторических, экономических, культурных, социальных др. связях между  постсоветскими государствами.

Во-вторых, это сотрудничество стран СНГ, основу которого составляют единые цели экономического развития и проблемы демографии и занятости населения.

В-третьих, это создание и совершенствование правовых и институциональных механизмов межгосударственного сотрудничества в данной сфере.

Эти факторы в целом  определяют движение миграционных потоков  на постсоветском пространстве, где  основная доля иммигрантов являются выходцами из государств СНГ и  только около 10% прибывают в регион из стран так называемого «дальнего  зарубежья». Количественные показатели  в отношении эмигрантов составляют соответственно 72% и 28 %.

Базовой движущей силой миграции на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) является социально экономическая мотивация, носящая многоплановый характер.

Именно трудовая миграции, имеющая широкомасштабный характер, оказывает заметное влияние на социально-экономическое  и политическое развитие государств – участников СНГ и затрагивает  практически все слои общества.

В настоящее время ситуация такова, что основные потоки мигрантов  на территории Содружества устремлены в Российскую Федерацию. В докладе  ООН "Мониторинг населения мира" отмечается, что Россия, в которой  сейчас проживает 12,1 млн. иммигрантов, находится по этому показателю на втором месте после США.

Основными факторами, определяющими  высокую миграционную привлекательность  Российской Федерации, являются:

- выгодное географическое  положение Российской Федерации,  занимающей 42 % общей площади Европы и 29 % территории всей Азии и имеющей государственную границу (включая морскую) протяженностью около 60 000 км;

- высокий уровень контактности  большинства участков российских  границ как совокупности условий  и факторов, благоприятствующих  трансграничному сообщению, развитию  взаимовыгодных экономических, культурных  и иных связей с сопредельными  странами;

- наличие на территории  Российской Федерации регионов, имеющих сходные с рядом зарубежных  стран, прежде всего приграничных, геоклиматические условия и этнокультурные  традиции населения при более  высоком уровне (потенциале) социально – экономического развития;

- относительно благоприятная  визовая политика, реализуемая Российской  Федерацией, действующий безвизовый  и упрощенный порядок въезда  на ее территорию для граждан  и лиц без гражданства из  большинства государств – участников СНГ и некоторых других зарубежных стран;

- исторически сложившаяся  социокультурная близость населения  Российской  Федерации  и государств, ранее входивших  в состав  бывшего СССР, отсутствие серьезных проблем у выходцев из этих стран в адаптации к российской языковой и социальной среде;

-  сложная социально – политическая обстановка и экономические проблемы (высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда и т. д.) в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР;

-  большая емкость рынка труда иностранной рабочей силы в ряде отраслей экономики Российской Федерации из-за естественной убыли собственного трудоспособного населения.

2.3. Сотрудничество таможенных  органов РФ и стран СНГ

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование  находится в ведении Российской Федерации и заключается в  установлении порядка и правил, при  соблюдении которых лица реализуют  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации, а также  исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные  острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых  государства-участники таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы  находящихся в исключительных экономических  зонах и на континентальных шельфах  государств-участников таможенного  союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении  которых государства-участники таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного  союза.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган  — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К  компетенции этого международного органа относится создание условий  для унификации таможенных правил и  используемых для таможенных целей  документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления  валютного контроля таможенными  службами стран-участниц Содружества.

Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней  политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными  службами государств ближнего зарубежья.

К настоящему времени создана  договорно-правовая база в отношении  обмена предварительной информацией. В частности, Российской Федерацией подписаны двусторонние протоколы  с Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Молдова, с таможенными  службами которых разработаны и  подписаны необходимые технические  условия обмена предварительной  информацией. Соответствующая работа проводится и с таможенными службами государств - участников СНГ, включая  Армению, Таджикистан и другими. В то же время российская делегация  отметила, что в связи с созданием  Таможенного союза информационный обмен предварительной информацией  между Беларусью, Казахстаном и  Россией будет осуществляться в  рамках статьи 42 Таможенного кодекса  Таможенного союза и Соглашения о представлении и об обмене предварительной  информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, подписанного главами правительств Таможенного  союза 21 мая 2010 года.

Лидирующая роль Российской Таможенной службы сохраняется в  профильной подготовке кадров для таможенных служб на пространстве СНГ на базе Российской таможенной академии, которая  осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации таможенных работников от 23 ноября 1994 года. Российская таможенная академия (РТА) является региональным базовым центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ.

2.4. Военно-техническое  сотрудничество.

 

Россия в последние  годы стремиться расширить военные  контакты со странами, входящими в  ОДКБ и развивать двусторонние отношения  с остальными странами на постсоветском  пространстве. Здесь у России есть преимущества перед США, ЕС и НАТО. Западные страны готовы выделять средства только стабильным режимам, где расход денег будет строго контролироваться. Многие постсоветские страны этого  гарантировать не хотят, а возможно и не могут. Россия, хорошо зная ситуацию в соседних странах, находит решения  по укреплению военного сотрудничества, которое отвечают ее интересам и  интересам партнеров.

Разумеется, особое значение в плане военно-технического сотрудничества для России имеют контракты со странами, входящими в ОДКБ. Контакты с этими странами позволили сохранить  кооперационные связи между оборонно-промышленными  комплексами государств, обеспечить вооружением и военной техникой национальные воинские формирования в  составе коллективных сил быстрого развертывания на льготных условиях. В рамках ОДКБ к настоящему времени  существуют две войсковых группировки: Восточноевропейская (российско-белорусская) и Кавказская (российско-армянская). Около года ведутся консультации и переговоры о создании Южной  группировки войск.

Для решения антитеррористических задач и при вторжении крупных  банд применяются коллективные силы быстрого реагирования (КСБР) в Центрально-Азиатском  регионе. К настоящему времени в  составе коллективных сил числятся девять батальонов от России, Казахстана и Киргизии, численность которых  составляет около 4 тысяч человек.

Россия, наряду с Китаем и  США, в настоящее время останется  одной из стран с развитым ОПК, которая самостоятельно производит и продает практически все  системы вооружений. При этом российский ОПК участвует в нескольких международных  проектах. Примером тому является участие  совместно с Украиной в разработке военно-транспортного самолета Ан-70, совместно с Индией в производстве противокорабельных ракет "БраМос" и создании самолета пятого поколения. Есть также соглашение по кооперационной программе между Европейским  космическим агентством (ЕКА) и Роскосмосом  по созданию многоразового космического корабля "Клипер", полномасштабный  макет которого был представлен  на салоне МАКС-2005.

Расширение взаимодействия между странами СНГ позволило  сделать значительные шаги в деле военного сотрудничества стран Черноморского  бассейна. В апреле 2001 года в Стамбуле представители шести государств региона – Болгарии, Грузии, России, Румынии, Турции и Украины – заключили  соглашение о создании Черноморской военно-морской группировки оперативного взаимодействия.

В целом Россия за последние  годы упрочила свои позиции на постсоветском  пространстве и оптимизировала многосторонние и двусторонние контакты в военной  и военно-технической сфере.

 

3. Россия и СНГ:  развитие отношений и перспективы.

 

Распад СССР произошел мирно  и добровольно. Представители республик, составивших в 1922 г. Советский Союз, договорились в Беловежской пуще о роспуске союза. Президент СССР вскоре после этого добровольно  подал в отставку. Он передал символы  верховной власти – ядерный чемоданчик и Кремлевскую резиденцию -  президенту России.

Российская Федерация с самого начала признала новые государства  в границах, совпадавших с административными  границами союзных республик  – несмотря на то, что за пределами  этих границ оказалось около 25 млн. этнических русских, в ряде случаев  проживавших компактно на обширных территориях. Особенно тяжело стояли вопросы  об Украине, Крыме, Севастополе, Черноморском флоте. Российское руководство воздержалось от претензий в отношении Украины, чтобы избежать конфликта с республикой, еще обладавшей частью советского ядерного арсенала.

В первое десятилетие становления  новой России (1990-е гг.) страна была сосредоточена на решении своих  внутренних проблем, а во внешней  политике – на выстраивании отношений  с Западом. Российской Федерации  было крайне важно сохранить правопреемство по отношению к СССР (и Российской империи), место в Совете Безопасности ООН, полный контроль над ядерным  потенциалом СССР. Для того, чтобы  занять на международной арене нишу бывшего СССР, Москва приняла на себя ответственность за долги Союза  и взяла под контроль его активы и воинские формирования, расположенные  за рубежом.

Государства, возникшие на месте  бывшего СССР, оставались реально  на периферии внешней политики РФ. Появившийся в момент распада  СССР термин «ближнее зарубежье» обозначал  не временный характер независимости  новых государств, как подозревали  на Западе, а отражал переход от отношения к бывшим республикам  как к окраинам единой страны к  отношению к ним как к подлинно суверенным государствам. Политическая и психологическая адаптация  потребовала нескольких лет. Поворотным пунктом стал  «большой договор» с Украиной (1997 г.), закрепивший нынешнюю российско-украинскую границу. Фактически этот договор стал окончательным признанием со стороны Москвы независимости Украины.

Созданное в момент роспуска СССР Содружество независимых государств (СНГ) с самого начала стало не площадкой  для реинтеграции новых государств вокруг бывшей метрополии, а, наоборот, инструментом совместного выхода из имперского состояния и фактором становления новых государств, укрепления их независимости. Согласившись на формат равноправного тесного общения  без жестких обязательств, Россия фактически помогла новым государствам встать на ноги.  

СНГ способствовал смягчению –  в том числе в общественном сознании – шока от распада СССР. Между бывшими республиками сохранялась  открытость границ. Вплоть до 1993 г. денежной единицей стран СНГ являлся российский рубль. Сохранялись значительные российские дотации на энергоносители и сырье, поставляемые новым независимым  государствам. Россия использовала механизмы  СНГ для тушения – силами российской армии и усилиями российской дипломатии - этнических конфликтов, вспыхнувших  в Приднестровье, Абхазии, Южной  Осетии, Карабахе, в Таджикистане. В  то же время эффективность собственно структур СНГ, исполняемость решений  организации оставались крайне низкими.

Во втором десятилетии (2000-е гг.) Россия стала проводить более  прагматический курс в отношении  соседей. Термин «ближнее зарубежье» выпал  из оборота. Москва сосредоточилась  в основном на содействии экспансии  российского капитала, проецировании  политического влияния, закреплении  культурного присутствия на территории новых государств. На смену идеи империи пришла идея России - великой  державы.

Информация о работе Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ