Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:28, реферат

Краткое описание

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.

Оглавление

Введение. 3
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Заключение. 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

геополитика.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный  университет»

 

Региональный центр повышения  квалификации и переподготовки кадров

 

Кафедра социологии и политологии

 

 

Контрольно-курсовая работа

по дисциплине "Геополитика"

на тему:

 

«Основные направления  сотрудничества России и многих стран  СНГ»

 

 

 

 

 

Выполнила:                    ______________   ст.гр. 760381в Кулакова Е.А.

 

Руководитель работы:    ______________  доц. Баженов А.М.

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

Содержание.

 

Введение. 3

1. Стратегии взаимодействия  России со странами СНГ. 6

2. Основные направления  сотрудничества России и стран  СНГ. 9

2.1. Торгово-экономическое  сотрудничество России со странами  СНГ. 9

2.2. Сотрудничество  в сфере трудовой миграции. 11

2.3. Сотрудничество  таможенных органов РФ и стран  СНГ 13

2.4. Военно-техническое  сотрудничество. 15

3. Россия и СНГ:  развитие отношений и перспективы. 17

Заключение. 23

Список использованных источников 24

 

 

Введение.

 

Крушение Советского Союза  повлекло за собой серьезные потрясения, которые не могли не коснуться  и научного мира в новообразованных независимых государствах. Каждая страна, в силу различий в экономическом  развитии, пережила подобные изменения  по-разному. Но общее все же сохранилось: богатый научный, культурный и человеческий потенциал, главенствующая роль государства  и централизованных научно-исследовательских  организаций, таких как Академии Наук, давние научные и культурные связи с Европой в целом  и с Францией в частности. Все  эти факторы объясняют особое внимание, которое Дирекция по Международным  Связям НЦНИ уделяет этим странам.

НЦНИ рассматривает европейский  научный мир в качестве широкого научного сообщества, распространяя  свою деятельность от стран европейского научного пространства до восточных  соседей Европейского союза и  вплоть до республик Закавказья и  независимых государств Центральной  Азии. Активно участвуя в международном  сотрудничестве в рамках Седьмой  Рамочной Программы Европейского Союза, НЦНИ развивает международное научное  и технологическое сотрудничество между Европейским Союзом и их восточными соседями, будь то региональные программы ERANET, либо соглашения о научном  сотрудничестве ЕЭС с такими странами, как Россия и Украина.

Что касается двустороннего  международного сотрудничества, первой задачей НЦНИ является углубление научных  связей между Францией и Россией. За последние десять лет, Россия прочно удерживает седьмое место по количеству научных публикаций в международных  научных изданиях. Четверть всех публикаций является плодом совместной работы российских и европейских ученых, причем Франция  в списке совместных публикаций занимает второе место вслед за Германией. В свою очередь Россия занимает седьмое  место в мире по совместным публикациям  с учеными, работающими в подразделениях НЦНИ.

С одной стороны НЦНИ стремится  поддерживать тесное сотрудничество с  Российской Академией Наук, своим  традиционным партером, а с другой - укреплять и расширять связи  с высшими учебными заведениями  России, обладающими высоким научным  потенциалом. Соглашения о международном  сотрудничестве, заключенные в последние  годы с Российским Фондом Фундаментальных  Исследований и Российским Гуманитарным Научным Фондом позволяют осуществлять эффективное совместное финансирование российских научных групп, принимающих  участие в совместных научных  структурах. В своей стратегии  НЦНИ уделяет традиционное внимание таким наукам, как математика, физика, науки о Вселенной, где между  Францией и Россией существуют давние тесные связи. В последнее время  много новых проектов развивается  в области химии, инженерных наук, а также в области гуманитарных и общественных наук, которые являются важным инструментом для понимания  процессов, протекающих на пост советском  пространстве. Также НЦНИ уделяет  большое внимание сотрудничеству в  таких современных областях, как  нанонауки и биотехнологии, проявляет  глубокий интерес к общественно  значимым проблемам, а именно исследованиям  по проблемам изменения климата  Земли, изучению серьезных патологий  человека, расширяет свое сотрудничество в зонах научного и технологического развития, таких как Западная Сибирь.

Другой важной задачей  НЦНИ является упрочение научных  связей с такими странами-соседями Европейского Союза, как Белоруссия, Украина и Молдавия. С этой целью  НЦНИ развивает инструменты структурного сотрудничества, которые могли бы расширить уже существующие научные  связи, а именно - интеграцию ученых этих стран в европейские проекты, расширение уже существующих проектов о сотрудничестве с Россией.

Третьей важной целью является налаживание сотрудничества с Кавказскими  странами (Арменией, Азербайджаном, Грузией) и странами Центральной Азии (Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном  и Туркменистаном). В этой связи  основной акцент направлен на активизацию  обмена учеными с последующим  переходом на более высокий уровень  сотрудничества и реализацию совместных проектов, особенно в области гуманитарных наук.

 

1. Стратегии взаимодействия  России со странами СНГ.

 

Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя  более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение  в реформировании экономики, обладая  наиболее емким рынком, оказывает  наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся  взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые  решения российских властей откликаются  усиленным эхом - от «шоковой» терапии  и обмена денежных купюр до удавшейся  и неудавшейся приватизации.

Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического  развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских  государствах формировались не без  российского идейного влияния.

Если анализировать экономические  стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались  крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с  Украиной и Белоруссией, тогда как  наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.

В течение 1992-1993 гг. Россия заключили  двусторонние соглашения о свободной  торговле с большинством независимых  государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым  этапом этих отношений стало подписанное  в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое  знаменует переход от двустороннего  к многостороннему сотрудничеству.

Следующим важным шагом в  реализации экономической стратегии  России можно считать подписанное  в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем  к нему присоединились Киргизия и  Таджикистан.

В декабре 1998 года была подписана  Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно  считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а  в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы  Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.

Новым этапом многостороннего  межрегионального сотрудничества стало  учреждение 10 октября 2000 г. Республикой  Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и  Республикой Таджикистан международной  организации «Евразийское экономическое  сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация  была создана для эффективного продвижения  процесса формирования Договаривающимися  Сторонами Таможенного союза  и Единого экономического пространства, а также реализации других целей  и задач, определенных в соглашениях  о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и  гуманитарной областях.

Целью создания интеграционного  объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с  Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.

При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение  стран в ЕврАзЭС является в  перспективе не только более прочным, но и более демократичным. Более  того, ЕврАзЭС соответствует критериям  и постулатам теории интеграции. Интерес  в этом отношении представляет определение  интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также  используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально  отделенными субъектами достигаются».

ЕврАзЭС будет эффективнее  ранее существовавших совместных экономических  формирований, так как страны-участники  перешли на стандартную международную  процедуру принятия решений: число  голосов, принадлежащих той или  иной стране, должно соответствовать  той доле, которую она внесла в  бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у  Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.

 

2. Основные направления  сотрудничества России и стран  СНГ.

2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ.

 

К настоящему времени как  в России, так и в рамках СНГ  приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления  внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической  политики в регионе.

Согласно Концепции внешней  политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения  с каждым из государств Содружества  на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые  проявляют готовность к этому, развиваются  отношения стратегического партнерства  и союзничества. Мы последовательно  придерживаемся рыночных принципов  в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной  предпосылкой для продвижения современных  форм интеграции на пространстве Содружества.

В ноябре 2008 года одобрена Стратегия  экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия – комплексный  документ, представляющий собой систему  согласованных государствами –  участниками СНГ взглядов на общие  цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения  Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника  системы международных экономических  отношений. В настоящее время  завершается работа над планом мероприятий  по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.

Страны СНГ - это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь  машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать  транзитный потенциал России и стран-партнеров.

К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества  на предстоящий период можно отнести  формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:

- продолжать работу по  совершенствованию нормативной  правовой базы сотрудничества, дальнейшей  либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана  и элементов единого экономического  пространства;

- предложить странам Содружества  эффективные антикризисные программы,  а возможно и антикризисные  кредиты, направленные на минимизацию  последствий влияния кризиса  на реальный сектор экономики,  финансовую и банковскую сферы; 

- активизировать участие  российских предпринимателей в  приватизационных процессах в  странах СНГ, в том числе  в Украине, Белоруссии (промышленные  и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации  банковской сферы), и с этой  целью обеспечить отечественному  бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);

- эффективно использовать  как важное конкурентное преимущество  транспортный и транзитный потенциал  Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным  географическим положением. Речь  идет о развитии системы трубопроводного  транспорта для расширения рынка  сбыта энергоносителей, о создании  международных транспортных коридоров  для приближения регионов, в первую  очередь приграничных, к международным  рынкам сырья, товаров и услуг;

Информация о работе Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ