«Новый курс» Ф.Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 05:14, курсовая работа

Краткое описание

Острая борьба по вопросу об оценке реформ «Нового курса» развернулась и в американской исторической науке. Многие историки того времени считают, что историческое развитие Америки идет по пути неуклонного развития и расширения либеральной традиции и прогрессивного приспособления капитализма к потребностям общественного развития. Одно из центральных мест в этом процессе они как раз и отводят «Новому курсу» Ф. Рузвельта.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики
1.2 Границы вмешательства государства в экономику
1.3 Инструментарий государственного регулирования
2. Основные мероприятия «Нового курса»
2.1 Идеология Реформ
2.2 I этап «Нового курса»
2.3 II этап «Нового курса»
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение
3.1 Итоги «Нового курса»
3.2 Значение «Нового курса»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая новый курс рузвельта.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     Сам Рузвельт придавал этому закону очень  большое значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом».

     Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года. Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений. Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получали право на коллективную защиту. С целью добиться «классового мира», положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции» за рабочими признавалось не только право объединения в профессиональные союзы, но и заключения коллективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы. В то же время американские монополии не забывали о своих интересах: они предписывали в кодексах фиксировать уровень зарплаты минимальным, а продолжительность рабочей недели — максимальной. После введения таких кодексов общий уровень зарплаты снизился.

     Несмотря  на то, что сначала НИРА был воспринят  американскими деловыми кругами  с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития «Нового курса» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Рузвельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил. Представители крупного бизнеса критиковали НИРА с позиций идеалов свободы частной предпринимательской деятельности и видели в нем почти «государственный социализм»; мелкие предприниматели считали, что НИРА ослабляет их позиции в конкурентной борьбе с монополиями. В 1935 г. сторонников оказалось меньше, чем противников, и 27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, хотя регулирующая роль государства во многом сохранилась.

     2)Второй  важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 — 1914 гг. В их числе:

  1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. 
    За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию,  средства,  которые мобилизовались засчет налога на компании,  налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу. К моменту введения такой меры 
    существовавшие цены на зерно делали более выгодным его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали   вместо дров и угля.
  2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

     3. Инфляционные меры. Правительство  получало право девальвировать  доллар, ремонетизировать серебро,  выпустить на 3 млрд. долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение  этого закона в жизнь привело  к тому, что запахали 10 млн. акров  засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо убитых животных превращали в удобрения1. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Так, в 1934 г. США поразили жесточайшая засуха и песчаные бури, что существенно сократило урожай. Таким образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе — доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом. Однако около 10% всех ферм (600 тыс.) разорились и были проданы с молотка. Меры, предусмотренные законом о регулировании сельского хозяйства, прежде всего затрагивали мелкие фермерские хозяйства, так как крупные фермеры могли сокращать посевы за счет малоплодородных земель, компенсируя эти потери улучшением обработки хороших земель, покупкой сельскохозяйственных машин и удобрений, добиваясь повышения производительности и увеличения получаемых продуктов.

Президент и Конгресс взялись за решение  проблемы безработицы. Законом был  создан Гражданский корпус консервации (по начальным буквам английского алфавита — ССС). Все одинокие неработающие мужчины от 17 до 25 лет должны были трудиться в ССС. Они жили в палатках, работая под присмотром офицеров армии, проходя тут же начальную военную подготовку. Им платили 30 дол. в день, из которых 22 тут же отсылались родным. Они в основном были заняты строительством дорог, лесонасаждениями, разбивкой парков и т.п. Эти работы не имели первостепенной важности, но они дали возможность занять (до 1941 г.) более 3 млн. человек, выведя из городов легко возбудимых и недовольных жизнью молодых людей. Кроме ССС, была организована Администрация гражданских работ (СВА), которая в течение двух месяцев предоставила работу 4 млн.человек. Министерство внутренних дел руководило еще одной организацией — Администрацией общественных работ(ПВА). Она получила 4 млрд. дол. на 34 тыс. проектов, над которыми трудились около 3 млн.человек. Строились дороги, мосты, аэродромы, гавани и т.п. В 1935 г. была создана Администрация работ по развитию (ВПА) под руководством Г.Гопкинса, который контролировал фактически все общественные работы. До 1941 г. ВПА сумела занять  8 млн.человек, в том числе многочисленных представителей творческой интеллигенции. На упреки, что он кормит бездельников, Гопкинс отвечал:»Голод не тема для дискуссий». ВПА потратила 5 млрд.дол. на строительство 600 аэродромов, 650 тыс. миль дорог, 110 тыс. школ, больниц, библиотек и прочих сооружений. Творческая интеллигенция получила работу по росписи государственных зданий, во вновь созданных оркестрах, театрах и т.п.

     К числу мер по борьбе с безработицей относился закон о создании Управления долины Теннеси (ТВА), принятый в 1933г. Он предусматривал строительство ряда плотин и гидроэлектростанций на территории семи южных штатов. К  недовольству местных энергетических компаний регион получил средства борьбы с наводнениями и дешевую электроэнергию. Возрос его экономический потенциал и были заняты многие безработные. Наконец, Конгресс принял закон о Федеральной администрации экстренной помощи (ФЕРА), по которому отпускалось 500 млн. дол. на организацию общественных работ местным властям и помощь продовольствием, одеждой одиноким старикам,, больным и инвалидам. Но меры по борьбе с безработицей заработали гораздо позже. Мы можем проследить что, пик безработицы пришел на середину 30-ых годов, он был на достаточно высоком уровне более 20%. Далее идет постепенное снижение и постепенно количество безработных стабилизируется и принимает значения в районе 5-6%. (см рисунок 1) 

     

     Рисунок 1 — Безработица в США в 1910–60 гг, года Великой депрессии (1929–1939) выделены 

     В 1933 г. и позже были приняты законы о других видах помощи. В частности, созданы органы по защите мелких домовладельцев, по электрификации ферм, государственному строительству жилья и др. Все  они означали косвенное вмешательство государства в социально-экономические отношения, а частично — и прямое, создавая в ряде случаев открытый вызов частному бизнесу. Одновременно эти виды бизнеса, особенно тресты и крупные банки, получали от государства огромные средства на активизацию своей деятельности. Это потребовало больших  денежных затрат, и Конгресс под энергичным нажимом президента отошел от давней традиции демократов не увеличивать, а сокращать государственные расходы. Естественно, поднимать налоги и пошлины, чтобы получить эти средства, в условиях кризиса было невозможно, и тогда, следуя примеру Европы, правительство сознательно пошло на увеличение государственного долга. В 1932 г. он составлял 18,7 млрд.дол., а в 1938 г. — уже 34 млрд.

     Мероприятия «Нового курса» потребовали увеличения государственного аппарата, и его численность к концу 30-х годов удвоилось.

 

      2.3 II этап «Нового курса». 

     Усилия  правительства Рузвельта принесли первые плоды. Были заметны признаки оживления экономики, разрядилась  напряженность в обществе, ослабло давление народных масс. Этим воспользовались консервативные силы — те элементы буржуазии разных слоев, которые испугались вмешательства государства в «частную жизнь бизнеса». Оказалось, что настроения «твердого индивидуализма» очень живучи. Их подогревал страх, вызванный успехами планового хозяйства в СССР. Всякие попытки организации экономики казались в этих кругах «социалистическим экспериментом». Пережив испуг во время кризиса, эти элементы при первом же улучшении ситуации в стране перешли в атаку. Их орудием стал Верховный суд США. Его члены в большинстве своем были назначены еще республиканскими президентами. Их средний возраст составлял 72 года. Они охотно подвергли ревизии новое законодательство.

     В мае 1935 г. суд решил, что закон  о НИРА противоречит Конституции страны на том основании, что он нарушает права штатов и ограничивает междуштатную торговлю. Закон был отменен в январе 1936 г. Верховный суд признал неконституционным ААА, так как Конгресс, приняв его, якобы вышел за рамки своих полномочий. Всего за период 1933-1936 гг. Верховный суд отверг таким способом 12 решений Конгресса и правительства, тогда как за все предыдущее свое существование   с 1787 г. — не более 60. Возмущенный Рузвельт начал «войну» с судом. Он попытался ослабить его, предложив дополнить его состав 6-ю новыми членами. Это было еще не виданное покушение на Конституцию, и даже многие сторонники президента не одобрили такого предложения. Конгресс отклонил его. В прессе усилились разговоры о «диктаторстве» президента. Рузвельт отступил. Правда, к 1945 г. ему удалось заменить все-таки 7 из 9 судей. Их средний возраст снизился до 57 лет. Президент, казалось, вообще охладел к новому законодательству, но вскоре предложил ряд новых мер. Инициатором их был рабочий класс.

     В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

     В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению.

     Не  менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

     Рабочее законодательство 30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих.

     На  втором этапе проведения «Нового  курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. — 4,9, а в 1938 г. — еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация по реализации общественных работ, возглавляемая Г.Гопкинсом. К началу 1936 г. общественными работами было занято 3,5 млн. человек.

     В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа.

     На  этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.

     Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали  его одной из самых прогрессивных  страниц истории США.

«Обвал» 1936 г. Положение самого президента к  этому времени было нелегким. Борьба с Верховным судом не только не принесла ему лавров, а, напротив, увеличила  число его врагов. Верховный суд  занял гибкую позицию, подтвердив конституционность  закона Вагнера и других мер «Второго нового курса». Ошибкой Ф.Рузвельта было проявление открытой враждебности к усиливающимся выступлениям рабочих. Он осудил «сидячие забастовки».

     Между тем выросла серьезная угроза «справа», со стороны консервативных сил, которые решили дать президенту и его политике решительный отпор на выборах. Центром оппозиции стала республиканская партия. Она выдвинула кандидатом в президенты способного политика губернатора Канзаса А.Лендона, прозванного «канзасским Кулиджем». Его поддерживали многие богатые люди — Р.Херст, Э.Меллон и др. Республиканцы вели избирательную кампанию под лозунгами:»Америка в опасности, спасем ее институты!» и «Против диктаторства Рузвельта!». Программа республиканцев критиковала "Новый курс" как нарушение американских традиций и предлагала ослабить государственное вмешательство в социально-экономическую сферу.

Информация о работе «Новый курс» Ф.Рузвельта