Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основ германской геополитической школы, того, как трактовали термин «геополитика» немецкие ученные, специализирующиеся на данном вопросе. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
изучить «Органическую школу» Ф. Ратцеля и определить ее место в германской геополитической школе;
познакомиться с деятельностью Р. Челлена – автора категории «геополитика»;
рассмотреть теорию «континентального блока», ее автор К. Хаусхофер.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...
4
«ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА» ФРИДРИХА РАТЦЕЛЯ И ЕЕ МЕСТО В ГЕРМАНСКОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………..
6
РУДОЛЬФ ЧЕЛЛЕН – АВТОР КАТЕГОРИИ «ГЕОПОЛИТИКА»……………………………………………..
15
ТЕОРИЯ «КОНТИНЕНТАЛЬНОГО БЛОКА И ЕЕ АВТОР КАРЛ ХАУСХОФЕР…………………………………
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..
По мнению Ратцеля, вымирание диких народов происходит в случае самоуничтожения и под влиянием высшей культуры. Обе эти причины действуют вместе.
Таким образом, распространение культуры представляется ему самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном шаре, которое ведет к более полному осуществлению единства человеческого рода [6, с. 65].
Ратцель как антропограф ставит своей задачей узнать человечество во всех его частях в том виде, в каком оно живет в настоящее время. Однако предпочтение он отдавал географическому положению, климату и почве. Вокруг них вращаются интересы народов. Государство у него – «живой организм, укорененный в почве». В государстве отражается объективное осмысление народом этой данности. Все это выражается в политике, вбирающей в себя географические, демографические и этнокультурные признаки нации. Но наиболее важным политико-географическим фактором в становлении государства является пространство. В «Политической географии» он утверждает, что государства – это пространственные явления, управляемые и оживляемые этим пространством, и описывать, сравнивать, измерять их должна география. Понимание государства как живого, пространственного, укорененного в почве организма – главная мысль в теории Ратцеля. Отсюда видно, что пространственная экспансия государства выступает как естественный процесс, подобный росту живого организма, о чем в свое время писал основатель органической школы в социологии Г. Спенсер. Пространство, по Ратцелю, есть жизненное пространство, геобиосреда, которая дает народу жизненную энергию. Иначе говоря, это жизненное непрерывное тело проживающего на нем этноса: характеристики государства развиваются из характеристик народа и почвы. Наиболее важные характеристики государства – размеры, местоположение и границы. Далее следуют типы почв вместе с растительностью, ирригация и, наконец, соотношения с остальными конгломератами земной поверхности, в первую очередь с прилегающими морями и незаселенными землями. Но когда говорят о «нашей стране», к этому добавляется все то, что человек создал, и все связанные с землей воспоминания. Так географическое понятие превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории.
Пространство в концепции
У Ратцеля мы видим истоки важной (особенно в наше время) концепции «мировой державы». Он первым высказал идею, что большие страны стремятся к максимальной географической экспансии, рамки которой выходят на планетарный уровень. Отсюда, по его мнению, Германия должна стремиться к объединению континентальных государственных пространств и стать континентальной державой. В книге «О законах пространственного роста государств» Ратцель формулирует семь законов экспансии:
Рост государств Ратцель считает «всеобщей, универсальной тенденцией. Развитие контактов людей, обмен, торговля – это прелюдия к установлению политического контроля государства, над новыми колонизируемыми территориями». Торговля и война у него – две формы, две стадии в процессе территориального государства.
Исследования Ратцеля – исходная теоретическая база для многих его последователей, и в первую очередь для Р. Челлена и К. Хаусхофера. То есть можно говорить о том, что все предположения Ратцеля использовались, особенно в гитлеровской Германии, так как существовала преемственность нацистской геополитики [8, с. 125].
Второй крупной фигурой в европейской геополитике начала XX века был шведский ученый и политический деятель Юхан Рудольф Челлен. В теорию геополитики он вошел как создатель одной из первых моделей «континентального блока» - германо-нордического союза во главе с Германской империей.
Термин «геополитика», или «географическая политика», был впервые употреблен именно Рудольфом Челленом (1864-1922 гг.), развившим идеи Ратцеля. В наиболее известной своей работе «Великие державы» и ряде других он предлагает концепцию геополитики как научной дисциплины в системе политических наук, изучающих «государство как географический организм в пространстве», наряду с другими дисциплинами, изучающими влияние на государство хозяйственного, демографического, социального и собственно властного, политического, факторов.
В состав геополитики по Челлену входит топополитика - изучающая давление на государство его внешнего окружения, морфополитика - изучающая геометрическую форму государственной территории и ее удобство, и физиополитика - изучающая состав территории, ее естественные ресурсы и т.д.
Геополитические факторы, наряду с хозяйственными, демографическими и формой государственного правления, являются важнейшими в возникновении мощи государства (одно из центральных для ранней геополитики понятий), силы, без которой государство обречено на гибель. Челленом разработана также концепция «великих держав», которые он делил на просто великие и «мировые державы», каждая из которых обладает большой мощью и имеет достоинства и недостатки своего геополитического положения, стремясь эти недостатки устранить в ходе геополитического противостояния. Так, для России характерны большое расширение территориальная монолитность, но при этом у нее ограничена свобода перемещения, ее доступ к теплым морям ограничен. Отступая от «биологизаторства», Челлен в своих работах уделял большое внимание не только территориальному «телу» государства, но и его народной «душе». Тем самым им были намечены две линии в развитии геополитической мысли - основанная на примате территориального фактора и географическом детерминизме и основанная на первенстве свойств «геополитических субъектов» - народов.
Основной тезис Челлена: государство – живой организм. Этот тезис он развивает в своей главной работе «Государство как форма жизни». В частности, он пишет, что государство – не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойственен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование, или живое существо [9, с. 236].
Челлен разделял точку зрения Ратцеля о том, что почва и государство – единое целое. Но пангерманист идет дальше своего учителя. В работе «Государство как форма жизни» ученый анализирует анатомию силы и ее географические основы. Он полагает, что необходимо сочетать пять взаимосвязанных между собой элементов политики. Как система государство состоит из следующих важнейших жизненных сфер:
До основателей геополитики о трех важнейших факторах в истории любого народа и государства уже говорили Монтескьё и особенно Конт. Но немецко-шведские геополитики значительно дополнили и систематизировали их. Кроме физико-географических признаков, государство, по мнению Челлена, проявляет свою суть в четырех других формах:
Эти характеристики государства совместно с физико-географической, по Челлену, «образуют пять элементов одной и той же силы подобно пяти пальцам на одной руке, которая трудится в мирное время и сражается в военное».
Челлен развил идеи Ратцеля о биологической
или органицистской сущности государства.
На его взгляды большое влияние оказали
переход капиталистического способа производства
от свободной конкуренции к государственно-
Если в биологической системе Ратцеля государство выступает как организм низшего типа, находящийся на одном уровне с водорослями и губками, то, по Челлену, государства, как их наблюдают в истории, являются, подобно людям, чувствующими и мыслящими существами. Отсюда он делает вывод о том, что назначение (сущность) всякого организма состоит «в борьбе за существование», а государства как «наиболее импозантные формы жизни» также должны развиваться в соответствии с правилами «борьбы за существование». Если Ратцель считал, что государство связано с определенным участком земли, из которого оно «высасывает пищу», то Челлен идет уже к «борьбе за существование», вводит теорию естественного отбора, то есть стоит на позициях социального дарвинизма. Но «борьба за существование» у него является борьбой за пространство. И большие государства расширяют свое пространство за счет малых стран. Жизнеспособность государства, где пространство ограничено, подчинена категорическому политическому императиву: расширить свою территорию путем колонизации, объединения или различного рода завоеваний. Здесь имеет место не стихийный инстинкт завоевания, а естественный и необходимый рост в целях самосохранения.
Войны ведутся для того, чтобы давать «излишним» народным массам работу и хлеб. А правительства сильных государств не имеют свободного выбора. Они подчинены суровому закону необходимости, который повелевает им заботиться о благополучии своих ближних за пределами границ. Другими словами, войны сопровождают рост государственного организма, и люди бессильны перед этими фактами. Борьба за пространство для развития государственного организма подчиняется вечным законам природы.
И при «неизбежном росте
Итак, геополитика у Челлена выступает как наука, исследующая фундаментальные качества пространства, связанные с землей и почвой, изучающая способы создания империи, происхождения стран и государственных территорий.
Автор термина «геополитика» считал, что на основе глубокого изучения отдельного государства могут быть сформулированы самые общие принципы и законы, соответствующие всем государствам во все времена. Ведущим принципом является сила государства. И делает вывод, что сила – более важный фактор для поддержания существования государства, чем закон, так как тот поддерживается только силой. В силе он находил еще одно доказательство своего тезиса, что государство – живой организм. И если закон вводит нравственно-рациональный элемент в государстве, то сила дает ему естественный органический импульс.
Челлен утверждал, что есть цель сама по себе, организация же преследует цель улучшения жизни своих граждан, их материального и духовного прогресса. Это, безусловно, открытое противопоставление своих взглядов либеральным идеям, широко распространенным в Европе в конце XIX – начале XX вв. Суть взглядов либералов сводилась к тому, что роль государства они видели в качестве «пассивного полицейского», а у Челлена оно активно преследует поставленную цель.
Ученый отказался от разделения предметов на «неодушевленные объекты», выступающие как фон, и «человеческие субъекты», выступающие в качестве деятелей. Автор дефиниции «геополитика» довел до логического конца тезис Ратцеля о «континентальном государстве», образцом которого для него была Германия. Она у Челлена – пространство, обладающее осевым динамизмом, и призвана объединить вокруг себя другие европейские державы. Отсюда и его утверждение вслед за Ратцелем, что интересы Германии равны интересам близлежащих государств Европы, но противоположны интересам Франции и Англии [12].