Геополитика: предмет, структура, категории и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Изучение политики особенно актуально для современной России, переживающий период трансформации общественно-политической системы и становления демократических политических институтов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ГЕОПОЛИТИКА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ.
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. АНТИНОМИЯ РАВЕНСТВА И СОБОДЫ
4. РУССКАЯ ШКОЛА ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Политология Контрольная.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

       Антиномия равенства и свободы

       Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

       В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

       Равенство - один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства.

       При решении проблемы справедливости перед  любым политиком так или иначе встает вопрос о свободе и равенстве, правах и обязанностях человека и гражданина. Ключевое место здесь занимает идея личной свободы. Она выступает как источник и права, и нравственности. Сам факт утверждения гражданского начала тесно связан с упрочением идеи свободы личности. Максимум гражданской свободы обеспечивает максимум нравственной свободы. Вместе с тем, как подчеркивал Ф.М.Достоевский, если исповедовать свободу без внутреннего самоограничения, она ведет к распущенности. Свобода личности имеет смысл лишь в соотнесенности с чем-то другим, о ней как о ценности можно говорить лишь в отношениях между людьми. С этой точки зрения свобода составляет важную, но не единственную сущностную характеристику человека. Будучи разумно-нравственным существом, человек, живя и действуя, не только преследует собственные эгоистические цели и интересы, но сознательно руководствуется сверхличными, стоящими над ним началами и законами. Сверхличными, потому что отдельно взятый индивид немыслим вне общества и общественных связей. Человек, взятый сам по себе, не может быть мерой всех вещей. Он может выступать лишь как существо нравственно-разумное, руководствующееся основополагающими морально-этическими нормами и установками, составляющими некую невидимую ось, обеспечивающую сущностное единство общества.

       В данном контексте, как отмечал А. Камю, «абсолютная свобода — это насмешка над справедливостью. Абсолютная справедливость — это отрицание свободы. Животворность обоих понятий зависит от их взаимного самоограничения. Никто не сочтет свой удел свободным, если он в то же время несправедлив, и справедливым — если он не свободен». Самый что ни на есть совершенный и справедливый политический порядок содержит предписания и запреты, призванные так или иначе ограничивать противоречащие установленным правовым нормам действия граждан путем применения или угрозы применения насилия, т.е. ограничения свободы. В то же время социальная справедливость, построенная на уравнении всех и вся, при одновременном игнорировании свободы волеизъявления личности может привести прямо к противоположному. Достаточно вспомнить, что именем справедливости, равенства и иных благородных ценностей было совершено немало преступлений, в том числе и в нашей стране. Ради достижения иллюзорной справедливости тоталитаризм, например, на деле узаконил самую вопиющую несправедливость. Суля людям чудеса социально-экономического, политического и нравственного прогресса, он вынудил людей смириться с чудовищными преступлениями.

       Вечная  антиномия между идеалом и  реальностью постоянно самовоспроизводится, поскольку реальность не может быть статичной, неизменной, раз и навсегда утвердившейся. Всякая идеальная конструкция создается путем экстраполяции количественных переменных и параметров наличного состояния на будущее, которое имеет собственную систему детерминаций, приоритетов и предпочтений. В данном контексте легче понять принципиальную невозможность разрешения антиномии между свободой и равенством. Обе эти категории представляют собой идеалы, желательные для большинства людей, но практически недостижимые. Теоретическое допущение полной реализации идеала свободы предполагало бы ущемление равенства и, наоборот, полная реализация идеала равенства - ущемление свободы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. РУССКАЯ ШКОЛА ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 

       Правовые  и политические учения в России прошли развитие в несколько этапов:

  1. 11 - 17 вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.
  2. Конец 17 - первая четверть 19 в.
  3. Вторая четверть 19 в. - октябрь 1917 г.
  4. Октябрь 1917 г. - начало 90-х гг., коммунистический.

       Характерные черты российской политической мысли:

       преобладание  крайностей радикализма и консерватизма;

       односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма  и консерватизма, неприятие либерализма;

       тесная  взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и  концепций;

       своеобразие набора и содержания поставленных и  решаемых вопросов;

       чрезмерная  идеализация и мифизация прошлого - консерваторами, будущего - радикалами;

       недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

       1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

       Дальнейшее  развитие политические идеи Древней  Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть  временных лет" (1113 г.).

       Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла  в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в  начале 16-го в.

       По  этой теории история человечества представляется как история великих всемирных  государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано  неверными - турками; третьим Римом  стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".

       2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

       Феофан  Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных  феодалов.

       Одним из первых идеологов русской буржуазии  был Т. Посошков (1665 - 1726).

       В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления  в развитии политической мысли:

  • идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;
  • политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.
  • Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов (1733 - 1790), доказывавший "химерность" равенства и новаций.

       Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.

       Вершиной  критицизма крепостного права в  России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).

       3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:

  • обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;
  • критика деспотизма в организации государственной власти;
  • необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;
  • поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

       Важнейшими  представителями идеологии либерализма  в первой половине 19-го века стали  Н. С. Мордвинов (1754 - 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 - 1839).

       Дальнейшее  развитие общественно-политической мысли  в России связано с движением  декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).

       Этот  этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим  социализмом, распространением марксистских идей:

  • критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;
  • ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;
  • огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение.

       Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 - 1870), В. Г. Белинский (1811 - 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889)

       Идеи  революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).

       4 этап - коммунистический.

       После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась  только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в  наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.

       В рамках научного коммунизма рассматривались  некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый  характер.

       С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс  классической и неоклассической  политической мысли.

       Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие  идейно-политические течения:

       Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:

  • классический либерализм. Чичерин В. Н.;
  • социализированный либерализм. Новгородцев П. И.
  • Консерватизм (идеология славянофильства):
  • реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С., Победоносцев К. П.;
  • реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я., Соловьев В. С.

       Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма  сложились:

  • большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;
  • анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л,
  • социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

       Таков общий, далеко не полный обзор истории  политической мысли. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает  все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации  политики; определяет основные тенденции  и закономерности, действующие в  политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых  установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического  прогнозирования, базирующихся на теоретическом  видении проблемы, а также на результатах  эмпирических исследований. Предметом  политологии являются закономерности-тенденции  и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные.

Информация о работе Геополитика: предмет, структура, категории и функции