Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:40, контрольная работа
Изучение политики особенно актуально для современной России, переживающий период трансформации общественно-политической системы и становления демократических политических институтов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ГЕОПОЛИТИКА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ.
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. АНТИНОМИЯ РАВЕНСТВА И СОБОДЫ
4. РУССКАЯ ШКОЛА ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Антиномия равенства и свободы
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
Равенство - один из основных, наряду со свободой, идеалов справедливого общественного устройства.
При решении проблемы справедливости перед любым политиком так или иначе встает вопрос о свободе и равенстве, правах и обязанностях человека и гражданина. Ключевое место здесь занимает идея личной свободы. Она выступает как источник и права, и нравственности. Сам факт утверждения гражданского начала тесно связан с упрочением идеи свободы личности. Максимум гражданской свободы обеспечивает максимум нравственной свободы. Вместе с тем, как подчеркивал Ф.М.Достоевский, если исповедовать свободу без внутреннего самоограничения, она ведет к распущенности. Свобода личности имеет смысл лишь в соотнесенности с чем-то другим, о ней как о ценности можно говорить лишь в отношениях между людьми. С этой точки зрения свобода составляет важную, но не единственную сущностную характеристику человека. Будучи разумно-нравственным существом, человек, живя и действуя, не только преследует собственные эгоистические цели и интересы, но сознательно руководствуется сверхличными, стоящими над ним началами и законами. Сверхличными, потому что отдельно взятый индивид немыслим вне общества и общественных связей. Человек, взятый сам по себе, не может быть мерой всех вещей. Он может выступать лишь как существо нравственно-разумное, руководствующееся основополагающими морально-этическими нормами и установками, составляющими некую невидимую ось, обеспечивающую сущностное единство общества.
В данном контексте, как отмечал А. Камю, «абсолютная свобода — это насмешка над справедливостью. Абсолютная справедливость — это отрицание свободы. Животворность обоих понятий зависит от их взаимного самоограничения. Никто не сочтет свой удел свободным, если он в то же время несправедлив, и справедливым — если он не свободен». Самый что ни на есть совершенный и справедливый политический порядок содержит предписания и запреты, призванные так или иначе ограничивать противоречащие установленным правовым нормам действия граждан путем применения или угрозы применения насилия, т.е. ограничения свободы. В то же время социальная справедливость, построенная на уравнении всех и вся, при одновременном игнорировании свободы волеизъявления личности может привести прямо к противоположному. Достаточно вспомнить, что именем справедливости, равенства и иных благородных ценностей было совершено немало преступлений, в том числе и в нашей стране. Ради достижения иллюзорной справедливости тоталитаризм, например, на деле узаконил самую вопиющую несправедливость. Суля людям чудеса социально-экономического, политического и нравственного прогресса, он вынудил людей смириться с чудовищными преступлениями.
Вечная
антиномия между идеалом и
реальностью постоянно
4.
РУССКАЯ ШКОЛА ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ
Правовые и политические учения в России прошли развитие в несколько этапов:
Характерные черты российской политической мысли:
преобладание крайностей радикализма и консерватизма;
односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;
тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;
своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;
чрезмерная
идеализация и мифизация
недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.
1 этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (11 в.). В своем труде "Слово о Законе и Благодати" он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.
Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377 г.), Новгородская (14 в.), Ипатьевская (15 в.), "Повесть временных лет" (1113 г.).
Главной идеей политической мысли Руси 15-го века - величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории "Москва - третий Рим", разработанной монархом Филофеем в начале 16-го в.
По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными - турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, "а четвертому не быти".
2 этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.
Феофан Прокопович (1681 - 1736) и В. Н. Татищев (1686 - 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.
Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 - 1726).
В эпоху "просвещенного абсолютизма", связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:
Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.
Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева (1749 - 1802).
3 этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:
Важнейшими
представителями идеологии
Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев (1795 - 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 - 1826).
Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:
Виднейшие
представители российского
Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 - 1876), П. Л. Лавров (1828 - 1900), П. Н. Ткачев (1844 - 1885), Г. В. Плеханов (1856 - 1918).
4 этап - коммунистический.
После революции октября 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении - марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС.
В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.
С начала 90-х годов 20-го века в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.
Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения:
Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В. К началу 20-го века на его базе сформировались:
Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу 20-го века на базе радикализма сложились:
Таков
общий, далеко не полный обзор истории
политической мысли. Политические проблемы
продолжают существовать, жизнь порождает
все новые и новые политические
явления и процессы, а значит,
и социальная значимость политической
науки возрастает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политология
раскрывает природу, факторы формирования,
способы функционирования и институционализации
политики; определяет основные тенденции
и закономерности, действующие в
политической сфере общества, стратегические
приоритеты и на этой базе способствует
выработке долгосрочных целевых
установок и перспектив развития
политических процессов, показывает политику
как борьбу за власть и ее удержание,
формы и методы властвования; вырабатывает
методологию политического
Информация о работе Геополитика: предмет, структура, категории и функции