Геополитика: предмет, структура, категории и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Изучение политики особенно актуально для современной России, переживающий период трансформации общественно-политической системы и становления демократических политических институтов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ГЕОПОЛИТИКА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ.
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. АНТИНОМИЯ РАВЕНСТВА И СОБОДЫ
4. РУССКАЯ ШКОЛА ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Политология Контрольная.docx

— 57.71 Кб (Скачать)

       Функции геополитики

       Геополитика как научная дисциплина имеет  многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противостоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции. Наиболее важные из них познавательная, или  гносеологическая, прогностическая, управленческая, идеологическая.

         Познавательная функция связана прежде всего с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, изменением различных явлений, процессов, событий. В научном познании геополитической жизни чаще всего пользуются совокупностью теоретических знаний из жизни государств, стран, народов, используя методы сравнения, аналогий, экстраполяции, но также широко применяют и эмпирические исследования. Они обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о геополитической действительности.

       Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования – теоретические, эмпирические - проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или погашения.

       Управленческая  функция геополитики проявляется прежде всего в сборе анализе эмпирической информации, выработке конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оптимального объема информации, без должного ее анализа, выводов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, да и вообще руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни. Итак, управленческая функция геополитики конкретно проявляется в том, что ее прикладная часть напрямую участвует в подготовке, разработке практических рекомендаций для управления геополитическими событиями, формирования, руководства.

       Идеологическая  функция геополитики так же многогранна, как и предыдущие. Сама по себе эта дисциплина долгие десятилетия была яблоком идеологического раздора и считалась в СССР лженаукой, идеологией империализма, фашизма, оправдывающей агрессивные устремления высокоразвитых стран к мировому господству. Это действительно было и есть. Эта сторона геополитики носила и носит чисто апологетический характер. Геополитика часто выступает на практике как адвокат сильных мира сего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ 

       Национально-государственные  интересы — это совокупность исторически  сложившихся в едином государственном  пространстве общих интересов.

       Национальные  интересы — это осознанные потребности  государства, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней  угрозы и внутренних беспорядков, экологических  катастроф и т.д.

       Сам термин “национальный интерес” пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение “государственного  интереса”. Национальные интересы понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не сколько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. Западные политологи не испытывают особых затруднений в  использовании такого понятия, как  “национальный интерес”. По умолчанию  национальный интерес предстает  как обобщающий интерес, который  снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. Говорить сегодня о существенных различиях в основополагающих ценностях  гражданского общества индустриально  развитых стран не приходится. Граждане в нем вполне достигают рационально  мотивированного взаимопонимания, т.е. взаимопонимания, свободного от чьего-либо господства. Подразумевается, что представители  гражданского общества, независимой  общественности оказывают влияние  на государственную политику. Внутренние задачи, частные интересы граждан  имеют приоритет при формировании внешнеполитического курса. Национальные интересы в такой интерпретации  включают в этот курс такие параметры, как приобретение ресурсов и повышение материального благосостояния населения. “Что хорошо для граждан, то хорошо для государства” — таков принцип подхода к национальным интересам в странах с развитым гражданским обществом.

       В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка  в понимании национальных интересов  России.

       В России, где находится в начале становления гражданское общество, где осуществляется переход от традиционалистских структур к современным, идейно-политического  консенсуса по вопросу национальных интересов нет. Продолжаются поиски цивилизационной идентичности, что  вызывает острую и болезненную борьбу между западниками-либералами (“атлантистами”) и славянофилами-государственниками (“евразийцами”). В фокусе этой борьбы стоит вопрос: “Кто является субъектом  национального интереса?” Первые считают Россию европейской страной  и выделяют универсальное цивилизационное  преимущество Запада. Следование в  русле западноевропейской политики отвечает, по их мнению, национальным интересам. Гражданское общество они считают  субъектом, определяющим содержание национальных интересов. Исходя из этого, высший интерес  состоит в проведении экономической  реформы, которая сделает Россию богаче и свободнее.

       Другая  часть политического спектра  идентифицирует Россию как евразийскую  страну и резко дистанцируется от либерального понимания национальных интересов. Для этой части национальные интересы обусловлены, в первую очередь, задачами сохранения и укрепления государственности. Именно государство обладает несомненным  приоритетом при формировании внешнеполитического  курса. Здесь “национальный интерес” приравнивается к “государственному”. Обеспечение государственной безопасности непосредственно связывается с  программой усиления государственного регулирования экономики. Высший национальный интерес для них — возрождение России и ее державного величия.

       Россия  никогда не существовала как этническое государство, и сегодня им не является, однако абсолютное большинство государств постсоветского пространства ориентированы  на построение этнических государств.

       Россия  исторически складывалась как союз этносов, культур, земель, основу которого составляла общая цель, скрепленная  общегосударственными ценностями и  интересами. Последние не отрицали многообразия этнических интересов  населяющих ее субъектов, не фиксировали  факт превосходства одной национальности над другой. Напротив, обстоятельства порождали формирование политического  единства этносов. Это нашло отражение  в том, что ряд общих условий  при этническом многообразии предопределило в качестве национального интереса “всемерное укрепление государства  как организующего начала, призванного  обеспечить территориальную целостность  и внешнюю безопасность и выработать адекватные формы сосуществования  различных национально-этнических, религиозных и культурных общностей. Вот почему исторически сложившиеся  национальные интересы России стали  преимущественно интересами государственными”  1(С. Кортунов).

       Национально-государственные  интересы России по своему содержанию и формам проявления не являлись идентичными  на конкретно-исторических этапах ее развития. Менялись ориентиры, ценности, идеалы, механизмы и методы их достижения, что сказывалось на существенном понимании и осуществлении взаимосвязи  общества, государства и личности. В зависимости от приоритета отдельного элемента этой триады выстраивались  и формировались определенные интересы социальных субъектов. Скажем, превалирование роли государства вело к значительному  ущемлению собственно общественных интересов и главное — интересов отдельных личностей. Государственные интересы ставились выше всех иных интересов, что порождало “имперский” характер России, ее великодержавность.

       В настоящее время в России, заявившей  о переходе к правовому государству  и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства  являются единой системой национальных интересов. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, которые  в свою очередь не являются чем-то вторичным, второстепенным. Концепция  национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г., зафиксировала, что  на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении  конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение  демократии, достижение и поддержание  общественного согласия, повышение  созидательной активности населения  и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности  России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов  и поддержании правопорядка, в  развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

       Концепция национальной безопасности определяет национально-государственные интересы России также в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной области, духовной жизни  и культуре. Например, во внутриполитической сфере эти интересы состоят в  обеспечении гражданского мира, национального  согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и др.

       Важнейшими  задачами являются укрепление российской государственности, совершенствование  и развитие федерализма и Устного  самоуправления. Осуществление конституционного принципа народовластия требует  обеспечения согласованного Функционирования и взаимодействия всех органов государственной  власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы  России. Это обеспечивается конституционным  принципом разделения властей, установлением  более четкого функционального  распределения полномочии между  государственными институтами, укреплением  федеративного устройства России путем  совершенствования ее договорных отношении  с субъектами Российской Федерации  в рамках их конституционного статуса. Главная цель защиты российского  федерализма — не допустить трансформации  федеративных отношений в конфедеративные.

       Приоритет во внешней политике отдается обеспечению  безопасности и целостности как  социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической  и политической независимости государства, развитию отношений России с ведущими государствами мира, всестороннему  сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, а также полноправному участию  России в мировых, европейских и  азиатских экономических и политических структурах.

       В целом к числу важнейших национально-государственных  интересов России можно отнести  следующие:

       — завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ “реорганизация” постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;

       — дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация  отношений России и НАТО;

       — предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в  пространстве бывшего СССР;

       — включенность в мирохозяйственные  связи на максимально выгодных для  национальной экономики условиях.

       В новой Стратегии национальной безопасности России, от от 12 мая 2009 г., национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:

  • в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  • в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
  • в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

       Внутренние  и внешние суверенные потребности  государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через  стратегические национальные приоритеты. 
 
 
 
 
 

    1. СОЦИАЛЬНОЕ  РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК  ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. АНТИНОМИЯ  РАВЕНСТВА И СОБОДЫ

Информация о работе Геополитика: предмет, структура, категории и функции