Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:40, контрольная работа
Изучение политики особенно актуально для современной России, переживающий период трансформации общественно-политической системы и становления демократических политических институтов.
ВВЕДЕНИЕ
1. ГЕОПОЛИТИКА: ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ.
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
3. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. АНТИНОМИЯ РАВЕНСТВА И СОБОДЫ
4. РУССКАЯ ШКОЛА ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Функции геополитики
Геополитика
как научная дисциплина имеет
многообразные связи с жизнью
отдельного государства, союза государств,
противостоящих блоков. Она отражает
объективные связи и
Познавательная функция связана прежде всего с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, изменением различных явлений, процессов, событий. В научном познании геополитической жизни чаще всего пользуются совокупностью теоретических знаний из жизни государств, стран, народов, используя методы сравнения, аналогий, экстраполяции, но также широко применяют и эмпирические исследования. Они обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о геополитической действительности.
Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследования – теоретические, эмпирические - проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или погашения.
Управленческая функция геополитики проявляется прежде всего в сборе анализе эмпирической информации, выработке конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оптимального объема информации, без должного ее анализа, выводов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, да и вообще руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни. Итак, управленческая функция геополитики конкретно проявляется в том, что ее прикладная часть напрямую участвует в подготовке, разработке практических рекомендаций для управления геополитическими событиями, формирования, руководства.
Идеологическая
функция геополитики так же многогранна,
как и предыдущие. Сама по себе эта дисциплина
долгие десятилетия была яблоком идеологического
раздора и считалась в СССР лженаукой,
идеологией империализма, фашизма, оправдывающей
агрессивные устремления высокоразвитых
стран к мировому господству. Это действительно
было и есть. Эта сторона геополитики носила
и носит чисто апологетический характер.
Геополитика часто выступает на практике
как адвокат сильных мира сего.
2.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
Национально-
Национальные
интересы — это осознанные потребности
государства, определяемые экономическими
и геополитическими его отношениями,
культурно-историческими
Сам
термин “национальный интерес” пришел
в российскую политологию из западной
англоязычной политической литературы,
в которой он имеет значение “государственного
интереса”. Национальные интересы понимают
преимущественно как интересы государственные,
поскольку западные страны представляют
собой мононациональные государства
(не сколько в этническом аспекте,
сколько в социальном). Нация представляет
двуединство гражданского общества
и государства. Западные политологи
не испытывают особых затруднений в
использовании такого понятия, как
“национальный интерес”. По умолчанию
национальный интерес предстает
как обобщающий интерес, который
снимает противоречие между интересами
государства и гражданского общества.
Говорить сегодня о существенных
различиях в основополагающих ценностях
гражданского общества индустриально
развитых стран не приходится. Граждане
в нем вполне достигают рационально
мотивированного
В
отечественной же политологии выявляются
расхождения принципиального
В
России, где находится в начале
становления гражданское
Другая
часть политического спектра
идентифицирует Россию как евразийскую
страну и резко дистанцируется от
либерального понимания национальных
интересов. Для этой части национальные
интересы обусловлены, в первую очередь,
задачами сохранения и укрепления государственности.
Именно государство обладает несомненным
приоритетом при формировании внешнеполитического
курса. Здесь “национальный интерес”
приравнивается к “государственному”.
Обеспечение государственной
Россия никогда не существовала как этническое государство, и сегодня им не является, однако абсолютное большинство государств постсоветского пространства ориентированы на построение этнических государств.
Россия
исторически складывалась как союз
этносов, культур, земель, основу которого
составляла общая цель, скрепленная
общегосударственными ценностями и
интересами. Последние не отрицали
многообразия этнических интересов
населяющих ее субъектов, не фиксировали
факт превосходства одной
Национально-
В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, которые в свою очередь не являются чем-то вторичным, второстепенным. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г., зафиксировала, что на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства.
Концепция
национальной безопасности определяет
национально-государственные
Важнейшими
задачами являются укрепление российской
государственности, совершенствование
и развитие федерализма и Устного
самоуправления. Осуществление конституционного
принципа народовластия требует
обеспечения согласованного Функционирования
и взаимодействия всех органов государственной
власти, жесткой вертикали
Приоритет
во внешней политике отдается обеспечению
безопасности и целостности как
социально-экономической, политической,
национально-исторической и культурной
общности, с защитой экономической
и политической независимости государства,
развитию отношений России с ведущими
государствами мира, всестороннему
сотрудничеству и интеграции в рамках
СНГ, а также полноправному участию
России в мировых, европейских и
азиатских экономических и
В
целом к числу важнейших
—
завершение процесса становления России
в нынешних границах как современного
российского государства, т.е. выгодная
для РФ “реорганизация” постсоветского
пространства и создания вокруг него
пояса дружественных
— дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;
— предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
— включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.
В новой Стратегии национальной безопасности России, от от 12 мая 2009 г., национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются:
Внутренние
и внешние суверенные потребности
государства в обеспечении
Информация о работе Геополитика: предмет, структура, категории и функции