Геополитика Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель состоит в том, чтобы на основе политологического анализа выявить место экстремизма в религиозной сфере как серьезной угрозы безопасности России в Северокавказском регионе, всесторонне исследовать понимание его опасности в обществе, предложить обоснованные направления, формы и способы борьбы государства и других социальных институтов с этим общественным злом.

Файлы: 1 файл

геополитика.docx

— 202.00 Кб (Скачать)

     В исламе на Северном Кавказе, Дагестане  существует серьезный потенциал  клерикализма, понимаемого как тенденция к достижению политических и иных нерелигиозных целей религиозными средствами. Такое положение дел является питательной средой для политического экстремизма и радикализма, внешне принимающего мусульманские религиозные формы и, возможно, антироссийскую направленность.

     Исламский радикализм на Северном Кавказе неоднороден: имеются как экстремистское течение, не идущее ни на какой компромисс, так и умеренный, бытовой радикализм. Если с первым надо вести бескомпромиссную борьбу, в том числе и насильственными методами, то со вторым надо пойти на диалог, найти общие точки соприкосновения.

 

     

     Рисунок 3.5 – Взрыв заминированного автомобиля в Дагестане 1999 г. 

     Возможная легитимизация умеренного исламского радикализма в республике и перевод решения противоречий между сторонниками исламского радикализма и традиционного ислама, в том числе и суфизма, из военно-политической в религиозно-теологическую плоскость может способствовать снятию накопившегося потенциала радикализации всего спектра исламистских движений и предотвращению их выхода на ультрарадикальные позиции. 
 

 

      Заключение 

     Итак, Северный Кавказ – самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. Здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. Именно здесь радикальный этнический национализм и экстремизм в религиозной сфере обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям местного населения.

     Материалы исследования курсовой работы дают основания сделать мне следующие выводы.

     Во-первых, являясь одной из важных категорий политологии, экстремизм представляет собой общественное явление, сущность которого состоит в радикальной деятельности субъектов социальной деятельности, субъектов социальных отношений, основанной на приверженности к гипертрофированию, крайним оценкам условий, в которых эта деятельность происходит. Как правило, такой экстремизм не идет на уступки противной стороне, не применяет тактику диалога. Следовательно, говорить об экстремизме применительно к религиозным объединениям можно тогда, когда их деятельность проявляется в форме противоправных экстремистских действий, а именно направлена на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни и т.д.

     Во-вторых, экстремистская деятельность религиозных объединений представляет собой единство и противоречивость общего и особенного, сущностного и несущностного, главного и второстепенного, устойчивого и изменчивого, внутреннего и внешнего. Поэтому возникает важная методологическая проблема структуризации экстремизма в религиозной сфере и, прежде всего на основе их классификации.

     В-третьих, экстремизм в религиозной сфере проявляется, прежде всего, в странах с исторически сложившейся религиозной традицией и практикой как ответная реакция на нововведения. Источником экстремизма в религиозной сфере часто выступает проблема, порожденная фанатичным религиозным обществом, – это ложное представление о том, что там, где есть религия, человеку не нужен разум.

     В-четвертых, религиозное сознание все активнее участвует в формировании субъективных, ценностно-мотивационных, эмоционально-психологических предпосылок экстремистского поведения, что предполагает изучение религиозной ситуации.

     В-пятых, экстремистская деятельность религиозных объединений на Северном Кавказе угрожает конституционному строю, территориальной целостности, всей системе безопасности региона и страны [11, C. 178].

     Кавказ  должен рассматриваться как приоритетное направление внешней и внутренней политики России. Предпосылки этого заключаются в том, что он является ключевой стратегической территорией для обеспечения национальной безопасности России на южных рубежах, а для проведения последовательной международной политики в Ближневосточном и Среднеазиатском ареалах. Поэтому геополитически Кавказ является не только южным рубежом России (оборонный полюс), но и самостоятельным поясом распространения российского влияния в мире (полюс влияния). В качестве одного из приоритетных направлений геополитических исследований для современной России является создание глобального междисциплинарного Геополитического Атласа Кавказа, который бы учитывал существующие тенденции, исторические прецеденты, потенциальные модели развития этноконфессиональных структур Кавказа. Для этого необходимо на основе геополитической методологии проанализировать разнообразную информацию этнополитического, конфликтологического, религиоведческого толка, проанализировать органическую, социальную, культурную, этконфессиональную и криминальную связь народностей, населяющих Кавказа, с жизнью и функционированием диаспор, находящихся как на территории России, так и за ее пределами. В этой перспективе необходимо разработать карту диаспор, которые этнически принадлежат к символическому пространству кавказской геополитики. Особое значение следует уделить изучению структуры религиозного опыта кавказских народов, диалектики соотношения экзотерических догм и эзотерических культов (тарикаты, вирды, духовные школы), а также изучению родоплеменной структуризации с учетом клановых, тайповых и иных особенностей.

     Сегодня следует оказать экстремизму  в религиозной сфере общегосударственное противодействие, разработать и практически реализовать единую наступательную политику, включающую комплекс правовых, политических, экономических, социальных, организационных и других мер, нацеленных на устранение причин и условий, способствующих возникновению и осуществлению экстремистской деятельности религиозных объединений, снижению его активности и локализации последствий его проявлений. 
 

 

      Список использованных источников 

  1. Аксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических процессов // Известия ВУЗов. Северокавказский регион. Общественные науки. – 1998. – №2. – С. 9 – 12
  2. Актуальные проблемы всеобщей истории. «Кавказ в геополитике великих держав». Каф. сб. №1. – Махачкала, 2000
  3. Военно-политическая обстановка в зоне Южного Федерального округа России // Журнал теории и практики евразийства. -2000. – №12. – С. 24–58.
  4. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М., Геополитика Кавказа. М., «Международные отношения», 2001, C 462.
  5. Геополитика современности и геостратегия России. – М: Росспен, 1996.
  6. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. – Харьков -1997. – С. 20 – 21.
  7. Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей / Северокавказское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Вып. 1. Отв. ред. В.В. Черноус. – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001.
  8. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль: Монография. – Ростов – н/Д. – 1999. – С. 81.
  9. Малышева Д.Б. Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ. – М., 1997
  10. Мацнев А.А. Этнополитические конфликты и проблемы геополитики // Вопросы национальных и федеративных отношений. – М.: РАГС, 1997. - С. 158–173.
  11. Межэтническое взаимодействие на Юге России: проблемы и пути решения в условиях социальной трансформации: Сборник статей по материалам третьей региональной научно-практической конференции. Ставрополь, 20 июня 2003 г. // Под ред. Б.Д. Иванникова, А.В. Панкратова, Г.А. Копылова. – Москва – Ставрополь: ИСПИ РАН, 2003. – C.194.
  12. Османов Г.Г. Современный Дагестан: Геополитическое положение и международные отношения. – Махачкала, 1999
  13. Цымбурский В.Л. Геополитика как мировидение и род занятий. // ПОЛИС. – 1999. – №4.
  14. Черноус В.В., Цихоцкий С.Э. Кавказский вопрос как геополитическая проблема: история и современность. // Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственные интересы России. Ростов н/Д., 1999. С. 16.

Информация о работе Геополитика Кавказа