Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:31, курсовая работа
Цель состоит в том, чтобы на основе политологического анализа выявить место экстремизма в религиозной сфере как серьезной угрозы безопасности России в Северокавказском регионе, всесторонне исследовать понимание его опасности в обществе, предложить обоснованные направления, формы и способы борьбы государства и других социальных институтов с этим общественным злом.
Отношение к | русским | татарам | азербайджанцам | евреям | чеченцам |
Верующие | 0,91/0,2 | 70/5,1 | 60,2/14,5 | 34,5/15,1 | 34,8/21,5 |
Неверующие | 0,88/1,1 | 61,2/7,6 | 46/29,9 | 28,7/8,2 | 24,7/18,8 |
Установившиеся взаимоотношения конфессий и государства оцениваются гражданами тоже достаточно терпимо. Так, отделение церкви от государства одобряют 68,6% неверующих и 44,4% верующих (из которых 42,8% православных и 32% мусульман). Не вызывают тревоги и результаты опросов по проблеме взаимоотношения конфессий. Так, положительно относятся к православию 60,4% мусульман и лишь 2,8% испытывают отрицательное отношение. Положительно относятся к исламу 29,8% русских (отрицательно -13,7%) и 31,7% православных (при отрицательном отношении 17,6%). Иными словами по результатам опросов мусульмане оказываются в среднем вдвое толерантнее православных. По данным Центра социологических исследований МГУ, религиозность ни к какой определенной политической ориентации, тем более радикальной, среднего гражданина не приводит.
Изложенное, несомненно, верно, если рассматривать данную проблему лишь через призму нравственной парадигмы мировых религий безотносительно к конкретным политическим ситуациям, движениям, конфликтам. В то же время в реальном мире политические, экономические, территориальные и другие конфликты приобретают особую остроту, если в них проявляется религиозная составляющая, наиболее часто возникающая в поликофессиальных государствах. Политические интересы начинают определять формы религиозных движений, характер истолкования тех или иных религиозных установок. Политические нормы в свою очередь получают религиозное обоснование, своеобразное «божественное» санкционирование. Особо наглядно это прослеживается в деятельности радикальных религиозных движений, в которых религиозная жизнь начинает рассматриваться как политическая деятельность, а политическое движение – как религиозно-доктринальное.
Наиболее рельефно идеологическая роль религии прослеживается в различных исламских экстремистских движениях, сторонников которых часто называют «фундаменталистами» или «ваххабитами». Следует отметить, что исламские теологи выражают несогласие с использованием понятия «фундаментализм» при характеристике радикальных течений в исламе, ибо идеологи фундаментализма, по собственному убеждению преследуют «священную цель» – возвращение к регулятивным нормам раннего классического ислама, причем в системе «политика – ислам» сакральное начало берет на себя роль источника человеческих законов, выражения духовных и политических ценностей, следовательно, понятия «экстремизм», «терроризм» и др., не вписывающиеся в данный механизм, просто теряют смысл.
Употребление понятия «ваххабиты» в широком смысле слова представляется не совсем корректным, так как на Северном Кавказе ваххабитами называют все группы мусульман, выступающие с критикой региональных особенностей ислама, обычно дополняемого местными обычаями и светскими ритуалами. Как следствие, в ваххабиты зачисляют всех, исповедывающих ислам и выступающих с критикой официального духовенства. Более правильно называть северокавказских ваххабитов салафитами (мусульманские религиозные деятели, которые в различные периоды истории выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины) или как указано выше – фундаменталистами.
Исламские
экстремисты при обосновании
своей радикальной позиции
При
реализации своих идеологических установок
исламские экстремисты
Рисунок 2.3 – Село Знаменское 19.06.05 г.
Под последними понимаются верующие в
Аллаха, отказавшиеся от всех привязанностей,
в том числе близких и
Борьба
с терроризмом на религиозной
основе сложнейшая, многоплановая и актуальная
для Российской Федерации задача общегосударственного
масштаба. Силовой вариант решения проблемы
способен дать лишь кратковременные позитивные
результаты. Для кардинального оздоровления
ситуации нужна кропотливая и прицельная
работа по выявлению и ликвидации факторов,
детерминирующих терроризм на религиозной
основе, а также той питательной среды,
на которой он произрастает. Для уничтожения
этого социального зла необходимо взаимодействие
государственных институтов, общественных
объединений, партий, исламских организаций
и движений, средств массовой информации,
всех законопослушных граждан.
3. О некоторых аспектах
противостояния религиозному
экстремизму в Северокавказском
регионе
Глубокий системный кризис российского общества наиболее остро проявляется в Северокавказском регионе. Высокий уровень безработицы, межнациональная напряженность и вооруженные конфликты, общий спад экономики и кричащее расслоение по уровню жизни актуализировали интерес в обществе к религии. Проблема ваххабизма получила новое звучание после нападения боевиков Хаттаба и Басаева на Дагестан. Факт агрессии, наконец, заставил Москву взглянуть на деятельность ваххабитов глазами представителей традиционного ислама, осудить экстремистскую риторику и практику ваххабитов.
Поскольку теме религиозного экстремизма посвящено множество научных и публицистических работ, хотелось бы заострить внимание на тех аспектах кавказского ваххабизма, которые пока остаются вне фокуса внимания исследователей. В этом плане представляется продуктивным обобщение эмпирического материала по противодействию религиозному экстремизму в Республике Ингушетия. Начало активного внедрения ваххабизма в Ингушетии пришлось на 1993–94 гг. и вызвало обеспокоенность руководства, духовенства и простых мусульман республики. В отличие от соседней Чечни и Дагестана, в Ингушетии ваххабиты не проявляли себя явно и занимались чисто религиозной деятельностью, не афишируя свои политические цели. И только в ходе первой военной операции в Чечне стали проявляться попытки вербовки боевиков в лагеря Хаттаба, Фаттаха и других лидеров ваххабитов.
Анализ социально-политической и религиозной ситуации в республике в 99–2000 годах показывает, что, увлекшись чисто административными мерами, власти и муфтия Ингушетии упускают другие, в данной ситуации, может, и более важные аспекты проблемы [7, С. 76]. Очевидно, такое же положение и в других республиках региона. Рассмотрим эти аспекты:
В
деятельности экстремистских религиозных
сект можно выделить признаки общественно-политической
организации и признаки идейной общности.
Как общественно-политическая организация
ваххабитская секта на Кавказе есть организация
экстремистская, в связи, с чем к ней могут
и должны применяться административные,
правовые, силовые меры, и ведущая роль
здесь, естественно, принадлежит государству.
С другой стороны, эта организация основывается
на идее, а против идеи можно бороться
идеей большей духовной силы, и здесь важнейшую
роль играет духовные лидеры и их авторитет.
С учетом того, что традиционный суфийский
ислам отдает приоритет духовной сфере,
не отрицая, а, позволяя органично включать
самые разные национально-культурные
и государственно-политические идентичности,
он обладает большой нравственной силой
и политической гибкостью при сохранении
главной идеи ислама – служения единому
богу. В этом плане идейная сила традиционного
ислама остается мало востребованной
в силу увлечения духовенства административными
и формальными методами. Именно на уровне
борьбы идей возможно не просто сдерживание
роста религиозного экстремизма в регионе,
но и снижение уровня его радикальности,
чему, к сожалению, уделяется мало внимания.
Можно сказать, что обозначенные некоторые
аспекты борьбы с религиозным экстремизмом
в регионе как теоретической и общественно
– политической проблемы требуют своей
дальнейшей проработки и конкретизации.
Полагаю, что обозначенные аспекты теоретического
и прикладного характера могут придать
определенный импульс в исследовании
этой актуальной для Северокавказского
региона проблемы.
3.1
Религиозно-политический
экстремизм и терроризм
в полиэтноконфессиональном
обществе
В России особая активность исламских радикалов стала отмечаться в конца 80-начала 90-х годов ХХ в. в республиках Северного Кавказа, где ими проповедовались идеи всеобщей исламизации населения. В эти годы наблюдался рост числа приверженцев исламского радикализма в форме ваххабизма, особенно в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих органам власти, создание ими религиозно-политических структур и вооруженных формирований, укрепление контактов с руководителями некоторых экстремистских движений как внутри страны, так и за ее пределами. Последователи «чистого ислама» в Дагестане, а затем и в Чечне, заявляли, что на земле должен действовать только закон Аллаха, а все другие законы, написанные людьми, не подлежат исполнению. И для установления всеобъемлющего божественного закона необходимо объявить джихад.