Геополитический процесс и геополитические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

К исходу первого десятилетия ХХI века в Центральной Евразии окончательно сформировалась новая система международных отношений. Новые государства, возникшие на базе прежних союзных республик Советского Союза, завершили свою интеграцию в мировое сообщество и заявили о себе как субъекты геополитики. Новые государства Центральной Евразии уже обозначили свою геостратегию на ближайшие десятилетия с учетом своих национальных интересов. В этих государствах произошел разрыв с советской моделью развития, но все еще продолжается процесс становления национальной государственности.

Оглавление

Введение 3
1 Геополитика Центральной Евразии 5
2 Формирование геополитических зон России 10
3 Россия и современные геополитические процессы 13
4 Внутренняя геополитика России 16
4.1 Центр и периферия 17
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА 
 
 

Кафедра «Философия» 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Геополитика»

на тему: Геополитический процесс и геополитические отношения. 
 
 

                  Выполнила: студентка гр.ГЗП-3

                                         Курамшина А.Ф.

                                                 (Ф.И.О.)

                  Проверил: д.и.н., профессор

                                    Юсупов Р.Г.

                                                  (Ф.И.О.) 
                   
                   
                   

Уфа-2011

      Содержание 

   Введение                                                                                                               3

1 Геополитика Центральной Евразии                                                                       5

2 Формирование геополитических зон России                                                       10

3 Россия и  современные геополитические процессы                                             13

4 Внутренняя  геополитика России                                                                           16

   4.1 Центр и периферия                                                                                           17

     Заключение                                                                                                           19

     Список  использованной литературы                                                                  21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     К исходу первого десятилетия ХХI века в Центральной Евразии окончательно сформировалась новая система международных отношений. Новые государства, возникшие на базе прежних союзных республик Советского Союза, завершили свою интеграцию в мировое сообщество и заявили о себе как субъекты геополитики. Новые государства Центральной Евразии уже обозначили свою геостратегию на ближайшие десятилетия с учетом своих национальных интересов. В этих государствах произошел разрыв с советской моделью развития, но все еще продолжается процесс становления национальной государственности.

     Вместе  с тем в Центральной Евразии  формируется новая подсистема международных  отношений, где акторы – Таджикистан, Россия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Афганистан, Иран, Пакистан, Индия являются членами или наблюдателями ШОС - региональной организации, которая в перспективе призвана играть важную роль в обеспечении безопасности в азиатском регионе. Важное место в системе геополитических отношений занимает Туркменистан – нейтральная страна с богатейшими энергоресурсами, важным для мировой политики геостратегическим потенциалом. Ведущие глобальные игроки Россия, Китай, США, Евросоюз являются «стержневыми» составляющими новой системы международных отношений и именно эти государства ощутимо влияют на происходящие здесь геополитические процессы. Хотя они и определяют основные векторы международной политики, но все более заметное влияние на ход политических процессов в Центральной Евразии  оказывают региональные игроки - новые государства Центральной Евразии, Иран, Турция, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Япония.

     В процессе формирования территории Российского  государства стабильность исторического  ядра обеспечивалась через поглощение нестабильных геополитических зон и инкорпорацию бывших противников. Россия делала выбор в пользу не бесконечной войны с беспокойным соседом и временного его замирения, а в пользу присоединения этого соседа, его умиротворения во внутриимперском пространстве.

     Первым  русским геополитиком считается  Иван Грозный. При нем были установлены  основные особенности и приоритеты российской геополитики: поглощение нестабильных геополитических зон бывших противников (Казань, Астрахань, Сибирь), борьба за выход к морю (Ливонские войны за Прибалтику, активизация интереса к Белому морю), стали утверждаться традиционалистские принципы в государственной политике, прежде всего консервативный монархизм, соединение православия с самодержавием в рамках народной монархии.

     Геополитическую ситуацию на современном этапе в  Центральной Евразии определяют следующие факторы:

     - растущая экономическая мощь Казахстана, начала   экспорта казахстанского  капитала в центральноевразийские государства и соответственно усиление политического веса в региональных отношениях;

     - сложные таджикистанско-узбекистанские отношения, связанные с нерешенными геополитическими проблемами; 

     - соперничество региональных и внерегиональных сил за энергоресурсы Туркменистана; системный  кризис в Кыргызстане;

     - сложная социально-экономическая ситуация в Таджикистане, демографическая проблема Ферганской долины, высокие темпы внешней миграции трудоспособного населения, эскалация афганского конфликта.  
 
 
 
 
 
 
 

     1 ГЕОПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРАЗИИ 

     Активизировавшаяся  в последнее время сотрудничество важнейших центров силы Евразии - России, Китая и Индии в двустороннем формате и в рамках ШОС, создает на евразийском континенте качественно новую геополитическую реальность. Давние соперники Индия и Пакистан стали наблюдателями в ШОС. В Европе и в Америке не могут не обращать внимание на укрепление нового геополитического клуба, в составе которого в перспективе могут оказаться четыре ядерные державы - Россия, Китай, Индия и Пакистан, а также Иран, имеющий большой политический вес в регионе. На Шанхайском юбилейном саммите 2006 года впервые организация озвучила зону своих интересов и ответственности. Это свидетельствует об окрепшей роли ШОС в глобальной системе безопасности – в системе договоренностей по обеспечению стабильности.  ШОС сделала первые шаги по налаживанию сотрудничества с существующими глобальными и региональными структурами безопасности на евразийском континенте, учитывая важность создания механизма обсуждений ключевых проблем безопасности  современности в стратегической континентальной системе.

     При этом считая целесообразным подобный механизм для координации деятельности, для выработки общего видения, и  общих подходов к определению  сфер интересов и ответственности, в то же время учитывая существующие взаимодействия с вышеуказанными региональными интеграционными организациями и государствами-членами ШОС в двустороннем и многостороннем форматах.

     В политической трансформации государств Центральной Азии и формировании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени задействованы внешние факторы. Анализ действий ведущих держав в Центральной Евразии на современном этапе свидетельствует о наличии у каждой из них собственного видения путей и методов  реализации своих национальных интересов.

     Российские  национальные интересы в Центральной  Евразии в общем плане можно свести к следующим позициям:

     - обеспечение стабильности на основе партнерских отношений со всеми государствами региона;

     - использование их геополитического потенциала с целью решения практических и статусных задач России как мировой и региональной державы;

     - Международное признание ведущей роли России в этом регионе.

     В этой связи  перед Россией возникают следующие практические задачи:  
эффективно использовать существующие многосторонние механизмы; обустраивать южные границы; поддерживать и развивать военное сотрудничество; использовать энергетический и природноресурсный потенциал Центральной Евразии, продвигать на ее рынок российские энергетические компании; добиваться использования странами региона российской экспортной структуры.

     Сейчас  Россия проводит прагматичный и взвешенный подход, основанный на укреплении экономического сотрудничества и совместном преодолении  новых угроз безопасности. Вопреки  утверждению некоторых аналитиков, что Россия теряет влияние на постсоветской Центральной Азии, можно возразить, что российское влияние очевидно хотя бы по тому, как все государства постсоветской Центральной Азии достаточно эффективно сотрудничают в интеграционных организациях, созданных по инициативе России, по обеспечению региональной безопасности. Имеющиеся проблемы двусторонних отношений не носят стратегического характера и решаются на дипломатическом уровне. Здесь налицо стремление выстроить новую модель отношений в которой бы относительно равноправно учитывались интересы взаимодействующих сторон.

     Но  в то же время пока нет четкой  российской внешнеполитической стратегии в Центральной Евразии с учетом новых геополитических реалий. 
Другой влиятельный актор на центральноевразийской арене – Китай, который проявляет присущим его политике осторожный  прагматичный стратегический подход, с учетом того, что основные его внешнеполитические проблемы  находятся в Восточной Азии. Кроме того, пока КНР явно не проявляет  своих  стратегических интересов в Центральной Евразии. Тем не менее, интересы Китая в регионе четко обозначены:

     -борьба  с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

     -обеспечение  безопасности в пограничных районах;

     -поддержание стабильности в регионе;

     -содействие экономическому развитию;

     -обеспечение  дружественных отношений стран региона к Китаю;

     -недопущение  монопольного контроля над Центральной  Азией государств, враждебных к  Китаю;

     -недопущение  создания в регионе военных  союзов, направленных против Китая;

     -обеспечение открытости для Китая энергетических ресурсов региона.

     Китай в настоящее время более активно, чем в 90-е годы прошлого столетия, вовлекается в политическое и  экономическое сотрудничество с  государствами Центральной Евразии  в двустороннем формате, в рамках ШОС и всегда с учетом интересов своего стратегического партнера – России.

     Стратегические  приоритеты Евросоюза в отношении  ЦА можно охарактеризовать как «осторожная  сдержанность», что связано во многом тем, что Евросоюз больше занят сейчас  проблемами  и переменами в  самой Европе. В целом геополитический интерес ЕС к региону Центральной Азии не так силен, как у США, но уровень заинтересованности и участия европейцев в делах региона в последние годы повышается.

     В середине 2007 года было принято новое концептуальное видение политики Евросоюза в Центральной Азии в виде Стратегии Нового Партнерства на 2007-2013 гг. Новая стратегия партнерства является комплексным предложением, которая во многом отвечает интересам государств Центральной Азии. Содействие поддержке безопасности является одной из основных задач ЕС в регионе. Проблема безопасности требует тесного сотрудничества ЕС с  Таджикистаном, принимая во внимание его  непосредственную близость к нестабильным Афганистану, Пакистану и проблемному Ирану. Например, Евросоюз и Таджикистан реализуют проекты по поддержанию развитию современной системы управления границами, по обеспечению экологической безопасности, по финансированию инфраструктурных проектов, связанных с водными ресурсами, по развитию культуры и т.д. 

     Основное  внимание в двухстороннем взаимодействии по проблемам поддержания региональной стабильности уделялись не только военно-политическим аспектам, но и решению экономической, социальной, экологической безопасности.  Важной составляющей взаимодействия Таджикистана и Евросоюза является противодействие  существующим угрозам, включающим терроризм, организованная преступность, неконтролируемая миграция, торговля наркотиками и распространение оружия массового поражения и т.д.

Информация о работе Геополитический процесс и геополитические отношения