Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:26, контрольная работа
зучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования.1 Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста и политолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых, для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, а во-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями.2
Введение 2
Глава 1. Формы государства в зарубежных странах 3
Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах 6
2.1. Монархия 6
2.1.1. Монархия и её разновидности 7
2.2. Республика и ее разновидности 10
2.2.1. Президентская республика 10
2.2.2. Парламентарная республика 11
2.2.3. Полупрезидентская республика 13
Глава 3. Форма государственного устройства 14
3.1. Унитарное государство 15
3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации 16
3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности 18
Глава 4. Государственный режим 23
4.1. Понятие государственного режима 25
Заключение 27
Список литературы 30
В
централизованном унитарном государстве
административно-
Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками существуют избранные населением муниципальные органы Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления.18
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями.
Федеративное государство - более сложное государство, чем унитарное.19 Составные части этого государства, именуемые «субъектами федерации» обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной распространенность федеративной формы государственного устройства. Тем не менее, в мире существует значительное число федераций, которое не только не уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни одно столетие «классическими» федерациями появились новые федерации в странах Европы и Африки (Нигерия).
Часто вместо термина «федеративное государство» употребляется термин «союзное государство». Именно так по официальной терминологии именуется «Союзная Республика Югославии». Федеративная Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, а названия ее федеральных органов также буквально переводятся как президент Союза, союзное собрание, союзный совет.
Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия. В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть - монархическую.
Федеративное государство образуется:
1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающих независимость от британской короны, договорились о создании нового государства - Соединенных Штатов Америки);
2)
путем присоединения к
3)
в результате повышения
4)
путем эволюции конфедерации
в федеративное государство с
превращением прежде
Федерация
как форма государственного устройства
обладает рядом специфических признаков:
1.
Федерацию составляют
2. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Однако в некоторых федерациях в ее состав могут входить территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными единицами являются федеральный округ Колумбия, на территории которого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов - субъектов федерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами - субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).
3. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.
Федеративный характер государственного устройства нередко используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международные пакты о правах человека и ряд конвенций, МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглашениями.
4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще в 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юстиции германских земель, которая работает под руководством федерального министра юстиции. Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.
5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.).
6. Отличительным признаком федеративного государственного устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федеративном государственном устройстве (например, в Пакистане по Конституции 1962 г.).21
В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение - Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно - орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъекте союзного государства.
7.
В федеративном государстве
Конституционное право зарубежных стран содержит регламентацию третьего элемента формы государства - государственного режима, хотя и в меньшем объеме, чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы правления и формы территориально-политического устройства. Государственный режим характеризует порядок деятельности государства, который складывается в результате использования различных форм, способов, приемов и методов осуществления государственной власти. Знание этого элемента формы государства позволяет ответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить действительное значение тех или иных государственных институтов, определить соотношение организационно-дозволительных и принудительных методов в деятельности государства.
Понятие «государственный режим» появилось в науке конституционного права сравнительно недавно, поэтому оно недостаточно разработано в содержательном плане.22 В течение длительного времени третьим элементом формы государства признавался политический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических интересов не признается и гражданское общество по существу отсутствует, различие между государственным и политическим режимом стирается. Однако в демократическом обществе с его развитой политической системой понятие «государственный режим» отличается от понятия «политический режим». Последнее является более емким по содержанию и отражает практику функционирования всех политических институтов, включая наряду с государством также политические партии, массовые общественные организации и движения и др. Изучением политических режимов занимается специальная наука — политология. В этом контексте понятие «государственный режим» приобретает самостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками и используется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельности самого государства, что позволяет дать функциональную характеристику государства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государственной власти.
Можно
дать следующее определение