Формы правления в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

зучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования.1 Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста и политолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых, для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, а во-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализе отечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала на путь демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянно приходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствии с меняющимися условиями.2

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Формы государства в зарубежных странах 3
Глава 2. Форма правления в зарубежных государствах 6
2.1. Монархия 6
2.1.1. Монархия и её разновидности 7
2.2. Республика и ее разновидности 10
2.2.1. Президентская республика 10
2.2.2. Парламентарная республика 11
2.2.3. Полупрезидентская республика 13
Глава 3. Форма государственного устройства 14
3.1. Унитарное государство 15
3.1.1.Унитарные государства и принципы их организации 16
3.2. Федеративные государства, их признаки и разновидности 18
Глава 4. Государственный режим 23
4.1. Понятие государственного режима 25
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

ГОТОВО_формы_правления_в_зар_странах.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

      Государственный режим - наиболее изменчивый, наиболее подвижный элемент формы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов и приемов осуществления государственной власти не является произвольным. Он определяется как совокупностью внешних по отношению к государству факторов (экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних факторов организации самого государства (его формы правления, территориально-политического устройства, особенностей построения государственного механизма и пр.).

      Государственный режим отражает практику государственной деятельности, повседневного осуществления государственной власти. Этот элемент формы государства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки в обществе, чем объясняется его сравнительно слабая правовая регламентация.23 Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены в конституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти, принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровень политической свободы в обществе). Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обоснование, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функционирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой государственный режим, при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государственный режим - это всегда правовой режим, поскольку государство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.

      Поэтому легитимный государственный режим  предполагает наличие правовой государственности.

      Нелегитимный  государственный режим - это, прежде всего неправовой режим. На практике это означает ничем не стесненный произвол государства и его агентов. Нелегитимный государственный режим часто является узурпаторским, что подразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ее осуществление. Легитимный государственный режим может трансформироваться внелегитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочий высшими должностными лицами (органами) или превышение этих полномочий.

 

Заключение

 
 

      Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права  на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более - пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.24

      В условиях господства абсолютизма или  деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие «демократия», а также ряд других.

      Становление конституционного права как отрасли  национального права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не - менее, можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и институты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные изменения в общественной жизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира, активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком и государством.

      Именно в эпоху, предшествующую освободительным революциям складываются концепции, существенно важные для формирования конституционного права. В Великобритании утверждение Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из таких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформировалась концепция верховенства парламента как органа народного представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, которые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права, которая иногда не вполне точно именуется концепцией верховенства закона.25

      Подчеркивая, что формирование и становление  конституционного права - это длительный процесс, нельзя не отметить особо выдающееся значение некоторых событий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вообще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамериканских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

      Действительно, если попытаться посмотреть на становление  и эволюцию конституционного права  в исторической ретроспективе, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг полноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значительной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие политические права обрели такие демографические и социальные группы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избирательное право, т. е. важнейшее политическое право, открывающее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.

 

Список  литературы

 
  1. Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.
  2. Багай М.В., Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин. М.Конституционное право зарубежных стран. 1999. - 4. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997.
  3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2002.
  4. Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.
  5. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.
  6. Конституции государств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
  7. Конституция Украины. Конституции стран СНГ и Балтии. М., 1999.
  8. Конституция Федеративной Республики Бразилии . Право и жизнь. 1998. № 16.
  9. Маклаков В.В.. Иностранное конституционное право. М., 1999 (гл. 1-4,8,9, 11, 12).
  10. Михалева Н А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.
  11. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
  12. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
  13. Сравнительное конституционное право. М-., 1999.
  14. Страшун Б.А.. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общая часть. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999.
  15. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 2001

Информация о работе Формы правления в зарубежных странах