Методы изменения в пленочной фотографии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Слабовидимые следы, записи в документах, утратившие свой первоначальный вид из-за выцветания, неполного травления, смывания красителей, другие объекты, детали которых имеют незначительные различия в яркостях, оптических плотностях или цветовых оттенках, изучают по фотоснимкам, на которых соотношение яркостных или цветовых характеристик изменено. Вопросы, связанные с изменением яркостных и цветовых свойств объекта, объединены в рамках контрастирующей фотографии. Она изучает особенности восприятия слабо видимых деталей, особенности их передачи в фотографическом процессе, методы и средства изменения контраста для повышения их различаемости при съемке на черно-белые и цветные фотоматериалы.

Оглавление

Введение
1.Контраст
2.Методы изменения контраста в цифровой фотографии
3Методы изменения в пленочной фотографии
3.1. Изменение цветового контраста
3.2. Ослабление и усиление цветового контраста.
3.3. Повышение контраста тонового объекта
Заключение

Файлы: 1 файл

мое.docx

— 76.49 Кб (Скачать)
ign="justify">     Объектом  для изменения контраста является полутоновой оригинал, включающий черный, белый и промежуточные между  ними тона. В процесс усиления полутона на изображении исключаются, а при  достижении максимального значения контраста изображение должно представлять две градации: черную и белую. Усиление контраста вычисляют по значениям  детали плотности между разделяемыми участками на изображениях, получаемых при обычной съемке и при съемке на контрастный фотоматериал.

     Объект  фотографируют на фотопленку ФТ_41П (ФТ_51, ФТ-СК), а для ее обработки  используют проявитель СТ_1 или ФТ_2. Максимальное значение контраста получают при точном соблюдении экспозиционных условий, временного и температурного режимов обработки.

     Оптимальную выдержку определяют пробной съемкой, соблюдая рекомендуемое время проявления (2,5 - 3,0 мин) и выдерживая температуру раствора 18 - 20 С. При съемке полоску пленки в кассете устанавливают таким образом, чтобы на нее проецировались белая и черная продольные полосы объекта. После обработки фотоматериала оптимальную выдержку определяют по участку пробы, где плотности почернения на светлых участках объекта имеют максимальные значения, а на темных - незначительно превышают плотность вуали.15 

     3.1. Изменение цветового контраста.

     Восприятие  слабовидимых окрашенных следов рук, обуви; выцветших записей или оттисков печатей; текстов, залитых или зачеркнутых чернилами или другими красителями, а также дописок, дорисовок, исправлений в документах затруднено из-за ограниченной способности глаза различать близкие по окраске детали. Трудноразличимы цветовые оттенки красителей, близкие по соотношению спектральных тонов к белому цвету, а одноцветные чернила и пасты, состоящие из неодинаковых по химическому составу красителей, неразличимы для зрения.

     Различаемость близких по окраске деталей характеризует цветовой контраст: зрительно воспринимаемое соотношение цветовых оттенков, обусловленных неодинаковым спектральным составом отражаемого света. Максимальный цветовой контраст образуют основной и дополнительный к нему цветовые тона: красный и голубой, синий и желтый, зеленый и пурпурный. Иные соотношения цветовых тонов дают меньший контраст, а при значениях меньше порогового не воспринимаются глазом.

     При исследовании такого рода объектов эффективны методы изменения цветового контраста. Они позволяют выделять слабо  окрашенные детали объекта, ослаблять  мешающую окраску фона или иных помех, обнаруживать незначительные различия в цветовых оттенках сопоставляемых деталей, устанавливая факты внесения изменений в содержание документа  или дифференцируя красители. Изменение  цветового контраста при съемке на черно-белые фотоматериалы осуществляется в рамках цветоразличительной фотографии, а при съемке на цветографические -- в рамках спектрозональной фотографии.16

     Цветовой  контраст характеризует спектральный состав отражаемого объектом света. Чтобы изменить его необходимы условия, при которых соотношение яркостей окрашенных деталей максимально  бы отличалось от наблюдаемого при естественном освещении. Такие условия создает эффективное освещение. Оно представляет узкую зону спектра излучения источника в тех полосах спектра, где коэффициенты отражения окрашенных деталей имеют экстремальные значения или различия.

     При изменении цветового контраста  ослабляют, усиливают цветовые оттенки  окрашенных деталей либо разделяют  их, одновременно усиливая одни и ослабляя другие. Любая из этих задач сводится к нахождению зоны эффективного освещения  и ее выделению с помощью осветителей, светофильтров, фотоматериалов.

     Усиление  цветового контраста происходит в тех спектральных областях, где  деталь отражает минимальное количество света. Ослабление - наблюдают в областях, где коэффициент отражения исключаемой  детали максимален. Для разделения близких по окраске деталей выделяют спектральную полосу излучения, где значения коэффициентов отражения максимально различны.17

     Чтобы определить зону эффективного освещения  необходимо оценить спектральные свойства объекта, спектральный состав отражаемого  им света; найти узкие спектральные области, где коэффициенты отражения  деталей имеют максимальные и  минимальные значения.

     При цветоразличении используют объективный  и субъективный методы оценки. Первый основан на измерении количества отражаемого, поглощаемого или пропускаемого  объектом света с помощью приборов -- спектрофотометров или спектрографов и получении зависимости этих величин от длины волны видимого света. При субъективной оценке спектральным прибором является глаз человека. Он различает множество цветовых оттенков, но не сопоставляет их со спектральным составом излучения. Для анализа цвета при субъективной оценке применяют атласы цветов. По ним находят образец, который близок или противоположен по цвету оцениваемому объекту.

     В качестве атласа цветов удобнее использовать цветовой круг или цветовой треугольник. В цветовом круге цветовые тона размещены как и в видимом солнечном спектре. Постепенно переходя один в другой, они замыкаются неспектральными - пурпурными тонами, образуемыми смешением красных и фиолетовых лучей в различном количественном соотношении. Цветовой треугольник сформирован из шести образцов, три из которых представляют основные цветовые тона (красный, зеленый, синий), а остальные дополнительные к ним (голубой, пурпурный, желтый).

     Из спектра излучения источника зону, используемую в качестве эффективного освещения, выделяют с помощью источников света, светофильтров, фотоматериалов.

     Источники, в спектре которых преобладает  излучение определенной спектральной области, целесообразно использовать либо для ослабления деталей, совпадающих  с ней по цветовому тону, либо для усиления несовпадающих. Например, при фотографировании выцветших  штрихов синего оттенка лучше  освещать документ лампами накаливания; а при выявлении записей, залитых  синими чернилами, - лампами дневного света типа ЛД, ЛДЦ или импульсными.

     Основным  средством для выделения эффективного освещения служат абсорбционные  светофильтры. Они представляют собой  наборы цветного оптического стекла с различными спектральными свойствами. Из имеющихся стекол каталога выбирают светофильтры, области спектрального  пропускания которых соответствуют  зоне эффективного освещения. Из селективных Селективный -- осуществляющийся посредством отбора; избирательный., субтрактивных, компенсационных с широким спектром пропускания делают составные фильтры из двух стекол, получая необходимое распределение спектральной плотности их суммированием.

     Применяемые при съемке фотоматериалы в одних случаях необходимы для регистрации результатов изменения цветового контраста и должны быть чувствительны ко всем излучениям видимого спектра. В других - служат средством выделения эффективного освещения. Так, для несенсибилизированных и ортохроматических материалов видимый спектр оказывается разделенным на две большие области: к излучениям которых они чувствительны или не чувствительны. Первая из них является зоной эффективного освещения при ослаблении цветового контраста, а вторая - при его усилении.

     Объектом  для изменения цветового контраста  служит оригинал, состоящий из 8_ми окрашенных участков. Три из них соответствуют  основным цветовым тонам (К, З, С), а три других - дополнительным (Ж, П, Г). Усиление и ослабление цветового контраста сопоставляют по участкам, окрашенным в белый и черный цвет. Для определения оптимальной экспозиции в центральной части объекта размещена белая полоса.

     Объект  освещают софитами бокового света на фотоустановке СБ_2 или микроосветителями на фотоустановке Уларус. Освещение двустороннее, равномерное. Цветоразличительную съемку проводят с использованием светофильтров, выделяющих одну из зон видимого спектра: СС_5, ЗС_1, КС_10 (либо светофильтры со спектральными свойствами, близкими к указанным), и различные по спектральной чувствительности фотоматериалы: несенсибилизированные, ортохроматические и изопанхроматические.18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Ослабление и усиление цветового контраста.

     При съемке на черно-белые фотоматериалы  ослабленными считают детали, плотности  которых на снимке приближены к плотности  фона; а усиленными будут те детали, которые независимо от окраски передаются на снимке в глубоко черных тонах.

     Для ослабления цветового контраста эффективное освещение должно соответствовать цветовому тону ослабляемой детали. Необходимую спектральную область излучения выделяют либо светофильтрами одного цвета (близкими по цвету) с цветом окрашенного участка, либо съемкой на фотоматериалы, чувствительные к лучам света, отраженным от ослабляемого участка и проходящим через светофильтр.

     Для усиления цветового контраста эффективное  освещение 
подбирают дополнительным к цветовому тону выявляемой детали. Необходимую область излучения выделяют двумя способами: светофильтрами, которые поглощают лучи света, отраженные от объекта. Цветовой тон светофильтра подбирают по цветовому треугольнику максимально дополнительным цвету усиливаемого участка. В этом случае при съемке используют фотоматериалы, чувствительные к проходящему через них излучению; применением фотоматериалов, нечувствительных к лучам света, отраженных от данного участка.

     Разделение  близких по окраске деталей.

     При разделении двух близких по окраске  деталей усиливают цветовой контраст одной из них, одновременно ослабляя контраст другой. На черно-белом снимке они передаются неодинаковыми плотностями. Чем больше различие в плотностях, тем нагляднее процесс цветоразличения.

     При решении подобных задач эффективное освещение должно соответствовать по цветовому тону одной из разделяемых деталей и одновременно быть дополнительным к цвету другой. При съемке его выделяют либо с светофильтрами, либо с помощью различных по спектральной чувствительности фотоматериалов.

     Особенности проведения цветоразличительной съемки

     Решение задач по изменению цветового  контраста при субъективном анализе  цвета начинают с составления  схемы процесса. Последняя включает объект - О с участками, обозначающими цветовые тона усиливаемых и ослабляемых деталей, его негативное изображение - Н и конечный результат - позитив - П. Участки, соответствующие усиливаемым деталям, на снимке имеют максимальные плотности и заштриховываются, а ослабляемые - остаются на светлыми. На негативе получают обратное соотношение тонов и согласно ему подбирают условия цветоразличения. 19

     Для примера рассмотрим процесс разделения деталей с достаточно высоким  цветовым контрастом: синего и красного цвета. Эту задачу можно решить двумя  способами, усиливая детали красного цвета  и ослабляя синие, или наоборот.

     При усилении деталей красного цвета  и ослаблении синих) лучи света, отражаемые от первых, не должны попадать на светочувствительный  материал либо он должен быть нечувствителен к ним. Наоборот, свет, отражаемый от ослабляемых деталей, должен экспонировать соответствующие участки фотослоя. Эти требования реализуются, если зону эффективного освещения выделять светофильтром, пропускающим синие лучи и поглощающим красные. Согласно цветовому треугольнику такими спектральными свойствами обладают сине-зеленые стекла СЗС_7, СЗС_8 или близкие к ним синие, например СС_5. По цветовому тону они дополнительны к красному. Для съемки здесь применимы любые фотоматериалы, поскольку чувствительны к коротковолновому излучению.

     Съемка  со светофильтрами и особенно на изопанхроматический фотоматериал усложняет процесс цветоразличения. Более простым является другой путь. Эффективное освещение, соответствующее сине-голубой зоне спектра, выделяют с помощью несенсибилизированного фотоматериала, нечувствительного к излучениям красной зоны спектра.

     При усилении деталей синего цвета и  ослаблении красных участки, соответствующие  первым, получаются на снимке темными, а соответствующие вторым - светлыми. Такое соотношение плотностей достигается, если негативный фотоматериал экспонируют только красные лучи. Эффективное освещение выделяют светофильтрами типа КС, ОС, ЖС, пропускающих красное излучение и способствующих усилению синих цветовых тонов (см. цветовой треугольник). Получаемое изображение регистрируют на фотоматериал, чувствительный к данной зоне спектра, т.е. на изопанхроматический.

     В случаях, когда получаемые при съемке различия в плотностях недостаточны для изучения слабовидимых деталей, применяют методы изменения контраста фотографического изображения. К их числу относятся методы химического усиления, ослабления и выравнивания контраста, контратипирование, суммирование и вычитание изображений, фильтрация деталей.

     Также существует существут метод усиления контраста в пленочной фотографии с помощью контратипирования:

     Контратипирование - метод усиления контраста негатива. Применяется в тех случаях, когда  выявляемые детали расположены на однородном фоне или когда их плотности достаточно отличаются от плотностей помех. Процесс  состоит из ряда последовательных этапов и ведется на контрастные светочувствительные  материалы с прозрачной подложкой: фотопленки или фотопластинки. Исходный негатив контактным способом копируют на контрастный фотоматериал и получают диапозитив повышенного контраста - контратип I_го поколения. После лабораторной обработки и сушки с него изготавливается контратип следующего 2_го поколения с еще более высоким контрастом, который также становится оригиналом для дальнейшего усиления контраста. Повторяя процесс, аналогично получают контратипы 3_го, 4_го и последующих поколений. С последнего четного контратипа печатают фотоснимок на контрастной бумаге.

Информация о работе Методы изменения в пленочной фотографии