Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель – определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Объект – процесс формирования здорового образа жизни.
Предмет – методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотеза – формирование ЗОЖ у младших школьников будет эффективным, если:
- учитывать возрастные особенности детей.
- создать условия для формирования здорового образа жизни.
Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Средняя потребность организма в белках составляет 1—1,3 г на килограмм массы тела. Для школьников, активно занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион школьника следует включать белки, как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.
Жиры — наиболее концентрированный источник энергии. Вместе с тем в организме они выполняют и другие важные функции: совместно с белками образуют структурную основу клеток, защищают организм от переохлаждения, служат естественными источниками витаминов А, Е, Д. Поэтому жиры и особенно их основной компонент—жирные кислоты—являются незаменимой составной частью пищи. Линолевая кислота находится преимущественно в растительных маслах. Из общего количества жиров, входящих в пищу, рекомендуется потреблять 30—40 % растительных. Потребность организма в жирах составляет примерно 1—1,2 г на килограмм массы. Избыток жиров ведет к появлению излишней массы тела, отложению жировой клетчатки, нарушению обмена веществ.
Углеводы считаются
основным источником снабжения организма
энергией. Кроме того, они необходимы
для нормального
Энергетическая ценность ряда пищевых продуктов
Продукты питания (г) |
Калорийность (ккал) |
Бутерброд с котлетой, 50 + 75 |
350 |
Хлеб с маслом, 35 + 10 |
100 |
Макароны, 150 |
396 |
Творог нежирный, 100 |
85 |
Винегрет, 100 |
80 |
Салат из свежей капусты, 100 |
58—70 |
Суп молочный рисовый, 500 |
319 |
Борщ из свежей капусты, 500 |
230 |
Тефтели с макаронами, 150 +115 |
662 |
Рыба отварная с картофельным пюре, 150+75 |
309 |
Отбивная с картофелем, 150 +80 |
553 |
Сырники со сметаной, 150 + 25 |
432 |
Пирожок, пончик, 75 |
151 |
Бутерброд с сыром и маслом, 35+15+5 |
145 |
Булочка сдобная, 75 |
200 |
Сосиски, 100 |
200 |
Молоко, 200 |
166 |
Яблоко, 80 |
70 |
Кофе с молоком, 200 |
167 |
Торт, 100 |
356 |
Теперь немного о
витаминах, которые также являются
необходимым
компонентом питания. Витамины входят
в состав ферментов, активизируют обмен
веществ, повышают иммунитет человека,
его умственную и физическую работоспособность.
Большинство витаминов не синтезируется в организме,
поэтому в необходимом количестве они
должны поступать с пищей.
Особую роль играет витамин
С — аскорбиновая кислота. Он принимает
активное участие в окислительно-
Витамин Б (тиамин) необходим для нормальной работы нервной системы, принимает активное участие в обмене веществ. Он нормализует кислотность желудочного сока, повышает иммунитет организма, обеспечивает лучшее использование углеводов. Средняя потребность в витамине В составляет 1,6—2 мг в день. Достаточно его содержится в хлебных изделиях грубого помола, пшенной, овсяной и гречневой крупах, в яйцах, мясе.
Следует подчеркнуть значение для человека и витамина РР (никотиновой кислоты), принимающего участие в процессах тканевого дыхания. Он оказывает благоприятное воздействие на центральную нервную систему, нормализует процессы возбуждения и торможения, расширяет периферические сосуды. В организме школьников, регулярно занимающихся физическими упражнениями, при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо. Поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании.
2.4 Профилактика вредных привычек
Привычки — это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы. Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.
Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.
Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут, незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Среди так называемых
факторов риска, вызывающих заболевания
сердечно-сосудистой системы, ведущие
кардиологи мира курению отводят
третье-четвертое место. Комитет
экспертов Всемирной
Курение — одна из основных причин возникновения такого тяжелого
заболевания, как облитерирующий эндопртернит,
При этом нарушается
кровообращение в нижних конечностях,
а иногда развивается гангрена. Несовместимо
курение с регулярными занятиями физической
культурой и
спортом, поскольку мышечные нагрузки
усиливают отрицательное воздействие
курения на организм. У курящего спортсмена
возникает опасность быстрого развития
перенапряжения, перетренированности,
более замедленное протекание восстановительных
процессов после тренировки. Ухудшается
освоение новых двигательных навыков,
понижается такое физическое качество,
как быстрота. Во всем мире активно разрабатываются
методы прекращения курения. Используются
групповая психотерапия, консультации
с врачом, разрабатываются новые медицинские
препараты, антиникотиновая жевательная
резинка и т. д.
Однако правильнее всего
включить свою волю, убедить себя в
ненужности и вредности курения
и решительно перестать курить. У
самого заядлого курильщика уже после
8—10 дней прекращения курения нормализуе
на его социальную сущность. При постоянном
употреблении алкогольных
напитков происходит деградация личности,
утрачивается служебное положение, разрушается
семья. Рассмотрим физиологическое воздействие
алкоголя на организм. Попадая в кровь,
он действует на мозг и вызывает у большинства
людей состояние веселья, повышенного
стремления к общению, раскованности.
Это одна из причин употребления молодыми
людьми алкогольных напитков. При этом
нарушаются восприятие, деятельность
двигательных центров мозга и органов
равновесия. Из-под контроля выходят примитивные
инстинкты. Этим можно объяснить необузданные
вспышки гнева, повышенную агрессивность.
Уменьшается также физическая работоспособность,
сила мышц, нарушаются двигательные навыки
и умения.
При исследовании времени двигательной реакции у чемпиона мира по автогонкам Т. Бетенхаузена оказалось, что после принятых им 60 г виски время реакции увеличилось на 25 %. У некоторых бытует мнение, что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит. Мнение это неправильное. Вместо ожидаемой пользы от частых приемов спиртного развивается привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Причем стать хроническим алкоголиком может и человек, пьющий только пиво. Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей, Жизненно важно для таких людей — включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.
2.5 Двигательная активность учащихся младших классов
Необходимым условием гармоничного
развития личности школьника
является достаточная двигательная активность.
Под двигательной активностью понимают
суммарное количество двигательных действий,
выполняемых человеком в процессе повседневной
жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети
7-10 лет совершают от 12-16 тыс. движений.
Естественная суточная активность девочек
на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей
мере проявляют двигательную активность
самостоятельно и нуждаются в большей
доле организованных форм физического
воспитания.
По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность падает на 30-45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50-70%.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.
Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной деятельности
(по Н.Т. Лебедевой)
Вид мышечной деятельности |
Продолжительность, мин |
Объем движений, шаги | |
Мальчики |
Девочки | ||
Утренняя гимнастика (дома) |
10 |
400-500 |
500-700 |
Гимнастика на уроке (в школе) |
10 |
200-300 |
300-400 |
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе |
3 |
120-150 |
150-200 |
Подвижные игры: на переменах: больших малых на уроках физической культуры на открытом воздухе |
15 5
45
60-90 |
700-1000 400-500
1200-3240
3000-4000 |
800-1200 500-600
1200-3240
4000-5000 |
Лыжная тренировка (внеклассные занятия) |
90 |
6840-9120 |
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки
в школе и дома и других причин у большинства
школьников отмечается дефицит в режиме
дня, недостаточная двигательная активность,
обусловливающая появление гипокинезии,
которая может вызвать ряд серьёзных изменений
в организме школьника. Исследования гигиенистов
свидетельствуют, что до 82 – 85%
дневного времени большинство учащихся
находится в статическом положении (сидя).
Даже у младших школьников произвольная
двигательная деятельность (ходьба, игры)
занимает только 16 – 19% времени суток,
из них на организованные формы физического
воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая
двигательная активность детей с поступлением
в школу падает почти на 50%, снижаясь от
младших классов к старшим. Установлено,
что двигательная активность в 9 – 10 классе
меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают
в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная
активность в воскресные дни больше, чем
в учебные. Отмечено изменение величины
двигательной активности в разных учебных
четвертях.
Двигательная активность школьников особенно мала
зимой; весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать
свою естественную двигательную активность,
но и длительное время поддерживать неудобную
для них статическую позу, сидя за партой
или учебным столом. Мало подвижное положение
за партой или рабочим столом отражается
на функционировании многих систем организма
школьника, особенно сердечно сосудистой
и дыхательной. При длительном сидении
дыхание становится менее глубоким обмен
веществ понижается, происходит застой
крови в нижних конечностях, что ведёт
к снижению работоспособности всего организма
и особенно мозга: снижается внимание,
ослабляется память, нарушается координация
движений, увеличивается время мыслительных
операций. Отрицательные последствие
гипокинезии проявляется так же сопротивляемости
молодого организма “простудным и инфекционным
заболеваниям”, создаются предпосылки
к формированию слабого, нетренированного
сердца и связанного с этим дальнейшего
развития
недостаточности сердечно – сосудистой
системы. Гипокинезия на фоне
чрезмерного питания с большим избытком
углеводов и жиров в дневном рационе может
вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью. Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Информация о работе Здоровый образ жизни в системе физического воспитания младших школьников