Здоровый образ жизни в системе физического воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Объект – процесс формирования здорового образа жизни.
Предмет – методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотеза – формирование ЗОЖ у младших школьников будет эффективным, если:
- учитывать возрастные особенности детей.
- создать условия для формирования здорового образа жизни.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Однако, в костной системе  детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных  веществ, чем в костях взрослых. Детские  кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый.

г) Мышцы и  жировая ткань.

До изменения рациона  питания в начальных классах  жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой  пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.

Несмотря на то, что  мышцы в среднем детском возрасте становятся более сильными и прочными, все же у ребенка они функционируют не так, как у взрослого. Неловкость, некоординированность движений, неспособность долго сидеть спокойно и быстрая утомляемость характерны для детей с незрелой, недостаточно развитой мышечной тканью. По мере того, как мышцы наливаются силой, дети испытывают все большую потребность в движении, физической активности.

 

Психологические особенности младших школьников.

С началом обучения у  младшего школьника появляется новый  вид деятельности - учение. На этой основе меняются его взаимоотношения с родителями и устанавливаются отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. В учебном труде формируется произвольная регуляция всей психической деятельности ребенка: произвольное внимание, произвольное восприятие и мышление.

Младшие школьники очень  любознательны. Их интересуют различные  вопросы о природных явлениях, о жизни животных, растений. Важной особенностью является их высокая эмоциональная  возбудимость. Ярко сказанное слово, прочитанная сказка, рассказ, игра захватывают детей, вызывают отклик в их душе и создают благоприятные предпосылки для формирования высоких нравственных чувств. Младшие школьники  испытывают огромную потребность в общении с взрослыми, со своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетным лицом для них становится учитель. Поэтому он должен продумать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они легче поддаются воспитательному  влиянию взрослых, а в особенности- учителя. Для младшего школьника характерно добросовестное выполнение различных поручений, проявление большой настойчивости в делах. Эту особенность следует развивать путем умелого распределения поручений в рамках классного самоуправления, контроля над качеством их выполнения, поощрения детей за достигнутые успехи. Если взрослые люди мало поощряют за успехи, больше наказывают за промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудач, который не является стимулом достижения успехов. Учение, общение, труд, игра - главные виды деятельности младшего школьника.

Умелая организация  всех видов деятельности позволяет  сформировать сплоченный детский коллектив. В стихийно складывающихся детских  коллективах без должного руководства иногда господствует кулачное право, эксплуатация сильными слабых, грубость и жестокость. Это объясняется тем, что у детей еще не сложились твердые моральные убеждения и не закрепились навыки гуманной общественной жизни. Возникающие противоречия они склонны решить дракой. Воспитатель должен предупреждать грубость, подсказывать правильные пути решения возникающих конфликтов.

У первоклассников и  отчасти у второклассников доминирует наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Ученики 3-5 классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление. Первоклассники и значительная часть второклассников еще не способны к полноценной саморегуляции, в то время как ученики 3-5 классов вполне в состоянии управлять собой и внешне - своим поведением, и внутренне - своими психическими процессами и чувствами.

В 1-5 классах  формируется  характер человека, складываются основные черты по отношению к выполняемой  деятельности - целеустремленность, работоспособность, усидчивость, настойчивость, ответственность. В межличностном отношении - контактность, покладистость, доброта, преданность, исполнительность, обязательность, справедливость.

 

1.4 Влияние  физического воспитания на организм

Оздоровительный и профилактический эффект физического воспитания неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе профессионального повседневного труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности организма в состоянии покоя, нормальную 
деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена).

«Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние  его костной, мышечной и сердечно- сосудистой систем», - писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для поддержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа, и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни.

Все эти данные свидетельствуют  о неоценимом положительном влиянии физического воспитания на организм.

 

 

ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Разработанная нами модель здорового образа состоит из пяти компонентов:

        1. Мотивационный - цели и задачи здорового образа жизни.
  1. Деятельностный: режим дня учащихся младших классов; правильное питание; профилактика вредных привычек; двигательная активность учащихся младших классов.

 

2.1 Цели и  задачи здорового образа жизни

 В нашей модели целью здорового образа жизни является - сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровье формирующей среды в образовательном учреждении.

Для того чтобы  цель была наиболее достижимой, мы решаем определенные задачи:  
- приведение условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами; 
- повышение уровня здоровья учащихся; 
- воспитание культуры здоровья учащихся; 
- придание образовательно-воспитательному процессу безопасного и здоровьесберегающего характера; 
- просвещение родителей учащихся по вопросам культуры здоровья; 
- создание условий в образовательном учреждении для обеспечения здоровья и безопасности учащихся 
- формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей; 
- разработка и внедрение системы оздоровительных профилактических и коррекционных мероприятий.

 

2.2 Режим дня учащихся младших классов

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее 
продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет школьнику 
выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа — 
формирование в коре больших полушарий определенной последовательности 
процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной 
деятельности. Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение учебного года хорошую работоспособность.

Организация рационального  режима дня должна проводиться с  учетом особенностей учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов. В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы — счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы. Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью. Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2—4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы. Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены — в 2 ч ночи. Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая — в 17—18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью.

Зная рассмотренные  закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня. Следует  также учитывать, что далеко не у  всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. В табл. 1 предлагается приблизительный распорядок дня для учащихся младших классов.

Помимо разумного распорядка дня выделим следующие составные  части рационального образа жизни  младших школьников, от соблюдения которых зависят успех в учебе  и хорошее здоровье: правильное питание, оптимальная двигательная активность, профилактика вредных привычек.

 

Таблица 1. Примерный распорядок дня школьников.

Время суток, часы

Элементы режима дня

7.00—7.05                                              

Подъем, уборка постели

7.05—7.15                                              

Утренняя гимнастика

7.15—7.20                                              

Умывание, закаливающие процедуры

7.20—7.45                                              

Завтрак

7.45—8,00                                              

Ходьба пешком в школу

8.00—13.30                                            

Учебные занятия

13.30—14.30                                          

Обед, прогулка на свежем воздухе

14.30—15.00                                          

Послеобеденный отдых

15.00—16.30                                          

Самоподготовка

16.30—18.30                                          

Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия  физическими упражнениями (2—3 раз  в неделю)

18.30—19.30                                          

Ужин, отдых

19.30—21.00                                          

Самоподготовка

21.00—21.30                                          

Подготовка ко сну

21.30                                                       

Отбой


 

2.3 Правильное питание

Человек издавна использовал  питание в качестве одного из важнейших 
средств для укрепления здоровья. Недаром древнегреческие мудрецы 
утверждали: человек есть суть то, что ест, а Сенека писал, что умеренное 
питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от 
пресыщения.

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные  вещества.

Информация о работе Здоровый образ жизни в системе физического воспитания младших школьников