Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
Цель – определить наиболее эффективные методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Объект – процесс формирования здорового образа жизни.
Предмет – методы формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Гипотеза – формирование ЗОЖ у младших школьников будет эффективным, если:
- учитывать возрастные особенности детей.
- создать условия для формирования здорового образа жизни.
Однако, в костной системе
детей по-прежнему меньше неорганических
соединений, больше воды и белковоподобных
веществ, чем в костях взрослых. Детские
кости требуют лучшего кровосна
г) Мышцы и жировая ткань.
До изменения рациона питания в начальных классах жировая ткань у детей обычно не меняется. Однако с переменой пищи происходит постепенное нарастание массы и силы мышц.
Несмотря на то, что
мышцы в среднем детском возрас
Психологические
особенности младших школьников
С началом обучения у младшего школьника появляется новый вид деятельности - учение. На этой основе меняются его взаимоотношения с родителями и устанавливаются отношения с новыми людьми: одноклассниками, учителями. В учебном труде формируется произвольная регуляция всей психической деятельности ребенка: произвольное внимание, произвольное восприятие и мышление.
Младшие школьники очень любознательны. Их интересуют различные вопросы о природных явлениях, о жизни животных, растений. Важной особенностью является их высокая эмоциональная возбудимость. Ярко сказанное слово, прочитанная сказка, рассказ, игра захватывают детей, вызывают отклик в их душе и создают благоприятные предпосылки для формирования высоких нравственных чувств. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с взрослыми, со своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетным лицом для них становится учитель. Поэтому он должен продумать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, правильно строить свои взаимоотношения с окружающими. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они легче поддаются воспитательному влиянию взрослых, а в особенности- учителя. Для младшего школьника характерно добросовестное выполнение различных поручений, проявление большой настойчивости в делах. Эту особенность следует развивать путем умелого распределения поручений в рамках классного самоуправления, контроля над качеством их выполнения, поощрения детей за достигнутые успехи. Если взрослые люди мало поощряют за успехи, больше наказывают за промахи, то в итоге формируется мотив избегания неудач, который не является стимулом достижения успехов. Учение, общение, труд, игра - главные виды деятельности младшего школьника.
Умелая организация всех видов деятельности позволяет сформировать сплоченный детский коллектив. В стихийно складывающихся детских коллективах без должного руководства иногда господствует кулачное право, эксплуатация сильными слабых, грубость и жестокость. Это объясняется тем, что у детей еще не сложились твердые моральные убеждения и не закрепились навыки гуманной общественной жизни. Возникающие противоречия они склонны решить дракой. Воспитатель должен предупреждать грубость, подсказывать правильные пути решения возникающих конфликтов.
У первоклассников и
отчасти у второклассников
В 1-5 классах формируется характер человека, складываются основные черты по отношению к выполняемой деятельности - целеустремленность, работоспособность, усидчивость, настойчивость, ответственность. В межличностном отношении - контактность, покладистость, доброта, преданность, исполнительность, обязательность, справедливость.
1.4 Влияние
физического воспитания на
Оздоровительный и профилактический
эффект физического воспитания неразрывно связан с повышенной
физической активностью, усилением функций
опорно-двигательного аппарата, активизацией
обмена веществ. Учение Р. Могендовича
о моторно-висцеральных рефлексах показало
взаимосвязь деятельности двигательного
аппарата, скелетных мышц и вегетативных
органов. В результате недостаточной двигательной
активности в организме человека нарушаются
нервно-рефлекторные связи, заложенные
природой и закрепленные в процессе тяжелого
физического труда, что приводит к расстройству
регуляции деятельности сердечно-сосудистой
и других систем, нарушению обмена веществ
и развитию дегенеративных заболеваний
(атеросклероз и др.). Для нормального функционирования
человеческого организма и сохранения
здоровья необходима определенная «доза»
двигательной активности. В этой связи
возникает вопрос о так называемой привычной
двигательной активности, т. е. деятельности,
выполняемой в процессе профессионального
повседневного труда и в быту. Наиболее
адекватным выражением количества произведенной
мышечной работы является величина энергозатрат.
Минимальная величина суточных энергозатрат,
необходимых для нормальной жизнедеятельности
организма, составляет 12-16 МДж (в. зависимости
от возраста, пола и массы тела), что соответствует
2880-3840 ккал. Из них на мышечную деятельность
должно расходоваться не менее 5,0-9,0 МДж
(1200--1900 ккал); остальные энергозатраты
обеспечивают поддержание жизнедеятельности
организма в состоянии покоя, нормальную
деятельность систем дыхания и кровообращения,
обменные процессы и т. д. (энергия основного
обмена).
«Двигательная активность
принадлежит к числу основных
факторов, определяющих уровень обменных
процессов организма и
Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии физического воспитания на организм.
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Разработанная нами модель здорового образа состоит из пяти компонентов:
2.1 Цели и задачи здорового образа жизни
В нашей модели целью здорового образа жизни является - сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровье формирующей среды в образовательном учреждении.
Для того чтобы
цель была наиболее достижимой, мы решаем определенные задачи:
- приведение условий обучения в полное
соответствие с санитарно-гигиеническими
нормами;
- повышение уровня здоровья учащихся;
- воспитание культуры здоровья учащихся;
- придание образовательно-воспитательному
процессу безопасного и здоровьесберегающего
характера;
- просвещение родителей учащихся по вопросам
культуры здоровья;
- создание условий в образовательном
учреждении для обеспечения здоровья
и безопасности учащихся
- формирование у школьников через цикл
учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности
системы знаний о здоровье человека и
здоровом образе жизни, мотивации на сохранение
своего здоровья и здоровья окружающих
людей;
- разработка и внедрение системы оздоровительных
профилактических и коррекционных мероприятий.
2.2 Режим дня учащихся младших классов
Четкое выполнение хотя
бы в течение нескольких недель заранее
продуманного и разумно составленного
распорядка дня поможет школьнику
выработать у себя динамический стереотип.
Его физиологическая основа —
формирование в коре больших полушарий определенной последовательности
процессов возбуждения и торможения, необходимых
для эффективной
деятельности. Автор учения о динамическом
стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что
его создание - длительный труд. Закрепившиеся
привычки к регулярным занятиям, к разумно
организованному распорядку дня помогают
поддерживать в течение учебного года
хорошую работоспособность.
Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей учебного заведения (расписания занятий), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов. В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы — счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы. Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью. Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2—4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы. Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у человека высокая физическая работоспособность), а сужены — в 2 ч ночи. Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая — в 17—18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью.
Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня. Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма. Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня. В табл. 1 предлагается приблизительный распорядок дня для учащихся младших классов.
Помимо разумного распорядка
дня выделим следующие
Таблица 1. Примерный распорядок дня школьников.
Время суток, часы |
Элементы режима дня |
7.00—7.05 |
Подъем, уборка постели |
7.05—7.15 |
Утренняя гимнастика |
7.15—7.20 |
Умывание, закаливающие процедуры |
7.20—7.45 |
Завтрак |
7.45—8,00 |
Ходьба пешком в школу |
8.00—13.30 |
Учебные занятия |
13.30—14.30 |
Обед, прогулка на свежем воздухе |
14.30—15.00 |
Послеобеденный отдых |
15.00—16.30 |
Самоподготовка |
16.30—18.30 |
Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (2—3 раз в неделю) |
18.30—19.30 |
Ужин, отдых |
19.30—21.00 |
Самоподготовка |
21.00—21.30 |
Подготовка ко сну |
21.30 |
Отбой |
2.3 Правильное питание
Человек издавна использовал
питание в качестве одного из важнейших
средств для укрепления здоровья. Недаром
древнегреческие мудрецы
утверждали: человек есть суть то, что
ест, а Сенека писал, что умеренное
питание повышает умственные способности. Ум, говорил он, тупеет от
пресыщения.
Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.
Информация о работе Здоровый образ жизни в системе физического воспитания младших школьников