Взаимоотношения детей с людьми старшего возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования – проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста. Отметить влияние школы на эти взаимоотношения.
Для раскрытия данной цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Выявить основные трудности общения с пожилыми людьми.
2. Показать как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.
3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения.

Файлы: 1 файл

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Подростки бесконечно нуждаются  в помощи и поддержке взрослых по решению жизненно важной задачи – развитие своих интеллектуальных возможностей, так как в этот период жизни реальность собственного мышления такова же, как реальность тела, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процесс как мне принадлежащем.

Это обостряет значение содержания общения между подростком и взрослыми людьми.

На поверхности бытового поведения подростков наблюдатель  видит, что они очень много  сил и времени отдают общению  со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых существенно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу может только человек зрелый.

Можно привести данные, взятые из работы И.Ю. Кулагиной «Возрастная  психология. Развитие от младенчества до 17 лет». Использование бесед, стандартизованного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению      о том, что потребность общения со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного самоопределения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.

Обращает на себя внимание еще одна особенность общения  подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены  отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношений с подростками – переоценивают или недооценивают их.

Характер общения с  взрослыми существенно влияет на такие стороны самооценки как  степень самостоятельности и  независимости. Существуют цифры, которые подтверждают это. У подростков, которые могут доверительно общаться с взрослыми, только 8.3 % неадекватная самооценка (так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения со взрослыми неадекватная самооценка в 87.9% случаев. Устойчивая самооценка формируется у 79.1 % исследуемых школьников если у них есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении – у 25 %.

Подростки удовлетворенные  своим доверительным общением с  взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реальности человеческой жизни анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовлетворения. Поведение этих подростков взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Совершено другая картина  характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они затрудняются самостоятельно анализировать и оценивать сверстников и взрослых, не умеют и не хотят этого делать. В поведении этих подростков отмечаются агрессивность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.

В экспериментах с несовершеннолетними правонарушителями установлено, что ближайший круг их общения становиться важнейшим фактором формирования их ценностных ориентаций. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влияния взрослых, которое воспринимается как «помеха» для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное содержание.

Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физического созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется  в возможности интегрировать  разные проявления жизни.

 

2. Общение подростка  с людьми пожилого возраста

В отличие от ребенка, принимающего правила поведения на веру, подросток уже начинает осознавать их относительность. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов   становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального интеллектуального поиска.

Начиная разговор о взаимодействии подростков и людей взрослого  пожилого возраста, мы имеем в виду общение между поколениями. Для  лучшего понимания темы данного  исследования необходимо объяснить  наиболее часто встречающиеся термины, в данном случае это «общение» и «поколение». Когда говорят об общении, то имеют в виду «взаимодействие между  людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующее цель достижения изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц».

Именно в общении  отчетливо проявляется так называемый конфликт поколений или конфликт «отцов и детей». Для наилучшего понимания сущности конфликта необходимо объяснить термин поколение.

Понятие «поколение» не является однозначным. Сложилась научная традиция использовать его в четырех значениях.

Во-первых, поколение  означает современников – людей, родившихся преимущественно в одно время.

Во-вторых, антропологи  или юристы поколением называют ступень в происхождении от общего предка.

В-третьих, историки и  социологи данным термином называют отрезок времени от рождения родителей  до рождения их детей.

Наконец, данное понятие  употребляется в символическом  смысле, подчеркивая не сколько хронологическую общность современников, сколько общность их жизненного опыта, их мироощущения, их образ жизни.

Пожилые люди, свободные  от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием  внуков. Поэтому социально значимой проблемой для общества является общение пожилых и молодых, которое нередко бывает конфликтным.

Можно выделить еще несколько  причин, порождающих трудности в  общении  молодых и пожилых.

  1. Разно направленность жизненного вектора. Пожилым свойственна оглядка назад, анализ, оценка жизненного пути.  Старшие поколения со сложившимся укладом жизни и в состоянии активности в своем стремлении к достижению гармонии в удовлетворении требований общества, социальной среды и своих потребностей не всегда может адекватно отражать стремление молодых к достижению такого же рода гармонии в составе своих «малых» групп. Если при этом молодое поколение находится в состоянии социальной и экономической зависимости, то его стремление к защите «Я – концепции» может приводить к конфликтным ситуациям.
  2. Во всех случаях сохраняется взаимоотношения типичного в образе жизни, что свойственно обществу (взрослых), а также специфичного и индивидуального, что свойственно малой группе и его членам.
  3. Различное восприятие окружающего мира, времени.
  4. различные субкультуры. У пожилых и молодых свои субкультуры. Они отличаются друг от друга взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, языком. Молодежь часто употребляет свой сленг, что ставит в тупик людей старшего поколения и мешает восприятию и пониманию друг друга.
  5. Физиологические и психологические особенности пожилых и молодых. Многие качества у пожилых гиперболизируются, наблюдается поляризация взглядов, склонность идеализировать прошлое, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости – повышенная сентиментальность, умиление. Такие важные компоненты общения, как память и внимание, также нарушаются. Часто пожилые люди в подробностях помнят что было давно, и не могут вспомнить вчерашний день. Внимание характеризуется неустойчивостью и отвлекаемостью. Все это в сочетании с такими качествами подростков, как неуравновешенность, нетерпимость, агрессивность и неумение управлять своими чувствами, является еще одним конфликтогенным фактором в их общении друг с другом.

Таким образом, возрастные особенность подростков и пожилых людей затрудняют процесс общения. Неумение в достаточной степени понимать другого человека, его чувства, желания, потребности присуще и пожилым, и молодым людям. Только подросток с силу малого социального опыта не владеет приемами общения, а пожилой человек постепенно их утрачивает.

 Правомерно  выделять  четыре типа связей между поколениями.

  1. Силовые связи, которые по сути отношения  руководства и подчиненного, ведущих и ведомых. Их квинтэссенция в словах: «Я тебя породил, я тебя и убью». Поэтому старшее поколение как носитель культуры общества не всегда принимает субкультуру молодежи, тяготеет к диктату, авторитаризму. Старшее поколение более консервативно, с трудом воспринимает новое, более категорично, более безапелляционно в суждениях, тяготеет к вердикту, а не к дискуссии.
  2. Эмоциональные связи это отношения любви, привязанности и восхищения, благодарности, уважения. Естественно, именно на такие отношения претендует старшее поколение. Однако большинству молодых присуще негативное отношение к прошлому страны, пренебрежение патриотизмом, альтруизмом, то есть всем тем, что олицетворяет старшее поколение. Ведущей моделью отношения молодежи к старикам стала геронтофобия.
  3. Когнитивные связи, т.е. связи, в процессе которых происходит обмен информацией. В каждую социокультурную эпоху поколению присущи свои ценности, идеи, мотивы и действия людей, которые и определяют его облик. Поэтому, познавая прошлое, молодежь лучше понимает настоящее.
  4. Нормативные связи – передача молодежи комплекса норм, выполняющих функции регламентации, регулирования и контроля над взаимодействием и взаимоотношениями людей. Но сами нормы зависят от общественно – экономического строя общества. Для того чтобы норма сформировалась и начала действовать, необходимы определенные условия, т.е. «социальный заказ». У каждого субъекта собственные представления о нормах, и если они не совпадают с общепринятыми, авторами которых является старшее поколении, то субъекты вступают в открытый или скрытый конфликт.

 

3. Влияние школы  на  взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста

Подросток в школе  обязан беспрекословно выполнять все  требования учителей, не имеет права  критиковать их, ученические организации  функционируют под контролем  и руководством взрослых (классного  руководителя и школьной администрации), и очень часто это руководство перерастает в мелочную опеку.

Значительно более сложными  и дифференцированными становятся в юношеском возрасте  отношения  к учителям  и с учителями. Подобно  родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ипостасей, соответствующих выполняемым им функциям: замена родителей; власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; авторитетный источник знаний в определенной области; старший друг и товарищ.

 Младший школьник  не различает этих функций,  воспринимая учителя в целом и оценивая его по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется. Подросток уже не видит в учителе отца и мать. Учительская власть также не велика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не вправе. В образе «идеального» учителя на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества – способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень его знаний и качество преподавания, на третьем – умение справедливо распоряжаться властью.

Эти качества не всегда сочетаются в одном лице. Отсюда  - дифференциация  оценок учителей и самих отношений с ними.  В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который отлично знает  и преподает свой предмет, пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но вместе с тем школьнику хочется встретить в лице  учителя настоящего друга, причем уровень его требований к этой дружбе достаточно высок.

Главное препятствие  взаимопонимания учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений, наивно – бюрократический «школо-» и «учебоцентризм». Учитель, озадаченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические опасности и вредности своей профессии.  Многих учителей  и вне школы отличает назойливо – дидактическая, поучающая манера держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

Подростковая личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная и типичная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким – то усредненным, формальным и внешним показаниям, таким как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость. Но самый легкий, послушный и покладистый ребенок не всегда  самый искрений или самый инициативный. В средней и старшей школе отношения учителя с учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу, прежние формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у учащихся.

Информация о работе Взаимоотношения детей с людьми старшего возраста