Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2015 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста
Для раскрытия поставленной цели нужно решить такие задачи, как:
Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Определить основные трудности общения с пожилыми людьми.
Показать, как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретический анализ взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения
1.1. Отношения подростков с родителями
1.2. Общение подростка с людьми пожилого возраста
Глава 2. Практический анализ взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения.
2.1. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста
2.2. Психологическое тестирование школьников «референтная группа»
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования «Казанский

(Приволжский) федеральный  университет»

Елабужский институт государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального

образования «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Специальность № 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) - «Экономика и управление»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

 

 

Работа завершена:

«__»________________2014 г.

 

Работа допущена к защите:

научный руководитель

ассистент

«__»________________2014 г.

 

Елабуга, 2014 г.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

1.1. Отношения подростков с родителями 
1.2. Общение подростка с людьми пожилого возраста

Глава 2. Практический анализ взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения. 
2.1. Влияние школы на взаимоотношения подростков с людьми зрелого (пожилого) возраста 
2.2. Психологическое тестирование школьников «референтная группа» 
Заключение

Список литературы.

 

Введение

Тема взаимоотношений детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста не является новой для современной психолого – педагогической науки, но все равно она не теряет своей актуальности, так как взаимоотношения подростков и родителей, бабушек и дедушек с внуками, преподавателей и их учеников остаются и играют большую и важную, чаще даже решающую роль в становлении личности подростка в процессе его дальнейшей социализации в обществе. Ведь именно благодаря общению со старшим поколением ребенок получает тот набор знаний о нормах и правилах поведения, которые помогают ему в будущем участвовать в общественной жизни. Известно, что старшее поколение является главным носителем общественных ценностей и взаимодействие подростков именно с этим поколением необходимо для того, чтобы шла передача информации.

Цель курсовой работы: проанализировать взаимодействие детей подросткового возраста с людьми зрелого (пожилого) возраста

Для раскрытия поставленной цели нужно решить такие задачи, как:

  1. Рассмотреть проблему важности общения со старшими в подростковом возрасте. Определить основные трудности общения с пожилыми людьми.
  2. Показать, как школа может влиять на взаимоотношения подростков со взрослыми людьми.
  3. Проведение психодиагностики детей подросткового возраста с целью выявления их предпочитаемого круга общения.

Объект исследования: дети подросткового возраста и окружающее их старшее поколение - родители, бабушки, дедушки, преподователи.

Предмет исследования: взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения.

Данная курсовая работа состоит из 2 глав, 4 параграфов, введения, заклю –

чения, списка литературы.

 

Глава 1. Теоретический анализ взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения

1.1. Отношения подростков  с родителями

 

Общение со сверстниками, которое большинство подростков ставит для себя на первое место, отодвигает на второй план проблемы их взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. А ведь это одна из наиболее значимых сфер отношений подростков. Влияние родителей ограниченно – им уже не охватываются все сферы жизни как это было, например, в младшем школьном возрасте, но его значение и важность трудно переоценить. Так как в первую очередь именно от позиции родителей и других значимых взрослых зависят ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков. Но в этом возрасте (подростковом) взгляды и отзывы друзей - сверстников в вопросах дружеских отношений с девочками и мальчиками, в вопросах связанных с развлечениями и досугом, современной музыкой и живописью, молодежной моды обычно наиболее важны, чем мнение родителей.

Причиной этих проблем является непонимание взрослыми внутреннего мира подростков, их неистинные или тривиальные представления о переживаниях, побуждениях к тем или иным поступкам, стремлениях, ценностях. Так же взрослые часто недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростков.

Проведя исследование, ученые доказали, что чем старше становятся подростки, тем меньшее понимание они находят у окружающих его взрослых. Если их представления о переживаниях учащихся 4-5 классов соответствуют реальности, то представления взрослых о переживаниях учащихся 7-8 классов весьма далеки от действительности. Зачастую представления родителей и преподавателей сближаются, то есть другими словами родители перестают видеть своих детей, а преподаватели учеников, и место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия, взятая из газет, разговоров взрослых между собой, но только не из реального живого видения своего ребенка.

И родители и преподаватели подростков, чаще всего не умеют или не успевают увидеть и тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаясь сохранить детские формы воспитания, контроля и общения с детьми. Именно в этот момент подростки, начиная с пятого класса, отмечают в качестве главного основания своих огорчений общение с ними: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (5 класс); «огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы; они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (7 класс). Особенно сильно это проявляется в старших подростковых классах, учащиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми на «равных», редко имея возможность ее удовлетворить. Результатом этого как правило, становится противопоставление своего «Я» взрослым, потребность в независимости.

 В младшем подростковом возрасте  пути возмещения недовольства своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми обычно такие: стремление к снижению ценности желаемого общения; стремление к замещающей деятельности; погружение в мир фантастических образов; подавленность в форме агрессии или ухода от общения.

Для старших подростков более характерны такие формы негативного отношения ко взрослому, как реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера), реакция отказа (неподчинение требованиям), реакция изоляции (стремление избежать нежелательных конфликтов).

 Кризис подросткового возраста  более затяжной и острый, так  как из-за быстрого темпа физического и умственного развития у подростков появляются много действительно актуальных потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в условиях недостаточной социальной зрелости школьника.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую самостоятельную действительность. Самая распространенная жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!». Торопливость, не умение и не желание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – это все в первую очередь и создает психологический барьер между родителя и растущими детьми.

!В работе Кона И.С. приведено описание следующего опыта !!!проведенного в Ленинграде: группу школьников, учеников девятого класса попросили оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители, друзья и одноклассники. После этого приглашенных в школу родителей попросили оценить качества своих детей и предсказать их самооценки. Уже первые пробы показали, что дети гораздо более точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего ребенка, то есть как бы «влезть в его шкуру», очень заинтересовала, но показалась им трудной. А некоторые родители даже не смогли понять задание: «Что значит – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле». Даже добросовестно пытаясь встать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качеств. Это значит, что самосознание ребенка, его «Я» родителям не известно.

Дело конечно не в том, что дети проницательнее или чувствительнее родителей. Предсказать родительскую оценку не так уж трудно, потому что она в той или иной форме неоднократно прямо или косвенно высказывалась.

В работе Дубровиной И.В. в сборнике «Формирование личности в переходный период» приведены следующие данные, относительно потребности школьников в различного рода общении.

 

Партнеры

Регламентируемое общение

Нерегламентированное общение

Потребность в нем

Реальное общение

Потребность в нем

Реальное общение

Родители и близкие родственники

4.7

70.8

66.6

29.2

Учителя

8.3

95.7

10.9

4.3.

Другие взрослые

2.6

98.6

6.5.

1.4

Близкий друг сверстник

0

0

68.4

56.2

Другие сверстники

4.6

68.4

24.3

31.6


 

Как видно из таблицы, общение со взрослыми, включая  родителей,  оказалось гораздо более формальным и регламентируемым, чем общение со сверстниками. Оно вызывает у подростков острую неудовлетворенность. Потребность в формальном общении с родителями удовлетворяется меньше чем на половину.  

Общение подростка с родителями, учителями и другими взрослыми, начинает складываться под влиянием возникающего чувства зрелости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отожествляемую в их понимании со взрослостью.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по- новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.

В связи с легкой ранимостью подростка для взрослых очень важно найти формы налаживания  и поддержания этих контактов. Подросток испытывает желание поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому  ему трудно начать столь близкое общений.

Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость  настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведет к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями.

Характерно для подросткового возраста являются имитации чьего – либо поведения. Чаще имитируются поведение значимого взрослого, достигшего успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка.

Недостаточность внимания, заботы и руководства,  формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует семя лишним,  ибо является источником обременяющих забот. Подросток в таких случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенный возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.

Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда  внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.

Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется  сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие как, дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сенситивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Основные сложности в общении, конфликты возникают из – за родительского контроля за поведением, учебой, выбором друзей.  Существуют несколько стилей воспитания, определяющего особенности отношений подростка со взрослыми и его личностное развитие.

Информация о работе Взаимоотношения детей подросткового возраста с людьми старшего поколения