Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа
Целью работы является изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей организма.
Задачи исследования:
- определить понятие о двигательных способностях организма,
- дать общую характеристику двигательных способностей организма,
- изучить влияние возрастных особенностей организма на двигательные способности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Характеристика возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей……………………………………………………...5
1.1 Понятие о двигательных способностях……………………………………...5
1.2 Характеристика двигательных способностей…………………………….....7
1.3 Предпосылки развития двигательных способностей……………………...12
1.4 Возрастные особенности воспитания двигательных способностей……...14
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список использованной литературы…………………………………………...25
Тема:
Возрастные особенности совершенствования
двигательных способностей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Характеристика
возрастных особенностей совершенствования
двигательных способностей………………………………………………
1.1 Понятие о двигательных способностях……………………………………...5
1.2 Характеристика двигательных способностей…………………………….....7
1.3 Предпосылки развития двигательных способностей……………………...12
1.4 Возрастные особенности воспитания двигательных способностей……...14
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.
У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий.
Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям.
В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает.
Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.
Развитие двигательных способностей содействует решению социально-обусловленных задач: Всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.
Способствует физической и умственной работоспособности, более творческой реализации творческих сил человека в интересах общества.
Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями: физические, двигательные, моторные, психофизические и т.д.
Эти понятия и термины отражают специфику тех дисциплин, в которых они возникли.
Например, в теории и методике физического воспитания и спорта используют двигательные и физические способности, в биомеханике – моторные и т.д.
По отношению к двигательным способностям часто употребляют – развитие, совершенствование, воспитание. Воспитание – ассоциируется с целостной личностью, ее морально-волевыми, нравственными, личностными качествами.
В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Целью работы является изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей организма.
Задачи исследования:
- определить понятие о двигательных способностях организма,
-
дать общую характеристику
-
изучить влияние возрастных
Объект исследования: возрастные особенностей развития двигательных способностей организма.
Предмет
исследования: средства развития двигательных
способностей организма.
Глава
1 Характеристика
возрастных особенностей
совершенствования
двигательных способностей
1.1
Понятие о двигательных
способностях
Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями.
Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли.
Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины «физические» или «двигательные» способности, в психологии – «психомоторные» и «психофизические» способности, в физиологии – «физические качества», в биомеханике - «физические» или «моторные качества» [5].
Доктор
педагогических наук В.И. Лях отмечает,
что у разных людей уровень
развития и сочетания, слагаемых
названных физическими
Поэтому в современной литературе используют термин не «физические качества», а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости.
Понятие физические способности точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у каждого индивидуума.
Однако вполне допустимо использовать оба понятия: физические качества и двигательные способности, как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей.
Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах [9].
Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории физические качества вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания.
Так, при обучении движениям
преподаватель может
Но в отношении силы, скорости,
продолжительности и других
Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин: Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [15].
Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.
Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать - это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности.
В
то же время такие индивидуальные особенности,
как максимальное потребление кислорода,
высокая подвижность нервных процессов,
быстрота мышления или длина туловища
отражаются на процессуальной и результирующей
стороне деятельности.
1.2
Характеристика двигательных
способностей
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.).
Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств [2].
В
настоящее время
Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость.
К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие.
Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.
Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека [13].
Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом.
Координационные
способности преимущественно
Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга.
Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления.
Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д.
Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида.
Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов [12].
Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.
Вышеназванные способности можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности).
Информация о работе Возрастные особенности совершенствования двигательных способностей