Возрастные особенности совершенствования двигательных способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей организма.
Задачи исследования:
- определить понятие о двигательных способностях организма,
- дать общую характеристику двигательных способностей организма,
- изучить влияние возрастных особенностей организма на двигательные способности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Характеристика возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей……………………………………………………...5

1.1 Понятие о двигательных способностях……………………………………...5

1.2 Характеристика двигательных способностей…………………………….....7

1.3 Предпосылки развития двигательных способностей……………………...12

1.4 Возрастные особенности воспитания двигательных способностей……...14

Заключение…………………………………………………………………….....24

Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

dvigatelqnye_sposobnosti.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

      Тема: Возрастные особенности совершенствования двигательных способностей 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Характеристика возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей……………………………………………………...5

1.1 Понятие о двигательных способностях……………………………………...5

1.2 Характеристика двигательных способностей…………………………….....7

1.3 Предпосылки развития двигательных способностей……………………...12

1.4 Возрастные особенности воспитания двигательных способностей……...14

Заключение…………………………………………………………………….....24

Список использованной литературы…………………………………………...25  

          

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Тема  общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.

       Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

       У младших школьников основным видом  деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий.

       Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.

       Высокий уровень развития координационных  способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям.

       В условиях научно-технической революции  значимость различных координационных способностей постоянно возрастает.

       Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных  и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.

       Развитие  двигательных способностей содействует  решению социально-обусловленных задач: Всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.

       Способствует  физической и умственной работоспособности, более творческой реализации творческих сил человека в интересах общества.

       Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями: физические, двигательные, моторные, психофизические и т.д.

       Эти понятия и термины отражают специфику тех дисциплин, в которых они возникли.

       Например, в теории и методике физического воспитания и спорта используют двигательные и физические способности, в биомеханике – моторные и т.д.

       По  отношению к двигательным способностям часто употребляют – развитие, совершенствование, воспитание. Воспитание – ассоциируется с целостной личностью, ее морально-волевыми, нравственными, личностными качествами.

       В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

       Целью работы является изучение возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей организма.

       Задачи  исследования:

       - определить понятие о двигательных способностях организма,

       - дать общую характеристику двигательных  способностей организма,

       - изучить влияние возрастных особенностей  организма на двигательные способности.

       Объект  исследования: возрастные особенностей развития двигательных способностей организма.

       Предмет исследования: средства развития двигательных способностей организма. 

      Глава 1 Характеристика возрастных особенностей совершенствования двигательных способностей 

       1.1 Понятие о двигательных способностях  

       Для обозначения способностей, относящихся  к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями.

       Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли.

       Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины «физические» или «двигательные» способности, в психологии – «психомоторные» и «психофизические» способности, в физиологии – «физические качества», в биомеханике - «физические» или «моторные качества» [5].

       Доктор  педагогических наук В.И. Лях отмечает, что у разных людей уровень  развития и сочетания, слагаемых  названных физическими качествами очень различны.

       Поэтому в современной литературе используют термин не «физические качества», а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости.

       Понятие физические способности точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у каждого индивидуума.

       Однако  вполне допустимо использовать оба понятия: физические качества и двигательные способности, как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей.

       Представление о физических качествах первоначально  использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах [9].

       Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории физические качества вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания.

         Так, при обучении движениям  преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении (о положение тела, направление и амплитуде движения, его ритме и т.п.).

         Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может давать лишь такие указания, как «сильнее - слабее», «быстрее – медленнее» и т.п.

       Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин: Под физическими качествами понимают определённые социально обусловленные совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [15].

       Он  также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу, физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.

       Итак, в общем виде двигательные способности  можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

         Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать - это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности.

       В то же время такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.  

       1.2 Характеристика двигательных способностей 

       Каждый  человек обладает некоторыми двигательными  возможностями (например, может поднять  какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.).

       Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств [2].

       В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого  физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры  мало или совсем не связаны друг с другом.

       Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость.

       К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие.

       Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость.

       Несмотря  на усилия учёных, длящиеся уже около  столетия, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека [13].

       Наиболее  распространённой является их систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом.

       Координационные способности преимущественно обусловлены  центрально-нервными влияниями (психофизиологическими  механизмами управления и регулирования). Ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух классов.

       Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга.

       Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления.

       Например, к абсолютным (явным) показателям  относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д.

       Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида.

       Абсолютных  и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов [12].

       Это поможет им определить явные и  скрытые двигательные возможности  в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

       Вышеназванные способности можно представить  как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности).

Информация о работе Возрастные особенности совершенствования двигательных способностей